Занятие по познавательно-исследовательской деятельности (старший дошкольный возраст) Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего нужен растениям воздух? (долговременный эксперимент)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Проскурня Елена Вениаминовна

 Тайны живой природы.Познавательно-исследовательская  деятельность "Зачем растениям воздух?" (долговременный  эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat-issledov_deyatelnost_.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности

(старший дошкольный возраст)

Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Для чего нужен растениям воздух?  (долговременный эксперимент)

Цель: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений, рассказать о зависимости количества испаряемой влаги от величины листьев; развивать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: зеленый лист комнатного растения, емкость и водой, лист плотного картона с тонкой прорезью для листа.

Месяц

Этапы деятельности

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Результативность этапов познавательно-исследовательской деятельности

                                  Март

Мотивационно – организованный

этап

Педагог подводит детей  к уголку природы, вместе с ними рассматривает растения, просит назвать факторы, влияющие на рост и развитие растений (для этого использует карточки-схемы), интересуется, нужен ли растениям воздух так же, как нужны свет и вода.

Для чего растениям воздух?

Создана проблемная ситуация -установить взаимосвязь воздуха и растений

Познавательно-исследовательский

этап

1.Педагог предлагает «сыщикам» выяснить, могут ли растения «дышать»: накрывает емкость с водой плотным листом картона с узкой прорезью, вставляет в прорезь зеленый лист растения таким образом, чтобы нижняя половина листа оказалась в воде, и устанавливает емкость в затемненное место, где нет прямого попадания солнечного света.

2. Через несколько дней педагог просит детей проверить результаты опыта. Они вынимают лист из воды, обнаруживают, что стали заметны различия в окрасе листа: находившаяся в воде часть сохранила зеленый цвет, а верхняя часть листа пожелтела.

Почему так произошло?

Педагог поясняет: «Сыщики уже знают, что в листьях всех растений содержится вещество, которое под влиянием солнечного света окрашивает их в зеленый цвет. Когда солнечного света мало, красящее вещество не вырабатывается, растение желтеет, увядает. Но главную роль здесь играет и воздух, который «помогает»  листьям быстро увядать при отсутствии солнечного света. Верхняя часть листа, находясь без света, усиленно дышала, поэтому быстрее увяла. А в воде, как мы знаем, воздуха (кислорода) очень мало, нижняя часть листа находилась и без света, и без воздуха, поэтому не пожелтела и не «увяла».

3. Далее педагог предлагает детям посмотреть фрагмент из мультсериала «Смешарики» серия «Наука для детей - Откуда берется кислород?» «Фотосинтез»

4.Продолжая работу в уголке природы, дети ухаживают за растениями: рыхлят почву, поливают цветы, протирают листья, обращают внимание на то, чтобы у всех растений был доступ к солнечному свету.

Дети включены  в игровую, познавательную деятельность. Проведен опыт по установлению взаимосвязи солнечного света, воздуха и развития растений.

Итоговый

(анализ и обобщение полученных результатов  экспериментирования)

-Воздух, также как свет и вода, очень необходим растениям. Но при отсутствии солнечного света воздух способствует быстрому увяданию растений.

Педагог благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела». Обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.

Дети зарисовывают опыт в блокнотах.

Обобщен изученный материал, подведены итоги, дана оценка опытной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста

Познавательно-  исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Как устроена живая природа»

 расширять представления детей о растительном и животном мире. Рассказать о положении человека в системе животного мира....

«Кто живет на дне морском?» познавательно исследовательский проект для старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:1.                 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательного ...

«Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР в МДОУ- детский сад компенсирующего вида №23»

Исследовательская деятельность является одним из самых эффективных форм в развитии и коррекции познавательной сферы старших дошкольников с ТНР и ЗПР....

Познавательно- исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»

Формировать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром-Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; о применениии рациональном использовании б...

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....