конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Приди, Весна, с радостью"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шакирова Валентина Николаевна

Занятие     уточняет  и закрепляет представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепяет приметы весны, названия весенних месяцев.   Воспитывает бережное отношение к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе на тему «Весна».

Задачи:

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

-Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.

- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

-Развивать память, внимание, мышление.

- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.

- Формировать умение правильно вести себя на занятии, сидеть правильно, воспитывать доброжелательные отношения к окружающим. 

Предварительная работа:

Наблюдаем на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных фильмов, дидактические игры.

Материал к НОД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок. Аудиозапись «Музыка весеннего леса». Карточки к упражнению «четвёртый лишний». Конверты с заданиями. Звёздочки трёх цветов для самооценки

  1. Организационный момент:

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.

«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.

«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".

«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?        

Дети: Да.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»).

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла…

                     (Весна)

Правильно, сегодня мы поговорим о весне.

1 задание «Назови правильно»

• Назовите приметы весны. (Выслушиваю ответы детей)

• Назовите весенние месяцы. (Выслушиваю ответы детей)

• Какой сейчас месяц? (Выслушиваю ответы детей)

2 задание «Найди и объясни приметы весны»

Каждый ребенок ищет картинки с приметой весны. Ставит на магнитную доску и объясняет свой выбор.

3.задание «Отгадай загадку»

- Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

 Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку-подругу. (Ответ: Весна)

- Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

 Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Ответ: Подснежник)

- За окном звенит она

И поет: «Пришла весна!

 И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!»

Слышно с крыши:

 «Шлеп-шлеп-шлеп!»

 Это маленький потоп. (Ответ: Капель)

- Шагает красавица,

Дыханием земли касается,

 Придёт и на поле, и на речку,

Оденет в платьице цветочек. (Ответ: Весна)

- Снежок растаял и с полей

 Бежит проворливый…. (Ответ: Ручей)

Пробивается в апреле,

Все поля позеленели!

 Покрывает как ковром

Поле, луг и даже двор! (Ответ: Трава)

- Не пешеход, а идет,

Мокнут люди у ворот.

 Ловит дворник его в кадку,

Назовите-ка отгадку? (Ответ: Дождь)

- Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Ответ: Сосулька) 

4. Задание: «Найди ошибку»

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

• Пригрело солнце, потому что тает снег.

• Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

• Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

• Наступила весна, потому что прилетели грачи.

• Пришла весна, потому что пробудился медведь.

-Молодцы!

5.задание «Найди лишнее»

 А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

  • Капель, проталина, урожай, сосулька.
  • Подснежник, весна, листопад, грач.
  •  Таять, капать, набухать, заготавливать.
  • Март, апрель, декабрь, май.
  • Ласточка, воробей, грач, кукушка

Воспитатель: Издавна люди наблюдали за природой и замечали повторяющееся явление – их назвали народными приметами. Некоторые предметы нам тоже известны.

6.задание Игра «Я начну, а вы продолжите»

Поют синицы – жди тепла.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко- мало.

Ранний прилет грачей и жаворонков к теплой весне.

Если голуби разворковались, то будет тепло.

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли дрозды прилетели, значит мороз уже не будет.

Птички-синички слетаются ближе к жилью – ждите холодов.

Увидел скворца – знай, что весна у порога.

Если ласточки не прилетели в апреле, вся весна будет холодной.

До первого грома лягушки не квакают.

Длинные сосульки к долгой весне.

Давайте и мы с вами погреемся

Воспитатель: Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)

-Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.

7 задание Отгадайте загадки о весенних цветах.

• У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник).

• Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).

• Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс).

• Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный… (Тюльпан).

• Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик).

• Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).

• Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).

• Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо).

• На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают … (Грачи).

Воспитатель: -Какие птицы возвращаются весной?

-Как назвать этих птиц одним словом?

-Чем заняты птицы весной?

-Для чего им нужны гнёзда?

7 Задание. Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и крокодилы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, ласточки, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки. Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы.

- А что происходит у зверей весной? (Рождаются детёныши).

8 Задание. Игра «Назови детёнышей».

Давайте назовём детёнышей животных. (Индивидуальная работа с детьми)

-Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи? У Медведицы?

Молодцы, все правильно решили.

9 Задание. «Назови одним словом».

- Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

 • Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)

• У какого дерева белый ствол? (у берёзы)

• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

• Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)

• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

• Как называется дом муравьёв? (муравейник)

• Сколько ног у жука? (шесть)

• Кто носит свой дом на спине? (улитка)

• У какого зверя есть иголки? (у ежа)

• У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)

• Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)

• Сколько ног у паука? (восемь)

• Какая птица лечит деревья? (дятел)

• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

• Кто в лесу плетёт паутину? (паук)

• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. 

II. Закрепление ( 5 – 7 минут ).

Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки.

- Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)

- А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)

III. Итог урока ( 2- 3 минуты )

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

- Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Весна».

Конспект НОД по ознакомлению с  окружающим  миромв подготовительной группе на тему « Весна»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Дикие животные весной"....

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Весна»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе на тему: «Весна»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема:«Ранняя весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема:«Ранняя весна»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Весна»

3 декабря в рамках проведения Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" в старшей группе "Дружба" была организованна образовательная деятельность по теме "Жив...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Весна»Цель: создание условий для закрепления представления детей о характерных признаках весны и весенни...