Главные вкладки

    конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности. "Удивительные свойства воды"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Поспелова Светлана Владимировна

    Данный материал предлагается для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_sovmestnoy_opytno.docx16.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства воды».

    Цель:   расширять представления детей о свойствах воды.

    Задачи:

    - познакомить детей со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность;

    - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

    -  учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

    - стимулировать познавательную активность детей.

    Материалы и оборудование:   прозрачные стаканы, чайные ложки, емкости разной формы, соль, сахар, лимон, молоко, глобус, термос, термометр для воды, зеркальце. 

    Ход занятия

    - Сегодня у нас необычное занятие. Я вас приглашаю в научную лабораторию.

    Давайте вспомним, что такое лаборатория? (Это место, где проводят опыты и эксперименты).

    А что мы будем исследовать,  вы сейчас узнаете.

    Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое? Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара. Какого цвета на глобусе больше? (Синего, голубого). Что означает синий цвет? (Синий цвет – вода, все моря и океаны нашей планеты). Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – синий.  Это потому, что синего действительно на нем намного больше, чем желтого, белого, зеленого и коричневого. Послушайте стихотворение:

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес  туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить,

    Без нее нам не прожить!

    - И действительно, без воды нашу жизнь представить сложно. Ребята, для чего и кому нужна вода? (ответы детей). Верно, без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но и кормит. Вода добывает электрический ток на электростанциях. Вода моет города, деревни, машины, дороги. Вот она какая – вода.

    А хотите больше узнать о воде? Тогда пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

    Опыт    1.

    Узнаем,  имеет ли вода форму? Для этого нам нужны три сосуда разной формы, заполняем их водой. Какую форму приняла вода? Вода приняла форму того сосуда, в котором находится.

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, а в ямках собираются.

    Опыт   2.

    А есть ли вкус у воды? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому соль, третьему лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая и кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду (ответы детей).

    Опыт   3.

    Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Опускаем чайные ложки в стаканы. Что мы обнаружили? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет. Вывод: вода – прозрачная жидкость.

    Физкультминутка: «Снеговик»

    Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

    Опыт   4.

    Есть у воды температура? Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Потрогайте воду. Одинаковая ли она? Измерить температуру воды можно с помощью термометра. Давайте опустим его в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик термометра остановится. Вывод: вода может быть холодной, теплой и горячей – в зависимости от температуры.

    Опыт   5.

    Воспитатель  показывает термос. Кто знает, что это такое? Правильно, это термос. Для чего он нужен?  (Это сосуд, который долго сохраняет жидкость горячей). Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? Из термоса идет пар). Поднесем к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось  на зеркале? (Капельки воды). Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды). Пар, это тоже вода. Во время кипения вода превращается в пар. Где, дома можно увидеть пар? (Пар идет из кипящего чайника). Вывод: при высокой температуре вода превращается в пар, поднимается вверх и охлаждается, где пар превращается в капельки воды. Похожим образом в природе образуются облака – теплый воздух поднимается высоко в небо, где гораздо холоднее, чем около поверхности земли, охлаждается и появляется облако.

    Итог. 

    На сегодня наши исследования закончены. Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Какими? (Вода – жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, может быть разной температуры, испаряясь, образует пар). Молодцы, вы настоящие исследователи.  В следующий раз, мы обязательно вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши исследования .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Животворное свойство воды.

    Цель:показать детям необходимость воды для роста и развития растения.Задачи:Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.Развитие познавательного интереса к окружающему мир...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"

    Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, эко...

    Опытно-экспериментальная деятельность "Знакомство со свойствами воды".

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной работе с детьми средней группы....

    Конспект совместной опытно – экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Вода - водица»

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

    Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...