«Государственные символы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лярская Ирина

«Государственные символы России». НОД по образовательной области «Коммуникация» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о названиях разных стран, о названии родной страны.

2. Познакомить детей с символикой России – гимном, гербом и флагом.

3. Формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, его функциональном назначении.

4. Закрепить знания о символическом значении цвета российского флага.

5. Развивать внимание, память, мышление и речь.

6. Обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, герб, штандарт).

7. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку; любовь и уважение к Родине.

Материалы:

• глобус, карта РФ, указка;

• иллюстрации с изображением первых стягов, герба СССР, герба и флага России, штандарта президента России;

• мольберт, магнитная доска;

• материал для д/и. «Собери флаг».

Методы и приемы:

• Наглядный: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением первых стягов, герба СССР, герба и флага России, штандарта президента России.

• Словесный: рассказ воспитателя о происхождении флага, стихотворение А. Дементьева «Что такое Россия».

• Моделирование«Собери флаг России».

• Игровой: д/и «Подбери слово», физминутка «Зарядка».

Словарная работа: гимн, государствосимвол, копье, всадник, стяг, президент, штандарт.

Предварительная работа:

• беседы о странах мира, о символах России;

• рассматривание карты мира, России, глобуса;

• заучивание стихов о России.

Ход занятия

Дети сидят за столом. Воспитатель крутит глобус и говорит:

- Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей).

- Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Как называется эта страна? (Ответы детей).

- Правильно, это Россия. Нина, покажи на карте нашу страну. (Показ ребенком). Давайте поиграем в нашу любимую игру «Подбери слово». Подберите определения к слову «Родина»(Ответы детей).

- У каждой страны на Земле, у каждого государства есть свои символы. Кто скажет, что это за символы(Ответы детей).

- Сегодня мы еще раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Ребенок:

- Гимн – это самая главная музыка в нашей стране. Когда играет гимн, надо встать и слушать его стоя. Гимн России написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.

Воспитатель:

- Скажите, где можно слышать гимн? (Ответы детей: на торжественных мероприятиях, на соревнованиях).

Воспитатель:

- А сейчас мы поговорим о другом нашем символе – о гербе России. Что вы можете о нем рассказать?

Ребенок:

- Раньше в нашей стране был вот такой герб (показ). Страна наша называлась СССР. А теперь наша страна называется Россия и герб у нашей страны вот такой (показ).

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на гербе России?

Ребенок:

- На нашем гербе мы видим птицу – это орел с двумя головами. Это означает, что в нашей стране живут люди разных национальностей. В центре орла изображен всадник. Это Георгий Победоносец. Он копьем убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Ребенок:

- У России величавой на гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный!

Воспитатель:

- Правильно. Двуглавый орел символизирует мощь и могущество нашего государства, а всадник означает победу добра над злом. Скажите, где можно увидеть герб? (Ответы детей: в книгах, на монетах, по телевизору).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Мы с вами уже говорили о флаге. Давайте вспомним, где можно видеть флаг? (Ответы детей: флаг вывешивают на торжественных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях).

- Сейчас мы с вами тоже станем на время спортсменами и сделаем зарядку.

Физкультурная минутка «Зарядка».

«А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку:

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо, через левое еще,

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись, опустили руки вниз».

Воспитатель:

- Продолжим беседу о флаге. Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Много веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска и потому назывался он – стяг. Позднее стяги стали делать из ткани, чаще всего красного цвета. А что вы можете рассказать о современном флаге?

Ребенок:

- Трехцветный флаг появился при царе Петре I. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу.

Воспитатель:

- Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства(Президент). Как зовут нашего президента? Флаг, который находится у президента, называется штандарт. Давайте повторим это название. Штандарт имеет квадратную форму, в центре изображен двуглавый орел, а края украшены золотой бахромой.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг». Пройдите за столы. (Дети собирают флаг за столами).

Воспитатель:

- Молодцы, быстро собрали. А сейчас подойдите ко мне. О чем мы с вами сегодня говорили? С какими новыми словами познакомились? В какие игры играли? Сегодня вы были активны и внимательны. Как вы знаете, недавно в нашем саду проходил конкурс на лучшее стихотворение о России. Давайте прочтем стихотворение, которое заняло первое место.

А. Дементьев

«Что такое Россия

Что такое Россия? Это знойное лето…

Когда много цветов на зеленом лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень…

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка…

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на морозном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует, когда птицы поют снова в нашем краю…

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственные символы России». НОД по образовательной области «Коммуникация» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о названиях разных стран, о названии родной страны.

2. Познакомить детей с символикой России – гимном, гербом и флагом.

3. Формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, его функциональном назначении.

4. Закрепить знания о символическом значении цвета российского флага.

5. Развивать внимание, память, мышление и речь.

6. Обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, герб, штандарт).

7. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку; любовь и уважение к Родине.

Материалы:

• глобус, карта РФ, указка;

• иллюстрации с изображением первых стягов, герба СССР, герба и флага России, штандарта президента России;

• мольберт, магнитная доска;

• материал для д/и. «Собери флаг».

Методы и приемы:

• Наглядный: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением первых стягов, герба СССР, герба и флага России, штандарта президента России.

• Словесный: рассказ воспитателя о происхождении флага, стихотворение А. Дементьева «Что такое Россия».

• Моделирование«Собери флаг России».

• Игровой: д/и «Подбери слово», физминутка «Зарядка».

Словарная работа: гимн, государствосимвол, копье, всадник, стяг, президент, штандарт.

Предварительная работа:

• беседы о странах мира, о символах России;

• рассматривание карты мира, России, глобуса;

• заучивание стихов о России.

Ход занятия

Дети сидят за столом. Воспитатель крутит глобус и говорит:

- Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей).

- Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Как называется эта страна? (Ответы детей).

- Правильно, это Россия. Нина, покажи на карте нашу страну. (Показ ребенком). Давайте поиграем в нашу любимую игру «Подбери слово». Подберите определения к слову «Родина»(Ответы детей).

- У каждой страны на Земле, у каждого государства есть свои символы. Кто скажет, что это за символы(Ответы детей).

- Сегодня мы еще раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Ребенок:

- Гимн – это самая главная музыка в нашей стране. Когда играет гимн, надо встать и слушать его стоя. Гимн России написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.

Воспитатель:

- Скажите, где можно слышать гимн? (Ответы детей: на торжественных мероприятиях, на соревнованиях).

Воспитатель:

- А сейчас мы поговорим о другом нашем символе – о гербе России. Что вы можете о нем рассказать?

Ребенок:

- Раньше в нашей стране был вот такой герб (показ). Страна наша называлась СССР. А теперь наша страна называется Россия и герб у нашей страны вот такой (показ).

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на гербе России?

Ребенок:

- На нашем гербе мы видим птицу – это орел с двумя головами. Это означает, что в нашей стране живут люди разных национальностей. В центре орла изображен всадник. Это Георгий Победоносец. Он копьем убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Ребенок:

- У России величавой на гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный!

Воспитатель:

- Правильно. Двуглавый орел символизирует мощь и могущество нашего государства, а всадник означает победу добра над злом. Скажите, где можно увидеть герб? (Ответы детей: в книгах, на монетах, по телевизору).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Мы с вами уже говорили о флаге. Давайте вспомним, где можно видеть флаг? (Ответы детей: флаг вывешивают на торжественных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях).

- Сейчас мы с вами тоже станем на время спортсменами и сделаем зарядку.

Физкультурная минутка «Зарядка».

«А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку:

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо, через левое еще,

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись, опустили руки вниз».

Воспитатель:

- Продолжим беседу о флаге. Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Много веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска и потому назывался он – стяг. Позднее стяги стали делать из ткани, чаще всего красного цвета. А что вы можете рассказать о современном флаге?

Ребенок:

- Трехцветный флаг появился при царе Петре I. Белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу.

Воспитатель:

- Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства(Президент). Как зовут нашего президента? Флаг, который находится у президента, называется штандарт. Давайте повторим это название. Штандарт имеет квадратную форму, в центре изображен двуглавый орел, а края украшены золотой бахромой.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг». Пройдите за столы. (Дети собирают флаг за столами).

Воспитатель:

- Молодцы, быстро собрали. А сейчас подойдите ко мне. О чем мы с вами сегодня говорили? С какими новыми словами познакомились? В какие игры играли? Сегодня вы были активны и внимательны. Как вы знаете, недавно в нашем саду проходил конкурс на лучшее стихотворение о России. Давайте прочтем стихотворение, которое заняло первое место.

А. Дементьев

«Что такое Россия

Что такое Россия? Это знойное лето…

Когда много цветов на зеленом лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень…

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка…

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на морозном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует, когда птицы поют снова в нашем краю…

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Педагогическая викторина "Государственные символы России."

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной,...

"Государственные символы России"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Как мы знакомим детей с государственными символами России"

Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка...

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»

Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....