Конспект занятия "А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гомзякова Евгения Игоревна

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

для воспитанников старшей группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений и

 творческих способностей у детей 5-6 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 

  • Учить отношению к живым творениям окружающего мира как к маленьким друзьям;
  •  Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как о наших братьях меньших;
  • Формировать представление о человеке как о любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу;
  • Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobryy_mir.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

 

Духовно-просветительский культурный центр им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия

 ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

 «Занятие на тему:

А ведь в нашем сердце есть

и для птиц тепло

для воспитанников старшей группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ ЦРР

 Д/С № 15 «Золотая рыбка»

городской округ Озёры

Гомзякова Евгения Игоревна

Москва  2018

Цель: занятия состоит в формировании экологических представлений и

 творческих способностей у детей 5-6 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Учить отношению к живым творениям окружающего мира как к маленьким друзьям;
  •  Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как о наших братьях меньших;
  • Формировать представление о человеке как о любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу;
  • Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Использованные материалы: иллюстрации из книг №1 и №3 «Добрый мир», карточки с изображением птиц, CD-диск музыкальные материалы на диске «Добрый мир»: №14 «Птичка» сл. А. Плещеев. Муз. П.И. Чайковский, №16 «Ворона» сл. А. Блок, муз. В. Казбанов, № 17 «Воробейчик» сл. М. Пожарова, муз. В. Казбанов, мультимедийное оборудование.

Тонированная бумага, гуашь, кисти.

Список используемой литературы:

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1.- с. 62, 70-71, 73
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3.- с.56, 59-60, 65-66, 77, 78
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с.125-128

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке.

Ключевые слова: друг, милосердие, творение, забота, помощь, сострадание.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом. 
К солнышку потянулись, лучик взяли, 
К сердцу прижали, другу отдали.

  1. Вводная беседа

Дети стоят в кругу с воспитателем

- Ребята, какое сейчас время года?

 (Зима)

- Правильно. Мы знаем, что зимой на улице холодно.

2. Чтение стихотворения «Птицы зимой» (Книга №1, с. 73), рассматривание иллюстраций.

- А ведь не все птицы улетели в тёплые края осенью. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

 (Зимующие)

   2. Чтение стихотворения «Воробей» (Книга №3, с. 59)

Я хочу прочитать вам стихотворение «Воробей». Посмотрите, как выглядит эта птица (показывает рисунок).

Беседа 

(дети сидят на стульчиках)

-Ребята, о ком это стихотворение?

( о воробье)

-Какой воробей в этом стихотворении?

 (маленький, замёрзший, голодный, чуть живой)

-В какую ситуацию попал воробей?

 (он замерзает, ему нечего есть)

-Как вы поняли, что ему тяжело?

 ( «Чуть живой. Не чирикает даже», замерзает, дрожит…)

-Как вы понимаете последние строки?

 (Несмотря на то, что ему трудно, он не становится вредным)

-Часто птицы и животные ведут себя мудрее в сложных ситуациях. Человеку есть чему у них поучиться. Жалеет ли человек воробышков?

 (Да, бросает ему «зёрнышко бедное»)

  1. Чтение стихотворения «Ворона» (Книга №3, с. 59-60)

-Почему бедной вороне горе?

(Ей некуда скрыться от холода, у нее нет ни зернышка…)

- Ребята, что такое голод и холод для птицы?

(смерть)

-А как бы ты поступил в такой ситуации?

(ответы детей)

-Следует ли человеку приходить на помощь только людям или и животным, и растениям тоже? Почему человеку следует приходить на помощь не только людям, но и животным?

Мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех. И человек должен проявлять такую же любовь к окружающему миру.

- Как мы с вами можем помочь нашим меньшим друзьям?

(построим кормушки, будем подсыпать корм)

Физминутка: 

подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом. (Проводится подвижная игра).

4. Рассматривание иллюстраций (Книга 3, с.60)

 (Дети стоят вокруг воспитателя)

-Подойдите ко мне и посмотрите на эту иллюстрацию. Что изображено на рисунке? (На улице зима. Птицы возле кормушки. В ней насыпан корм для птиц.)

(Книга 3, с.66)

-А на этой иллюстрации целая стайка птичек собралась у кормушки. Птички клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут.

-Какое настроение создаёт эта картина?

(радостное)

  5. Чтение стихотворения «Покормите птиц» (Книга №3, с. 77)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

6.  Рассказ воспитателя

Птицы – такое же творение Бога, как и человек. Они – наши меньшие друзья. «Человеку следовало заботиться о созданном Богом красивом мире и всех живых творениях. Бог напоминал об этом человеку: нельзя вредить здоровью и жизни других!»  Мы должны помочь птицам пережить зиму. Зимой корма для птиц мало, и если им не помочь, они могут погибнуть.

Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годится (показываю образцы корма). Синичке можно    предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны - всеядные птицы,  снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. А кормить птиц лучше в их птичьей «столовой» - кормушке, подвешенной, например, на ветку дерева.  Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени, птиц нужно подкармливать регулярно, ежедневно, а не время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Отгадывание загадок.

1. Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. 
(Воробей). 
(Показываю презентацию с изображениями птиц).
2. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. 
(Синица).
3. Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. 
(Дятел).
4. Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? 
( Ворона). 
5. Верещунья, белобока,
А зовут её… 
(сорока). 
6. Доклевав рябины кисть,
Красны лампочки зажглись.
Крылья каждая имеет!
Кто назвать её сумеет? 
(Снегирь).

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

 По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Художественное творчество. Нарисуйте птиц, которым нужна наша помощь зимой (по выбору детей).

(Работы прилагаются к конспекту).

- А теперь скажите, чем мы сегодня занимались?» Дети называют.

- О чём важном мы сегодня узнали?

 (о заботе, о сострадании).

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)

Молодцы,  ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект дошкольного образовательного учреждения «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»

АННОТАЦИЯ Экологический проект:  «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»(познавательно - информационно – творческий,...

КОНСПЕКТ НОД " И У НАШЕГО ДЕТСАДА ЕСТЬ СВОЯ ОЛИМПИАДА"

В феврале 2014 года в детском саду прошел спортивный праздник, посвященный Олимпиаде в Сочи.  Дети познакомились с историей Олимпийских игр, зажгли символический олимпийский огонь....

Общесадовый экологический проект: «В нашем сердце есть и для птиц тепло!»

Продолжать знакомить детей с разнообразием поэзии о птицах. Обогатить знания о «пернатых друзьях»; получить положительные эмоции и добрые впечатления....

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!»

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержкиродителей.Для вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процессиспользуем проектную деятельность. Ценным является и тот ф...

Проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло…»

Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой; роли человека в жизни птиц....