НОД "Хозяин леса - медведь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД знакомит детей старшего дошкольного возраста с жизнью бурого медведя в природе, особенностями поведения, питания, приспособления к сезонным изменениям. Так же дает краткий обзор других видов медведей: панды и коалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-hozyain_lesa_-_medved.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«Хозяин леса – медведь»
Программные задачи:
Расширять у детей представления об особенностях внешнего вида, медведя, его повадках, жизненные проявления, и приспособлении к среде обитания в разное время года; значении хищников в лесном сообществе.
Закреплять знания о животных и их детенышах.
Обогащать знания детей о редких видах медведей: панде и коале.
Показать значение Красной книги в природоохранной деятельности человека.
Развивать внимание, связную речь, умение видеть красоту животного мира; понимать причины изменений в жизни животных.
Воспитывать интерес, уважительное и бережное отношение к миру животных.
Оборудование: игрушка кот Кузя, игрушка-медведь, фото слайды с изображением медведя в природных условиях, мяч; картинка с изображением медведя в берлоге, медведицы и медвежат, иллюстрации с изображением коалы, панды, белого медведя
Предварительная работа: чтение рассказа Л. Кубарева «Спроси у медведя», В. Бианки «Лесной теремок», «Купание медвежат»; чтение русской народной сказки «Маша и медведь»; дидактическая игра «Путешествие в природу».
Содержание:
1. Воспитатель загадывает загадку:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет,
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет,
Может громко зареветь,
Как зовут его… (Медведь)
Приходит на занятие бурый медведь-игрушка.
- Мишка-медведь - герой многих русских народных сказок. Какие из них вы помните? Обращаются к нему люди всегда ласково и уважительно: «Дедушка-медведушка», «Топтыгин» или «Михайло Потапович». А какой он, настоящий медведь, а не сказочный? (Фото медведя).
В наших лесах водится бурый медведь - хозяин леса, хищник, самый сильный из зверей. Разве только лось, да кабан решаются помериться силой с медведем. Давайте составим портрет мишки.
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Медведь - громадный, неповоротливый на вид, тело покрыто лохматой бурой шерстью. Голова у медведя большая, шея короткая, глазки маленькие, подслеповатые, видит он плохо, зато у него прекрасный слух. Ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек и бугорок. Как вы думаете, зачем медведю надо уметь ходить бесшумно? (Чтобы подкрадываться неслышно и незаметно.)
Вот вам и портрет Михаила Потаповича. А как вы думаете, чем медведь питается?
Обобщает и дополняет ответы детей:
- (Фото) Медведь хищный зверь, нападает на лосей, оленей, кабанов. Но если охота не удалась, медведь всеяден и не привередлив в еде. Он ест все: разных мелких зверей - лягушек, ящериц, птиц, насекомых. (Фото) Любит всевозможные ягоды и грибы. (Фото) Не прочь полакомиться овсом, кукурузой, корешками разных растений. Ну, а такого сластены, как медведь, в лесу больше нет. (Фото) Любит мишка разорить гнездо диких пчел и полакомиться медом, (фото) не зря его назвали медведь, то есть медоед. Или найдет в лесу муравейник, разворошит его и положит свою лапу в середину. Муравьи облепят медведю лапу, а он их слизывает и жмурится от удовольствия.
Медведь еще и заядлый рыболов. (Фото) Как вы думаете, а как он ловит рыбу? (Ответы) часами может мишка сидеть на берегу лесной реки с поднятой лапой и поджидать, когда подплывет к берегу большая рыба. Как заметит мишка рыбину, то сильной лапой ловко и метко бьет ее, вытаскивает из воды и пирует.
К осени медведь усиленно ищет корм, ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму.
Играет летний ветер верхушками берез,
Забрался на рассвете медведь в густой овес.
Он любит угоститься метелками овса.
Звенит над полем птица, блестит в траве роса.
Он спустится в долину, где зверобой цветет,
Душистую малину положит мишка в рот.
А если мимоходом пчелиный дом найдет -
Полакомится медом - Топтыгин любит мед!
Лентяй, не запасает грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет под шубою жирок.
Забудет все тревоги, и там, где бурелом.
Уляжется в берлоге под сваленным стволом.
- Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Чаще всего под откосами оврагов или под корнями вывернутой ветром сосны. Снежное одеяло прикроет берлогу сверху, в жилище станет тепло и сухо, тихо, и мишка сладко заснет, посасывая лапу. (Картина «Медведь зимой в берлоге»).
Зиму миша спал в берлоге,
Он не бегал по дороге,
Лапу он свою сосал,
Жир от холода спасал.
Наверху белым-бело,
А у мишки здесь тепло,
С боку на бок повернется,
Поворчит и улыбнется.
Музыкальная физминутка «Мишеньки» (под музыкальную фонограмму)
Воспитатель: - А вот и наш знакомый кот Кузя пришел, наверное, тоже хочет что-то о медведе рассказать, ну что, ребята, давайте послушаем:
«Пошел как-то раз Кузя в лес своего знакомого Лесовичка навестить. Ходил, ходил, да что-то его нигде не видно. Побежал Кузя по лесной тропинке за птичками. Бежал-бежал и выбежал на лесную полянку. А навстречу ему Михаил Потапович идет. Испугался Кузя, никогда он еще так близко медведя не видел, вот и стало ему страшно. Но медведь его успокоил:
- Не бойся, Кузя, я тебя не трону. Рассказывал мне о тебе Лесовичок много хорошего.
Тут Кузя осмелел и спрашивает:
- Топтыгин, а почему все говорят, что ты неуклюжий, неповоротливый?
- Это не так! Бегаю я очень быстро, могу легко догнать лошадь и плаваю хорошо.
- А детки у тебя бывают? - опять спрашивает Кузя.
- Конечно, бывают. Зимой в берлоге у медведицы рождается 2 - 3 медвежонка. Сначала они такие маленькие, что медвежонок может свободно уместиться на ладони взрослого человека. Это кажется необычным, но объясняется просто: новорожденные медвежата питаются молоком матери. А молока немного - ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и осенью. (Медведица с медвежатами). Вот за зиму подрастут медвежата в берлоге, и выведет их медведица весною в лес. Будет уму-разуму учить: как еду добывать, рыбу ловить, по деревьям лазать.
- Почему же медвежата рождаются зимой? - поинтересовался Кузя.
- Потому, что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом мы бродим по лесу и ночуем, где придется. Что-то я проголодался, пойду, что-нибудь на обед поищу.
И пошел медведь корм искать да на зиму отъедаться. А Кузя дальше побежал».
- Вот такая произошла встреча кота Кузи с медведем.
Вопросы:
- Как называется жилище медведя?
- Где медведь зимует?
- Когда у медведицы появляются медвежата?
- Когда просыпаются медведи?
Кот Кузя предлагает детям поиграть в игру.
2. Дидактическая игра с мячом "Мамы и детеныши"
Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок ловит мяч и называет детеныша данного животного.
Воспитатель: - Ребята, хоть медведи большие и сильные животные, но и они не всегда могут себя защитить. Как вы думаете, от кого не могут защититься медведи? (От человека).
На нашей планете, кроме бурого медведя есть и другие разные виды медведей. Много медведей на нашей планете просто уничтожается, и их осталось не так уж и много. Да и других животных тоже. Поэтому люди создали «Красную книгу» - в нее записывают животных и растения, которых на земле почти не осталось». Ее обложка красного цвета. Выбран он не случайно! Ведь красный цвет - сигнал тревоги! Опасности! Некоторые виды медведей уже записаны в Красную книгу. А тех зверей (птиц, растения), которые попали в эту книгу, надо особенно охранять, иначе они совсем исчезнут.
И сейчас я вас хочу познакомить с некоторыми редкими видами медведей.
Панда – удивительное и очень редкое животное. Место проживания – страна Китай. У нее очень своеобразная окраска - сам медведь белый, а лапы, уши и пятна вокруг глаз черные. Питается побегами травы бамбука и мелкими животными. Хорошо лазает по скалам и деревьям, в спячку не впадает. Называют панду «бамбуковый медведь»
Коала - сумчатый медведь, проживает в Австралии. Сумчатым он называется потому, что у него, так же как у кенгуру, на животе есть сумка, в которой коала-мама носит своего детеныша, пока он не подрастет. Живут коалы на эвкалиптовых деревьях и питаются их листьями, ведут малоподвижный образ жизни и в основном целый день спят. Имеют очень крепкие и цепкие когти, не падают с дерева, даже во сне. В переводе с языка местных жителей «Коала» - тот, кто не пьет.
А еще в далекой холодной Арктике живет всем вам знакомый белый медведь. Я не буду вам про него рассказывать, а предлагаю вам самим узнать как можно больше интересного о жизни этого животного в природе и на следующем занятии по вашим рассказам мы познакомимся с ним поближе. Давайте подумаем, как можно узнать об этом медведе что-то новое, интересное? (Спросить у взрослых, прочитать в книгах, посмотреть по телевизору, узнать в интернете, понаблюдать в зоопарке) А еще к следующему занятию предлагаю подумать и ответить на вопрос: почему северный медведь белый?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста "Медведь в осеннем лесу"
Конспект по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в технике "рваной" аппликации...
Описание по схеме с опорой на картинку. Животное леса- медведь.
Предложеная презентация-это образец рассказа про медведя по схеме из опорных картинок....
Описание по схеме с опорой на картинку. Животное леса- медведь.
Рассказ-описание лесного животного медведя даётся в презентации как образец....
Конспект познавательного занятия "Почему белые медведи не могут жить в лесу"
Конснект занятия в подготовительной группе с использованием мнемотехники, метода моделирования и элементов опытно- экспериментальной и познавательно- исследовательской деятельности...
Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-
Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...
Комплексно-тематический НОД по теме "Обитатель нашего леса -Медведь"
Ершова Галина Конспект комплексно-тематического НОД с детьми старшей группы на тему «Обитатель нашего леса»Тип занятия: комплексно-тематическоеТема: «Обитатель нашего леса-бурый медведь».Задачи:1...
Знакомство детей младшего возраста с животным леса – медведем.
Презентация. Область: познание. Знакомство детей младшего возраста с медведем. Задачи: дать элементарные представления о медведе, познакомить с особенностями внешнего вида и повадками....