занятие по познавательному развитию "Царство растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Прошлякова Ирина Викторовна

обобщить и закрепить знание детей о растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_rasteniy.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Конспект занятия  «Царство растений»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном мире (деревьях, кустарниках, травянистых растениях)

Задачи:

Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры;

Развивать представления о внешних отличиях растений; расширить и уточнить знания о функциях частей растения (корень, стебель, листья, плоды)

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать бережное отношение к природе и желание помочь растениям, если им требуется помощь.

 Методические приемы: показ, беседа, рассматривание, объяснение, вопросы.

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.

Наборы дидактических игр ( «Живая дорожка», «Узнай, что лишнее»,  «Вершки-корешки»)

                                                  Ход занятия.

 Ребята, а вы сказки любите? Я хочу вам сегодня рассказать одну сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были: акация, роза, сосна, ель, тыква, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и сирень.  Как звали всех этих жителей, мы с вами узнаем, если возьмем первые звуки в словах: роза, акация, сосна, тыква, ель, незабудки, ива, яблоня. Какое слово у нас получилось?

Дети: Растения.

Воспитатель: Жалко, что я не владею волшебством и не могу вас перенести в царство растений, но познакомить с некоторыми этими жителями я вас могу, и вы много нового узнаете. А тот, кто много знает почти уже волшебник.

 Мы с вами говорим про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые? (да)

Почему вы так решили?  Давайте с вами вспомним признаки живого  (Они дышат, растут, питаются)

Воспитатель: Сказка продолжается. В этом царстве было три государства, а кто в этих государствах жил вы узнаете, выполнив несколько заданий.

Первое задание. Отгадайте загадку: Нога одна, а рук много (Дерево)

 Назовите  деревья, которые вы знаете.  Бывают дикорастущие и культурные (как вы понимаете эти слова) Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос.  ОСИНА, ДУБ, ИВА, ТОПОЛЬ, РЯБИНА, КЛЕН, ЛИПА,  СОСНА,  ЛИСТВЕННИЦА.

Отгадав 2-ю загадку, мы с вами узнаем, кто же живет в следующем государстве:

Никак не могу понять я, похожи кусты как братья

А ягоды у них разные – черные, белые, красные.

Скажите смородина это дерево или кустарник. Какие еще кустарники мы с вами знаем? Ребята, посмотрите внимательно на картинки с деревьями и кустарниками и ответьте мне, чем они похожи и чем отличаются.

Дети: Деревья высокие, а кусты низкие, у дерева один ствол, а у куста  их несколько, но у обоих стволы покрыты корой.

 Какие кустарники вы  знаете, дикорастущие и культурные (шиповник,  малина, ежевика,  брусника, бузина, калина, сирень, розы, спирея,  можжевельник, чубушник, барбарис, самшит …)

А кто же у нас живет в третьем государстве.

 Травянистые растения легко узнать: они невысокие, стебель зеленый, мягкий и не покрыт корой, а на зиму они отмирают.  Дикорастущие и культурные.  Культурные – морковь, картофель, помидор, огурцы…

Дикие – одуванчик, подорожник, цикорий, клевер, ромашка, колокольчик…

Вот мы и познакомились с жителями царства растений  и теперь настало время немножко отдохнуть.

Появляется Дерево – Яблоня.  Беседует  о деревьях.

 Проводит  физминутку.

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле (Потягивания- руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы, наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед - так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад-вперед)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Яблоня проводит игру «Четвертый лишний»

Появляется Царица растений, беседует с детьми о растениях.  Вы назвали  деревья, кусты, траву, они все такие разные. Но все же у них есть что-то общее. Что же это? (корень, листья, цветы, плоды)

Давайте с вами подумаем для чего растениям корень? (показать при помощи схем). Корень удерживает растения, питает их, при помощи корня растения дышат. А в том, что растения питаются, за счёт корней, мы с вами сейчас убедимся на опыте.

Опыт с крашеной водой и марлей (опустить в стакан с подкрашенной водой полоску марли). Что вы заметили? Вода поднимается наверх, и материал окрашивается все выше и выше.

А знаете ли вы что нужно растениям, чтобы они росли и не болели?

Дети: свет, тепло, вода, почва, удобрения.  А что произойдет, если исчезнут растения?

Дети: мы тоже погибнем.

Царица  растений:  Какая польза от них, зачем они нам нужны?

Дети:  питание, растения выделяют кислород, деревья дают древесину и т.д.

Царица растений: Растения живут вокруг нас и помогают нам жить. Как мы должны с вами к ним относиться?

Дети: беречь, охранять, ухаживать.

Игра «Живая дорожка» проводит Яблоня.

 Царица растений:  Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на доске есть три схемы? Это модели, изображающие дерево, кустарники и травянистые растения. А на столе  изображения с этими растениями. Я предлагаю вам взять понравившуюся картинку с растением и прикрепить к той схеме, которая подходит к вашей картинке.

Царица  растений и яблоня прощаются с детьми.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: Уход за комнатными растениями.

Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях. Программное содержание:-Познакомить детей с понятием «комнатное растение»-Познакомить с комнатным цветком- фиалкой.- Закреплять умение п...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"...

Конспект занятия по познавательному развитию “ Мир лекарственных растений”

Закреплять и расширять знания  детей о лекарственных растениях, их пользе и применении, знания о потребности растений в земле , свете , тепле , влаге....

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности (старший дошкольный возраст) Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего нужен растениям воздух? (долговременный эксперимент)

Тайны живой природы.Познавательно-исследовательская  деятельность "Зачем растениям воздух?" (долговременный  эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста)...