"Как обнаружить воздух"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Трубина Валерия Михайловна

Расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obnaruzhit_vozduh.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

______________________________________________________________________

155048 Ивановская область, г. Тейково, ул. 8 Марта, д. 7   тел.(8)49343 4-16-73

e-mail-mdou2teikovo@rambler.ru     ИНН 3704003620   КПП 370401001

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

для детей среднего  дошкольного возраста

Тема: «Как обнаружить воздух?»

Подготовил и провел

воспитатель МДОУ № 2

Трубина В.М.

г.Тейково, 2017 г.

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со следующими свойствами воздуха: воздух невидим, но окружает нас всюду; воздух можно услышать; воздух не имеет запаха; при движении воздуха появляется ветер; человек дышит воздухом и без него не может жить;
  • расширить представления детей об изобретениях человека, учитывающих свойства воздуха;
  • формировать учебные действия: умение получать информацию, используя разные каналы восприятия: внимательно слушать, наблюдать, чувствовать; умение выдвигать предположения, проводить опыты с реальными предметами, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать  познавательный  интерес детей;
  • развивать мышление: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение;
  • развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
  •  обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность;
  • воспитывать доброжелательность, желание помочь в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты:

– дети  проявляют любознательность, интерес  к исследовательской деятельности; задают вопросы взрослым и сверстникам; интересуются причинно – следственными связями; пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать, экспериментировать.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:  интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Речевое развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы: практический, словесный, наглядный, игровой.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций путем экспериментирования, использование художественного слова, вопросы к детям, пояснение.

Предварительная работа: создание альбома «Воздух вокруг нас», чтение детской энциклопедии «Все обо всем», отгадывание загадок, организация прогулок, настольно-дидактическая игра «Да-нет».

Оборудование:

  • полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой и трубочки;
  • мыльные пузыри, вертушки, бумажные кораблики, веера по количеству детей;
  • 4 контейнера синего цвета, 4 контейнера красного цвета с наполнителями, источающими разные запахи,1 контейнер без запаха;
  • карточки с изображением апельсина, чеснока, лука, мыла, духов, яблока.

Ход занятия

В.: - Здравствуйте, ребята! Давайте  немного  разомнемся:

Эй, ребята, не ленитесь!

На разминку становитесь!

Справа друг и слева друг.

Вместе все в веселый круг!

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку,

Сделай шаг вперед, дружок,

Станет тесным наш кружок!

Воспитатель: -  Вот мы и стали друзьями. А у меня есть еще один друг. Он живет в Солнечном городе и зовут его Незнайка. Я жду от него письмо. А вот и оно . Давайте послушаем:

 Внимание, внимание! Наконец-то мне исполнилось 5 лет. На празднике мы с друзьями играли, веселились, а потом Знайка загадал мне загадки, а я ни на одну не смог ответить.  Помогите мне, пожалуйста, вы ведь ходите в среднюю  группу, наверное, вы уже стали настоящими учеными. А я, к сожалению, в детский сад не ходил, поэтому ничего и не знаю. Я послал вам письмо с загадками и буду с нетерпением ждать ответного письма от вас с отгадками.

 Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке. Что нам нужно сделать? (разгадать загадки и отправить письмо с отгадками для Незнайки).

Воспитатель: - Письмо с загадками у меня в руках. Мы сегодня, как настоящие ученые, будем искать ответы на загадки в научной лаборатории.

Опыт 1.«Воздух вокруг нас»

 Воспитатель: -  1-я загадка:

Он прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Всех укутывает нас.

В.: - Как вы думаете, что это?  Что вокруг нас всегда, но мы это не видим Что окружает нас всегда (в помещении, на улице, но мы это не видим, внутрь себя пропускаем, но не видим).

(ответы детей).

В.: - А вы хотите убедиться, что воздух всегда вокруг нас?

В.: - На столе лежит накрытый тканью предмет. Что это может быть?

 (ответы детей).

В.: - Давайте посмотрим. Лежит уже заполненный воздухом пакет. Что это? (обычный пакет).

В.: - Давайте посмотрим внимательно, есть ли что-то внутри пакета? Теперь потрогаем его. Какой пакет? Плотный. Что это значит? А чем он может быть наполнен, если мы ничего не видим? (ответы детей).

В.: -Внутри воздух. А как он там оказался? Давайте проведем опыт.

 Детям предлагается взять пакеты, заранее приготовленные для каждого.

В.: - Теперь расправляем их и закручиваем в одном направлении, держа двумя руками за противоположные края. Почему пакет надулся и стал плотным? Чем он заполнен? (ответы).

Вывод: Воздух нельзя увидеть.

Опыт 2. «Воздух можно услышать»

Воспитатель: - Вторая загадка от Незнайки: фырчит, рычит, слышишь его, да не видишь его? Что это может быть?

В.: - Давайте посмотрим, что у нас в мешке (надутые воздушные шарики).Мы с вами уже знаем, что находится в шарике? (воздух, хотя его и не видно).

А мы с вами можем услышать воздух? (версии детей). Давайте проверим . Что произойдет, если мы раскрутим наши шары, наполненные воздухом (версии детей). Теперь берем шар, придерживая его одной рукой у груди, другой раскручиваем хвостик. Что происходит? (ответы детей) Шарик сдулся, но сдулся он с шумом. Почему мы слышали, как воздух вылетал из шарика? (ответы детей).

Вывод: воздух можно услышать. Звук возникает, когда воздух дрожит и задевает препятствие.

Опыт 3 .«Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: - Послушайте третью загадку от Незнайки: Невидимка ни цвета, ни запаха не имеет, а через нос проходит?

Чтобы проверить отгадку, предлагаю провести опыт.

 Каждый из вас берет из коробки по одной баночке. Посмотрите, а баночки у всех одинаковые или нет? Чем отличаются? (ответы детей).

В.: - Те, кому достались красные баночки-команда «красных», кому синие – команда Синих».

 Дети разбиваются на 2 команды по цвету баночек. Крышки банок имеют отверстия. Детям предлагается понюхать баночку и, определив запах, выбрать соответствующую картинку, положив ее возле баночки (апельсин, мыло, лук, чеснок.). Затем командам предлагается проверить друг друга, открыв крышки у банок. Соответствует ли картинка содержимому баночки.

 Пятый контейнер нюхают по очереди все дети.

В.: - Чем пахнет (ответы детей). Проверим, что внутри. Открываем банку.  А что в пустой баночке (воздух).

В.: - А воздух имеет запах?

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 4. «Ветер-движение воздуха»

 Воспитатель: - Послушайте четвертую загадку:

«Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать, кто я?

В.: - Сможешь угадать? (ответы детей) (ветер)  Давайте подумаем, мы с вами сами можем сделать ветер (ответы детей…. Как можно сделать ветер?

Воспитатель достает из коробки каждому по вееру.

Дети берут в руку веер и делают движения по тексту:

Ветер дует на меня (машут на себя,

Ветер дует от меня (машут от себя,

Ветер дует высоко (становятся на носочки,

Ветер дует низко (присели,

Ветер дует далеко (машут в сторону,

Ветер дует близко (на себя).

В.: - Почувствовали ветер?  Как он у нас получился?

Вывод: при движении воздуха возникает ветер.

Опыт 5.«Воздух в человеке»

Воспитатель: -  Последняя загадка от Незнайки: через нос проходит в грудь – и обратный держит путь. Он невидимый и все же без него мы жить не можем?  Что это?  Воздух.

В.: - Давайте проверим, что воздух проходит в нас, а затем выходит (вдохните и почувствуйте, как грудь наполняется воздухом, словно внутри надувается воздушный шарик, выдохните).

В.: - Перед вами стаканы с водой и трубочки. Вдыхаем носом, а выдыхаем через трубочку в стакан.  Что наблюдаем? Откуда они появились?

 (ответы детей).

В.: - Это мы набрали воздух из окружающей среды в легкие, а затем выдохнули через трубочку в стакан с водой. Воздух попал в воду и превратился в воздушные пузыри.

Что это значит? .Из нас вышел воздух. Значит, он есть и в человеке. Человек дышит воздухом.

В.: - А может человек жить без воздуха? Давайте проверим. Все вместе наберем воздуха в грудь и задержим дыхание. Что у нас получилось? Может человек не дышать?

Вывод: человек дышит воздухом и не может без него жить.

В.: - Вы сегодня много нового увидели, услышали и даже почувствовали. Давайте выполним просьбу Незнайки. Вспомним все, что узнали про воздух:

1. Воздух невидим, но окружает нас всюду.

2. Воздух можно услышать.

3. Воздух не имеет запаха.

4. При движении воздуха появляется ветер.

5. Человек дышит воздухом и без него не может жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как обнаружить воздух»

Конспект совместной образовательной  деятельности по познавательному развитию и формированию естественно научных представлений в подготовительной группе...

Экспериментально-исследовательская деятельность "Как можно обнаружить воздух?"

Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста  "Как можно обнаружить воздух?"...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деят...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Как обнаружить воздух"

Расширять представления детей о свойствах воздуха. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.Развивать познавательную активность детей, навыки проведения опытов, способность сравни...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Как обнаружить воздух"

Опытно-экспериментальная деятельность с объектом неживой природы - воздухом, сопровождаемая презентацией ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Как обнаружить воздух?»

Цель: расширить представления детей о воздухе и его значении в жизни человека.Задачи:Обучающие:- познакомить детей со следующими свойствами воздуха : воздух невидим, но окружа...