Экологический проект "Воздух вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Крюченко Галина Александровна

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_vokrug_nas.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербург

Проект

«Воздух вокруг нас»

Воспитатель

1 квалификационной категории

Крюченко Галина Александровна

Санкт-Петербург

2018г.

Паспорт педагогического проекта

“Первая обязанность того,

 кто хочет быть здоровым,

– очистить вокруг себя воздух

Р. Роллан

Актуальность проекта

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми средней группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.  Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.

Предлагаемый проект «Воздух вокруг нас» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность, развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудит интерес к окружающему миру, заботу об окружающем мире, сформирует умение делать открытия.

Актуальность и эффективность проекта заключается еще в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей.

Авторы и участники проекта:

Воспитатели и воспитанники средней группы, родители воспитанников

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Название проекта

«Воздух вокруг нас»

Тип проекта

групповой, информационно-ориентированный, экспериментально-исследовательский

Продолжительность

Долгосрочный

Срок реализации: 

ноябрь 2017- апрель 2018.

Возрастная группа

Средняя

Объект исследования

Воздух заполняет все пространство, все трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Человеку и другим существам для жизни нужен воздух и только чистый воздух.

Наш детский сад № 22 в посёлке Металлострой находится на улице Школьной. Рядом с нашей улицей находится улица Железнодорожная, которая очень оживленная в дневное время суток. По этой улице за день проезжает много грузовых машин в промзону, много легковых машин. Весь пассажирский транспорт тоже идет по улице Железнодорожной. Поэтому выхлопные газы не минуют наш детский сад. Мы стали задумываться: «Что такое воздух?», «Какой воздух нас окружает?», «Каким воздухом мы дышим?»

Этот вопрос настолько заинтересовал нас, что мы решили изучить его поподробнее.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель работы над проектом

Раскрыть понятие «воздух», его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.  Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека. Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки проекта.

Задачи проекта

  1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
  2. Раскрыть понятие «воздух», его свойства: прозрачен, невидим, невидимый, не имеет запаха, где нужен (работает) воздух, им можно рисовать, с его помощью дышат люди, животные и растения, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
  3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
  4. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека, о некоторых правилах экологической безопасности.
  5. Формировать у детей “экологическое чувство”, чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля “общим домом”, прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.
  6. Научить детей вести наблюдение за воздухом.
  7. Поддерживать желание изучать природу.
  8. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.
  9. Научить проводить простейшие опыты.
  10. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
  11. Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
  12. Знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый, передает запах и т.д.
  13. Учить создавать образы различных предметов и образов с помощью воздуха.
  14. Поддерживать интерес у детей к использованию воздуха для художественного творчества.
  15. Учить отображать представления о воздухе в сюжетно-ролевых играх.
  16. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
  17. Продолжать формировать двигательные навыки у детей.
  18. Соблюдать правила безопасности при выполнении опытов.
  19. Соблюдать правила личной гигиены.
  20. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
  21. Развивать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.
  22. Развивать умение детей решать проблемные задачи.
  23. Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты.
  24. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности через вовлечение детей в проведении опытов, желание познавать новое.
  25. Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
  26. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

  1.  определение темы, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;
  2.  сбор информации, изучение литературы, дополнительного материала, использование компьютерных технологий;
  3.  привлечение родителей к участию в работе проекта (беседы и консультации «Нам нужна помощь»);
  4.  создание условий для реализации проекта: оформление уголка экспериментирования, изготовление и подбор материала и оборудования для опытов (приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал: пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи);
  5.  подбор художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок о воздухе, подвижных и дидактических игр о ветре, информационного материала о воздухе;
  6.  знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов;
  7.  составление плана работы.

2. Основной этап реализации проекта - исследовательский:

  1.  подготовка консультаций для родителей по данной тематике;
  2.  проведение основных мероприятий по плану: познавательные занятия, наблюдения, беседы, игры, опыты и эксперименты, наблюдения, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
  3.  использование принципа интеграции образовательных областей в реализации проекта;
  4.  показ открытого занятия исследовательской деятельности: «Воздух имеет запах?»;
  5.  итоговые мероприятия – создание мини-музея «Воздух- невидимка», выставка вееров.

3. Заключительный этап (оценочный):

  1.  обобщение результатов работы, анализ;
  2.  оценка полученных результатов в свете поставленной цели;
  3.  презентация проекта на педагогическом совете;
  4.  определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Ожидаемые результаты проекта

  1. У детей:
  1. Познакомятся со свойствами воздуха посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  2.  Узнают о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
  3.  Узнают о причинах загрязнения воздуха, о роли воздуха в жизни человека и всего живого.
  4.  Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  5.  Будут участвовать в экспериментальной деятельности с воздухом.
  6.  Создадут индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разный материал: трубочки, фломастеры.
  7.  Выучат стихи, загадки, физминутки о воздухе, о ветре.
  8.  Проявят интерес к миру природы, самостоятельно будут формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
  9.  Будут выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.
  1. У педагогов:
  1.  Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
  2.  Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3.  Пополнится ППРС в группе.
  4.  Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Формы работы с родителями

  1. Консультации: «Организация и проведение опытов в домашних условиях», «Опыты с воздухом, которые можно провести с ребёнком дома», «Влияние курения родителей на здоровье ребенка», «Не курите рядом с нами».    
  2. Анкетирование родителей «Воздух в нашей квартире», «Экология и курение».    
  3. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проведению опытов в домашних условиях.
  4. Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
  5. Изготовление поделок: вееров, вертушек для группы.
  6. Привлечение родителей к пополнению центра экспериментирования новым оборудованием и материалами.
  7. Посоветовать родителям посмотреть с детьми мультфильмы о воздухе: «Смешарики. Воздух для вдохновения», «Воздух везде», «Приключение Нефтяши и его друзей. Чистый воздух».
  8. Предложить родителям прослушать и разучить песни по данной теме.
  9. Домашнее задание: сделать веер, провести игру «Сделай ветер».
  10. Рекомендовать во время прогулки наблюдать за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.

Формы работы с педагогами

  1. Доклад на педсовете «Виды исследовательской деятельности и классификация экспериментов в ДОУ».
  2. Консультация «Как создать музей воздуха».
  3. Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета).

Формы работы с детьми

  1. Непосредственно – образовательная деятельность: «Этот удивительный воздух», «Воздух имеет запах?», «Воздух, ветер, человек», «Вот труба – над нею дым»; «Невидимый волшебник»
  2. Художественно – продуктивная деятельность:

Рисование: «Воздушные шары», с помощью мыльных пузырьков, с помощью воздуха «Кляксография».

-Конструирование и ручной труд: «Самолёт» (Строительные игры), «Самолёт» (бумага), «Веер» (бумага).

  1. Рассматривание иллюстраций: «Ветер - добрый или злой?», «Как ветер помогает человеку», «Духовые музыкальные инструменты», «Ветряные мельницы», «Ветер по морю гуляет»;
  2. Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Ветер! Ветер! Ты могуч», С. Маршак «Мыльные пузыри», С. Маршак «Дуют ветры в феврале», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Я. Аким «Ветер, ветерок, ветрище», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С. Михалков «Три ветра», С. Жупанин  «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер», Г. Лагздынь «Видел я, как ветерок…», чтение энциклопедии о сильных буранах и ветрах.
  3. Беседы: «Воздух. Почему мы его не видим», «Как летают мыльные пузыри и почему?», «Беседа с детьми о значимости дыхательной гимнастики для жизнедеятельности нашего организма», «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена», «Кому нужен воздух?», «Что приводит к загрязнению воздуха?», «Как сохранить воздух чистым», «Где используют свойства воздуха?» .
  4. Опыты и исследования: «Воздух в человеке». «Как увидеть воздух?», «Воздух имеет запах?», «Парусный кораблик», «Пламя загрязняет воздух?», «Воздух невидимый»,  «Движение воздуха можно почувствовать в группе и на улице», «Воздух бывает теплый, холодный и горячий», «Воздух можно поймать», «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес», «Воздух может двигать предметы», «Воздух легче воды», «Воздух можно услышать», «Воздух бесцветный».
  5. Постановка проблемных вопросов, ситуаций: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Как можно услышать воздух?», «Как можно почувствовать воздух?», «Имеет ли воздух силу и вес?», «Почему нам бывает жарко и холодно?», «Где живет теплый воздух, где - холодный?», «Где можно найти много воздуха сразу?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?», «Почему воздух становится грязным?», «Что люди делают для того, чтобы воздух был чище?», «Как сохранить здоровье с помощью воздуха?».
  6. Дидактические игры: «Какой ветер», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково»,
  7. Экологические игры «Найди нужное слово», «Наоборот», «Земля, вода, огонь, воздух»,
  8. Дыхательные упражнения: «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Надуй шарик», «Ветер надувает паруса», «Лети, лети пушинка» (пух, перо), выдувание мыльных пузырей.
  9. Подвижные игры: «Пузырь», «Солнышко и тучка», «Одуванчики», игры с мыльными пузырями, с воздушным «змеем», «Бег с вертушками», «Запусти и поймай летающую тарелку», игры с вертушками, ленточками, султанчиками на прогулке.
  10. Психогимнастика: «Ветер».
  11. Артикуляционная гимнастика: «Воздушный шарик»
  12. Словотворчество: «Опиши воздух», «Отгадай загадку», «Назови одним словом».
  13. Наблюдения на прогулках: состояние воздуха в разные погодные дни, состояние воздуха на дневной прогулке, на вечерней прогулке, направление ветра, сила ветра.
  14.  Оформление мини-музея в группе: «Воздух-невидимка» с подборкой тематического материала.
  15. Выставка вееров, сделанных родителями.

Результаты   проекта:

Результатом данного проекта стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей.

В ходе реализации проекта «Воздух вокруг нас» были достигнуты следующие результаты:

  1. Дети познакомились со свойствами воздуха посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Узнали о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
  3. Дети получили представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека, о некоторых правилах экологической безопасности.
  4. У детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
  5. У детей появился интерес к познавательной деятельности через экспериментальную деятельность, они научились высказывать свое мнение и предположения.
  6. Дети узнали о новых музыкальных инструментах, которые издают звук с помощью воздуха (дудочка, свистульки, труба, губные гармошки и т.п.)
  7. Собран и систематизирован материал по теме проекта.
  8. В группе пополнилась РППС по экологическому воспитанию, пополнился уголок экспериментирования новым оборудованием для проведения опытов.
  9. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
  10. Создана картотека занимательных опытов с воздухом.
  11. Создан в группе мини-музей «Воздух-невидимка».
  12. Создана выставка вееров, сделанных руками родителей.

Проведенная работа по данному проекту достаточно эффективна, результативна и   определяет направление дальнейшей работы   и мероприятия экологической направленности.

Вывод: Итак, благодаря воздуху мы дышим, слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи предметов и сушим белье.

Нам всем, взрослым и детям, надо научиться беречь нашу планету, богатую водой, согретую солнечным светом и окутанную воздухом, пригодным для жизни.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб: Детство-Пресс, 2007.
  2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.
  3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
  4. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
  5. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004.
  6. Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003.
    Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
    Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012.

                                                                                                                           Крюченко Галина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...