Проект "Лимонная батарейка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хомякова Любовь Васильевна

Создание батарейки из лимонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_raboty._mbdou_ds_13._maletin_m.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Описание этапов деятельности  Малетина Марка.

 Тема «Лимонная батарейка».

Информация о ребенке

Фамилия, имя ребенка, возраст, детский сад, группа.

Малетин Марк, 6 лет, МБДОУ д/с № 13 «Звездочка», 3 старшая группа.

Фамилия, имя, отчество взрослого, поддерживающего ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

Хомякова Любовь Васильевна, Сухлецова Алеся Михайловна

Описание взрослым этапов детского наблюдения или исследования

Почему возникло у ребенка желание заниматься этой темой, что натолкнуло его на проведение эксперимента (наблюдения), почему это заинтересовало его, что позволило ребенку стать субъектом собственного исследования?

Однажды Марк заметил - групповые электронные часы остановились. Он предположил, что батарейки «сели». И сразу возник вопрос: «Как можно проверить батарейки?»

Предложил позвать электрика, может у него есть новые батарейки.

Электрик совместно с детьми замерил напряжение в батарейках. Выяснили – одна батарейка в нерабочем состоянии. Дети задумались, чем можно заменить неработающую батарейку.

Предположили, что напряжение могут содержать овощи и фрукты.

Эту гипотезу решили проверить на практике.

Какие условия создавались педагогом/родителем (совместно с ребенком) для организации эксперимента?

Для организации экспериментов в Центре « Исследования и наука» появились:

  • Вольтметр.
  • Овощи и фрукты.
  • Медная проволока, оцинкованные шурупы, светодиодные лампочки.
  • Батарейки разных видов.
  • Схемы (цепь) получения электричества.

Какое предположение (гипотеза) были выдвинуты ребенком, что потребовалось для проверки, какие задачи позволили подойти к содержанию исследования (наблюдения)?

Марк рассказал, как с мамой читали о том, что в газировке есть электричество, и на газировке может работать автомобиль. Он предположил: «Газировку делают из  фруктового сока, значит, во фруктах есть электричество».

«А в овощах есть электричество?» - такой вопрос задал Миша.

Возможно, ли заменить батарейку и получить электричество из фруктов или овощей самостоятельно?

Задачи познавательно-исследовательской деятельности ребенка:

  • Изучить, как работает батарейка, какие бывают батарейки.
  • Познакомиться с прибором – вольтметром.
  • Измерить напряжение у свеклы, моркови, лука, картофеля, яблока, лимона.
  • Выяснить, в каком фрукте или овоще наибольшее напряжение.
  • Провести эксперимент по созданию батарейки из лимонов.

В чем суть исследования, как оно протекало? 

Марк вместе с детьми выяснял:

  • Как работает батарейка?
  • Есть ли во фруктах и овощах напряжение и где больше?
  • Как из лимонов сделать батарейку, чтобы зажечь лампочку, подключить часы?

План мероприятий и ход исследования:

1 этап  Изучение принципа работы батарейки.

Марк вместе с мамой узнал, что батарейка – это удобное хранилище электричества, которое может быть использовано для обеспечения энергией переносных устройств. Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать. Батарейки бывают разнообразной формы и размеров. Некоторые – маленькие, как таблетка. Некоторые – величиной с холодильник. Но все они работают по одному принципу. Цинк – отрицательный полюс. А медь –  положительный полюс. В них создается электрический заряд. Когда в цепи есть светодиод, то электрический ток вызывает его свечение.

          2 этап  Знакомство с прибором для измерения напряжения – вольтметром.

Электрик объяснил принцип действия данного прибора: зажимы вольтметра присоединяют к полюсам, между которыми надо измерить напряжение. Таким образом, измерили напряжение в батарейках от часов и выявили, что одна батарейка пригодна для использования, а в другой батарейке слишком низкое напряжение, она непригодна, ее нужно заменить.

           3 этап Измерение напряжения у разных овощей и фруктов.

Дети вместе с Марком провели исследование, чтобы выяснить, какие  фрукты и овощи могут быть использованы в качестве батарейки. Для создания гальванического элемента  понадобились оцинкованный шуруп, медная проволока, фрукт или овощ.

В самодельном гальваническом элементе оцинкованный шуруп действует как отрицательный электрод, а медная проволока – как положительный. Электролитом (проводящая ток жидкость) является сок фруктов и овощей.

          4 этап Выяснение, в каком овоще или фрукте наибольшее напряжение.

Детьми были сделаны гальванические элементы из различных овощей и фруктов: лимон, яблоко, картошка, лук, свекла, морковь. В каждом элементе был сделан замер напряжения с помощью вольтметра. Результаты исследования фиксировали.

В результате измерений оказалось, что лимон дает самое высокое напряжение, а лук самое низкое.  Неожиданно оказалось, что обычная картошка дает достаточно высокое напряжение.

          5 этап Эксперимент по созданию лимонной батарейки.

Изучив напряжение, которое дают овощи и фрукты, приступили к изготовлению «лимонной батарейки» по схеме. Прежде всего, приготовили все необходимые материалы и приборы:

  • лимоны, светодиод;
  • кусочки медной проволоки, оцинкованные шурупы, провода (с зажимами на концах).

Для создания «лимонной батарейки» нужно: сначала порезать лимон на четыре или две части. На оцинкованные шурупы намотать медную проволоку. Шуруп вкрутить в лимон на треть его длины, а медную проволоку воткнуть в следующий лимон. И так соединить четыре части лимона.

Лимон работает как батарейка: медь – положительный (+) полюс, а оцинкованный шуруп или винт – отрицательный (-).  Чтобы замкнуть цепь в первый лимон воткнули медную проволоку, а в последний лимон вкрутили оцинкованный шуруп и подсоединили к цепи светодиодную лампочку. Она загорелась, но очень слабо.

Для сравнения, Марк подключил светодиодную лампочку к обычной батарейке, лампочка загорелась намного ярче, чем  в лимонной батарейке.

Вывод: Действительно в лимоне есть напряжение, из нескольких лимонов можно сделать батарейку. Ток в «лимонной батарейке» слабенький.

Какие результаты, какой смысл они принесли ребенку, в чем позволили ему продвинуться вперед и т.д.?

Марк научился определять напряжение  внутри овощей и фруктов, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, эксперименты, делать выводы. Ему очень понравилось ставить эксперименты самому, получать результат и оценивать получившийся результат.

Удалось ли ребенку увлечь исследованием сверстников или других людей?

Марк увлекся своим исследованием  и привлек  внимание к познавательно-исследовательской  деятельности  не только детей группы, но и взрослых (родителей).

Доля детской самостоятельности при проведении познавательно-исследовательской деятельности.

Интерес и мотивация ребенка к исследованию были  глубокими. Это обеспечило высокий уровень самостоятельности и инициативы ребенка в деятельности.

(Примеры самостоятельности, инициативы Марка обозначены в описании).

Ссылка на видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=kYY5FOjnA9k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Батарейка"

План работы по проекту поможет детям правильно поступать с отработанной батарейкой....

Доклад. Реализация идей устойчивого развития в проектах "Батарейка" и "Полиэтиленовый пакет" при участии взрослых.

Работа над проектами помогает задуматься об окружающем нас мире, о том, какой вред мы наносим природе. Наша главная задача - прививать детям любовь к природе и умение заботиться о ней. Проекты помогаю...

Магия батарейки

Материалы выступления на конкурс "Я - исследователь", секция "Физика и техника". Тема работы "Магия батарейки"...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"

Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, эко...

Конспект НОД "Польза и вред батарейки" Савина Елена Викторовна

Расширять знания детей об электричестве,  электроприборах, о пользе и вреде батареек....

Маленькая батарейка - большой вред!

Ширма для родителей о вреде батареек....

Проект для детей среднего возраста "Вредная Батарейка"

Проект для детей среднего возраста "Вредная Батарейка"...