Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Киреева Евгения Олеговна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Цель:

1. Познакомить детей с животным миром родного края.

2. Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями.

3. Закреплять умение четко проговаривать слова и звуки.

4. Воспитывать любознательность.

Задачи занятия:

1. Закрепить названия диких животных и их детенышей.

2. Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Нижегородской области.

3. Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься.

Предварительная работа:

Разучивание загадок по теме «Дикие животные».

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк»«Заяц – хваста»«Кот, петух и лиса»«Лиса и журавль»; рассказы В. Бианки и др.

Оборудование и материал:

1. Плакаты и картинки «Дикие животные».

2. Игры «Назови детеныша»«Четвертый лишний»«Скажи наоборот».

Ход занятия:

Организационный момент:

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Воспитатель: Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

Зеленоглаза, весела,

Девица – красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень листьям, нам тепло,

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - …
(Ответы детей).

Воспитатель: А теперь вспомним признаки весны (ответы детей).

Пришла весна в парки, сады, на поля и луга. А куда еще пришла весна? (ответы детей).

(на экране появляется картина леса).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто? (Показываю плакаты, загадываю загадки).

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(Заяц, на плакате картинка зайца).

Все считают зайцев трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: зачем стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет». Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей).

Воспитатель: Так что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку?

Дети: Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же ещё к нам пришёл в гости.

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это.

Дети: Это белка!

Воспитатель: Правильно (показываю картинку).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, белка, какая? И что она кушает? (Она быстрая, шустрая.)

Дети: Белка питается орехами.

Воспитатель: Давайте ещё отгадаем одну загадку!

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Правильно, хитрая лиса. (Показываю картинку с лисой). А что значит хитрая?

Дети: Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках. Как только не называют ее: Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья. Лиса зверь красивый и грациозный. Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. А знаете ли вы, как называется лисий дом? (Нора). Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

Кого только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

Воспитатель: Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая.)

Воспитатель: Кто же ещё пришёл к нам в гости из леса? (Зачитываю загадку).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Ребята, вы догадались кто это?

Дети: Медведь.

Медведи обитают в густом лесу, на глаза человеку медведи стараются не показываться. У нас обитают бурые медведи, к ним очень опасно подходить да и встречаться с ними не менее опасно. Они очень агрессивные и нападают на человека, особенно если медведица с детенышем. А как называется детёныш медведицы? (Медвежонок.) С приходом зимы жизнь медведя меняется. Зимой медведи впадают в спячку до весны. За счет толстого слоя жира мишка не хочет есть, поэтому не просыпается. Жилище медведя – берлога. Медведь питается другими животными, но он также большой сластёна. Любит полакомиться малиной и др. ягодами, а так же мёдом.

Воспитатель: Медведь, какой? (Бурый, огромный, лохматый). А где спит зимой медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Ребята, а почему медведя ещё называют «Косолапый мишка»?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель«Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко». А теперь посмотрим, угадаете ли вы этого гостя?

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь – рогатый …

Дети: Это лось.

Лоси – травоядные животные, питаются травой и мелкими кустиками и веточками. Лось быстро бегает. Случалось, что лоси в нашем краю выходили в села и города, когда им не хватало пищи.

Воспитатель: А к нам ещё один гость пришёл. Давайте подумаем кто же это?

Серый, страшный и зубастый,

Произвёл переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех …

Дети: Это волк.

Воспитатель: Да, ребята, это волк. Волк – это хищное животное, то есть питается другими животными: и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. Они стараются не попадаться на глаза человеку. Жилище волка – логово. Волк зимой не впадает в спячку, животных зимой в лесу мало (мышки или др. мелкие животные), поэтому волки зимой голодные и злые. Детёныши волков – волчата.

Воспитатель: А это кто?

Колюч он, но не ёлочка

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может,

Конечно, это …

Дети: Ёж.

Сначала ежата совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и начинают вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не становятся совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать что к чему.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей). Без иголок они беззащитные, легкая добыча.

Скоро ежата начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты ежики выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей). Потому что они охотятся, ищут пищу ночью.

Воспитатель: А теперь немного разомнемся:

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Раз – присядка. Присесть. 

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться. 

Обязательно зевнуть, Повороты туловища. 

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

Воспитатель: Вот такие гости посетили нас сегодня с вами. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. О ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: Совершенно верно, о животных, которые называются дикими. А почему их называют дикими?

Воспитатель: Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края, а вот как называются их жилища? Давайте, ребята, назовём их. (Показываю на картинках жилища животных, а ребята их называют). У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у белки – дупло, у зайца нет жилища, он живет под кустом. Ребята, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных (ответы детей). Правильно ребята, если мы не будем о них заботиться, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить животным.

Воспитатель: А теперь немного поиграем.

Игра «Назови детеныша»

Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Весенним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок)

За мамой волчицей топал…(волчонок)

За мамой лисицей крался…(лисенок)

За мамой медведицей шёл….(медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой ежихой плелся…(ежонок)

Игра "Чей хвост" (работа с пособием)
Это лисий хвост.
Это беличий хвост.
Это заячий хвост.
Это волчий хвост.
Это медвежий хвост.
Игра «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – верблюд – волк – медведь.

Волк – лиса- петух – еж.

Лиса – медведь – волк – морж.

Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц.

У волка хвост длинный, а у ежа.

Белка слабая, а волк.

Лиса ловкая, а медведь.

Игра «Кто как голос подает?» 
Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу — … воет
Медведица — … ревет, рычит
Кабан — … хрюкает
Лиса — … тявкает
Еж –фыркает

Игра "Чем питаются звери"

– Чем питается заяц? Ответ: Заяц питается травой, листочками.
– Чем питается медведь? Ответ: Медведь питается травой, жуками, мышами, зайцами, мёдом.
– Чем питается белка? Ответ: Белка питается шишками, орехами.
– Чем питается еж? Ответ: Ёж питается жуками, червяками, мышами.
– Чем питается волк? Ответ: Волк питается мясом — ловит мышей, зайцев, лис.
–Чем питается лиса? Ответ: Лиса питается мышами, зайцами.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на картинки и назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети: Звери. Дикие животные.

Воспитатель: Почему этих животных называют дикими?

Дети: Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Воспитатель: Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Итог занятия.

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».

Конспект НОД по экологии в старшей группе

«Как звери и птицы весну встречают».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "День защиты животных (4 октября)"

Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "День защиты животных"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Весна»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»Цель: создание условий для закрепления представления детей о характерных признаках весны и весенни...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Приди, Весна, с радостью"

Занятие     уточняет  и закрепляет представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепяет приметы весны, названия весенних месяцев.   Воспитывает бережное...