Главные вкладки

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Гришанова Татьяна Ивановна

    Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, экологическое мировоззрение, стремление к осуществлению опытно-экспериментальных действий. Совместная деятельность опробована в двух различных группах детей 6-7 лет. В обоих случаях деятельность получила высокую оценку присутствующих педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №23 с приоритетным направлением деятельности

    по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

    Конспект совместной деятельности педагога с детьми

    подготовительной группы

    в образовательной области «Познание»

    Опытно-экспериментальная деятельность

    «Батарейка»

      

                                                      Составитель: Гришанова

    Татьяна Ивановна

                                                           воспитатель первой

    квалификационной категории  

                                                         

    Санкт-Петербург

    2014 г.

    Конспект совместной деятельности педагога с детьми

    в образовательной области «Познание».

    Опытно-экспериментальная деятельность -

    «Батарейка»

    Цель:

    Задачи:

    Материалы:

    Технические ресурсы:

    Используемые технологии:

    Формировать представления детей о физических явлениях и процессах в окружающем мире через организацию  опытно-экспериментальной деятельности.

    1. Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения
    2. Рассказать о принципе работы батареек, их разновидностях.
    3. Формировать основы  электробезопасности в быту.
    4. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами.
    5. Формировать экологическое мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
    6. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
    7. Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) в передаче образа. Развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог, приводить доводы.

    Для наблюдения и экспериментирования: будильник; пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки-таблетки; лимоны, медные проволочки, оцинкованные гвозди по количеству детей; соединительные провода, светодиодный фонарик.

    Для подвижной игры: канат, эмблемы с изображением электронов, различных электроприборов.

    Для взаимодействия с родителями: Инструкция по утилизации батареек в Санкт-Петербурге.

    Мультимедийный комплекс, слайд-шоу «Электричество в картинках».


    Интернет ресурсы:
    http://wikipedia.org./

    http://punktpriema.ru/batarei/129-batareiki-piter.html

    http://habrahabr.ru/post/158299/

    http://www.vecherkom.com/content/view/1013/357/

    http://allforchildren.ru/sci/sci067.php

    Информационно-коммуникационные технологии

    Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

    Здоровьесберегающие технологии

    ТРИЗ – технологии

    «Безопасность». Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. С-Пб. - Детство-Пресс, 2004.

    «Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О.А. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2006

    Ход совместной деятельности

    Воспитатель

    Дети

    -Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник). Я его крутила- вертела, а потом всё же поняла, что с ним произошло. А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики и проч., чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя? Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

    - Из-за того, что в них разрядились батарейки!

    - Молодцы! Да-да, в моём будильнике разрядились батарейки! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки! Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?

    -Они похожи на пальчик!

    -Да, и это одни из самых распространённых батареек! (демонстрирует, даёт ребятам посмотреть и покрутить в руках). А какие ещё бывают батарейки?

    Ответы детей.

    -Посмотрите, в магазине часто можно увидеть ещё мизинчиковые батарейки, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. (Демонстрирует и даёт рассмотреть ребятам).

    -Ребята, а кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?

    -Они дают электричество!

    -Да, они дают электричество или другими словами, являются источниками электрического тока. Электрические приборы  - холодильники, телевизоры, компьютеры, фонарики и многие другие - могут работать, только если их подключить к такому источнику тока. Например, как мы подключаем большие приборы?

    -Включаем их в розетку!

    -А откуда ток берётся в розетке?

    -Приходит по проводам от электростанций.

    -Ребята, батарейки - маленькие источники электрического тока.  Но вот откуда он в них берётся?

    Дети делают предположения.

    -Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток. Кто может ответить?

    Дети высказывают версии.

    -Ребята, вы конечно знаете, что все вещества состоят из атомов - мельчайших частичек, которые невозможно увидеть глазом. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть. А эти атомы в свою очередь состоят из ещё более маленьких частиц - ионов и электронов. Электроны заряжены  отрицательно, а ионы положительно. Ион и электрон живут дружно, а вот  два электрончика или два иончика могут и подраться. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе, а  два электрона или два иона всегда отталкиваются. И что же происходит в батарейке? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики и не пустить их друг к другу. Электрончики собирают с одной стороны батарейки, а иончики остаются – с другой. Там, где собраны электроны, на батарейке нарисован знак Минус, а где ионы – знак Плюс. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам. И как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электрончиков – и есть электрический ток. Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.

    Игра «Электрический ток».

    На полу по кругу укладывается канат. На одном участке круга выделяется участок Батарейка, обозначаются её полюса – Плюс и Минус. Дети делятся на две команды. Одна команда – Электрончики, вторая – Электроприборы (например, фен, холодильник, лампочка, сотовый телефон, планшет, стиральная машина, пылесос, фотоаппарат, магнитофон и проч). Игроки получают соответствующие эмблемы (Электроприборы их изначально не показывают Электрончикам). Детям предлагают снять обувь). Электроприборы встают по кругу на канат. Электрончики начинают свой путь от Минуса батарейки, движутся по канату. Достигая Электроприбора, Электрончик дотрагивается до него, и Электроприбор начинает демонстрировать (жестами, позой, звуками) свою работу. Электрончики должны угадать, что это за прибор. Таким образом Электрончики добираются до Плюса батарейки. Затем Электроприборы и Электрончики меняются местами. При этом Электроприборы получают новые эмблемы.

    -Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор? Кто знает, на что нужно обратить внимание?

    Ответы детей.

    -Да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.

    Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.

    -А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?

    Ответы детей.

    -Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

    Ответы детей.

    -Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв.м. почвы. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка?

    Ответы детей.

    -Конечно, её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе. А куда выбрасываете использованные батарейки вы?

    Ответы детей.

    -Но теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно! Сейчас я раздам каждому из вас листы, на которых указаны адреса, куда можно сдать отработавшие батарейки. Покажите их родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт.

    Воспитатель раздаёт инструкции.

    - Ребята, а как вы думаете из чего можно сделать безопасную батарейку, в которой не было бы опасных веществ?

    Предположения детей.

    -А я предлагаю сделать батарейки, которые в конце можно съесть. Да-да. Учёные давно придумали, как сделать батарейку из картошки, из солёного огурца, из лимона или других овощей и фруктов. Кто хочет научиться?

    -Мы!

    -Предлагаю сделать батарейку из лимона.

    Воспитатель раздаёт детям лимоны и два стержня (электроды) – оцинкованный шуруп и медную проволочку. Показывает, каким образом необходимо воткнуть их в лимон. Ребята изготавливают батарейку.

    -Наши лимонные батарейки очень слабенькие. Каждая из них в одиночку не сможет заставить работать даже маленький электроприбор. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы энергии хватило для того, чтобы загорелся вот такой светодиодный фонарик? (демонстрирует фонарик)

    Предложения детей.

    -Можно соединить батарейки вместе!

    -Да, если мы соединим наши батарейки между собой проводками, то энергии хватит для работы фонарика.

    Дети с помощью воспитателя соединяют лимоны проводками и подключает к светодиодному фонарику. Фонарик загорается. Опыт удался!

    -Ребята, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире. Когда она разрядится, её можно съесть. Как вы думаете, почему такие батарейки не используют в электроприборах?

    -Они занимают много места. Быстро портятся. Дают мало энергии.

    -Молодцы! Вы совершенно правы. А теперь расскажите, что нового вы узнали?

    -Как работает батарейка!

    -Как правильно утилизировать батарейку.

    -Как изготовить батарейку из лимона!

    -А что больше всего понравилось?

    Ответы детей.

    -В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающей среды. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!

    ИКТ (Показ слайдов)

    «Безопасность». Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

    ТРИЗ-технология (метод «Синектика», метод ММЧ (метод маленьких человечков)).

    Здоровьесбере-

    гающие технологии (хождение по «дорожкам здоровья», динамическая пауза).

    ИКТ (показ слайдов)

    «Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О.А.

    Нетрадицион-ная работа с родителями (дистанцион-ное обучение)

    ТРИЗ-технологии (метод «Мозговой штурм»)

    Технология исследователь-

    ской деятельности

    (эксперимен-

    тирование)

    Решение проблемной задачи.

    Здоровьесбере-

    гающая технология (пальчиковая гимнастика)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Электричество в картинках


    Предварительный просмотр:

    Правильная утилизация батареек

    Привет, друзья!
    Каждый из нас наверняка пользовался в своей жизни батарейками. Пульты, часы, игрушки, телефоны, масса других вещей — в доме всегда есть что-то, что работает на батарейках. А они имеют свойство вырабатывать свой ресурс. Однако все ли знают, что делать с отработавшими батарейками? Выбросить в мусорное ведро вместе с остальным домашним мусором? Это неправильно!
    На корпусе батарейки практически всегда присутствует знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера, сообщающий о том, что ее нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами.

    Но что такого вредного или опасного в батарейках?
    Несмотря на то, что батарейка может взорваться, протечь и повредить ваше оборудование, или быть проглоченой вашим ребенком, основной вред она нанесет, если не будет правильно утилизирована.
    Вообще, батарейки — это химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и опасны.

    свинец (накапливается в организме, поражая почки, нервную систему, костные ткани)

    кадмий (вредит легким и почкам)

    ртуть (поражает мозг и нервную систему)

    никель и цинк (могут вызывать дерматит)

    щелочи (прожигают слизистые оболочки и кожу) и другие


    После выбрасывания металлическое покрытие батарейки разрушается от коррозии, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, откуда уже недалеко и до рек, озер и прочих водоемов, используемых для питьевого водоснабжения. Ртуть — один из самых опасных и токсичных металлов, имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов и может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных.
    А если батарейку сожгут на мусоросжигательном заводе, то все содержащиеся в ней токсичные материалы попадут в атмосферу.

    Что сдать.jpg

    Пункты приема батареек в Санкт-Петербурге:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности. "Удивительные свойства воды"

    Данный материал предлагается для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....

    Конспект совместной опытно – экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Вода - водица»

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Бумага своими руками» (средняя группа)

    Данный материал подойдет для открытых занятий как на базе детского сада, так и на муниципальном уровне (например, день открытых дверей). Так же к данному конспекту сть презентация с видеороликами. Заг...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

    Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности для днтей от 5 до 6 лет "Где живет электричество?"

    Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активност...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности

    laquo;Бумага своими руками»Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образо...