Главные вкладки

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности для днтей от 5 до 6 лет "Где живет электричество?"
    материал (старшая группа)

    Попова Оксана Викторовна

    Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                   Попова Оксана Викторовна,                          

                                                                                                     воспитатель,

                                                                                       МБДОУ  «Детский сад №57  

                                                                                            «Катюша», г.Тамбов

                     

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности

     для детей от 5 до 6 лет.

    Тема: «Где живет электричество?»

    Цель: Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Задачи:

    Обучающие:

    -Учить устанавливать причинно – следственную зависимость;

    -учить делать выводы.

    - Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

    Развивающие:

    -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования,

    -развивать внимание, мелкую и общую моторику, координацию движения рук;

    -уточнить нахождение электричества в окружающем мире.

    Воспитательные:

     - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    - Вызывать радость открытий, полученных из опытов,

    - Воспитывать умение работать в коллективе.

    Оборудование: коробка, будильник без батарейки, батарейка, тарелки для каждого ребенка, бумажные бабочки, воздушные шарики на каждого ребенка, расчески пластмассовые, линейки деревянные, ручки пластмассовые, картинки с изображением электроприборов, конверты с разрезными картинками на тему «Безопасное обращение с электроприборами» на каждого ребенка, мяч

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Воспитатель читает стихотворение.

    Встанем мы в кружочек дружно,

    Поздороваться нам нужно

    Говорю тебе «Привет!»,

    Улыбнись скорей в ответ.

    Здравствуй, правая рука,

    Здравствуй, левая рука,

    Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

    Здравствуй, весь наш дружный круг!

    Основная часть

    Воспитатель:  Ребята, сегодня я принесла вам вот эту коробку. Хотите узнать,  что здесь находится? Вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать «да» или « нет».

    Игра  «Да –нет».( Если дети затрудняются, можно загадать загадку:

    Он на тумбочке стоит,

    На весь дом с утра звенит:
    "Эй, вставайте, детвора!
    В садик вам идти пора… )

    Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно вы отгадали или нет. (Воспитатель открывает коробку и вынимает будильник).

    Воспитатель:  Ребята, что это? ( Будильник). Вы молодцы, все  отгадали верно!   Но что-то он не работает. И стрелки стоят на месте? Как вы думаете, почему? (Дети  высказывают  предположения)

    Воспитатель:  А давайте проверим, правы ли вы были? ( Открывают  часы, убеждаются, что  нет  батарейки.)

    -  Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку.  Может кто-нибудь подскажет, как правильно это сделать? (возможны подсказки детей из личного опыта). Здесь нужно не ошибиться, поставить «плюс» к плюсу, «минус» к «минусу». (вставляют, стрелки начинают двигаться)

    Воспитатель: Что произошло с будильником? (Ответы детей)

    Действительно, он заработал, стрелки стали двигаться. ( Предложить  детям послушать ход будильника.)

    Воспитатель:  Как вы считаете, что привело в движение  будильник?  (Ответы детей: Стрелки будильника привело в движение батарейка)

    Воспитатель : Я с вами согласна.   Но что за сила такая скрывается в батарейках? (варианты ответов).

    Можно загадать загадку:

    Вдаль, к деревням, городам
    Он идёт по проводам,
    Светлое величество!
    Это … (
    Электричество)

    Воспитатель:  Я вам подскажу. В батарейке находится особая сила, которая называется электричеством.  Когда мы вставили в часы батарейку, через часы пошел    электрический ток, который заставил работать механизм будильника.

    -Повторите, как называется эта сила, спрятанная в батарейке  (Электричество).

    Какие еще предметы работают на батарейках? (Ответы детей)

    Воспитатель:   Ребята, а в природе можно встретить электричество? (Дети  высказывают  свои предположения)

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

      Вот тучи брызнули дождем.

      Светло вдруг стало, словно днем.

      Что ослепительно сверкает,

      В лесу деревья поджигает?  (Молния)

    Молния – это тоже электричество. Оно очень опасное.

    А сегодня я вам хочу показать электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе.  Оно может обычные предметы, превратить в волшебные.  Хотите с ним познакомиться?

     Тогда давайте пройдем к столам.

     Опыт с шариком.

    Воспитатель: Возьмите шарик и поднесите его к бумажным  бабочкам. Что –нибудь произошло?

    А теперь поступим по-другому. Потрите   шарик   о волосы (или  тряпочкой) и поднесите  этой стороной  вновь к бабочке.

    -Что теперь произошло?  (Ответы детей:  К шарику прилипли  бабочки)

    -После чего шарик стал притягивать бабочек? ( Шарик стал притягивать  бабочек, после того, когда мы его потерли о волосы)

    Воспитатель:   Вывод. Если натереть предметы о волосы или  ткань, они получают энергию, которая называется  электричеством, которая  притягивает более легкие  предметы.

     

    Опыт с расческой и др.предметами

    -На столах есть еще предметы, вы можете их использовать и попробовать сделать такой же опыт?

    (Дети пробуют)

    Какие предметы при натирании получают электричество?

    (ручка, расческа, линейка)

    Из чего они сделаны?

    ( из пластмассы)

    Воспитатель:  А с другими предметами получается такой опыт?

    -нет.

    Воспитатель:   Со всеми ли предметами можно обнаружить электричество.

    Вывод: не все предметы могут обнаружить электричество.

    1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену.(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).

    Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).

    - Давайте и наши шарики превратим в «волшебные», а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

    Вывод: в волосах тоже живет электричество

    Воспитатель: Кто слышал, как потрескивает одежда,когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Расческа липнет к волосам и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуется.

    Воспитатель:  Сейчас мы говорили о слабом электричестве. Его называют «статическим электричеством» Но есть более сильное электричество.   И оно тоже есть в нашей группе.

     По каким предметам вы можете догадаться о наличии такого электричества.(розетки, выключатели, лампочки, провода)

     Воспитатель. - А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.

    Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

    Ток бежит по проводам              (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

    Свет несет в квартиру нам,       о пальчики другой руки)

    Чтоб работали приборы:           (загибают пальцы одновременно на

    Холодильник, мониторы,            на обеих руках)

    Кофемолки, пылесос

    Ток энергию принёс                   (стучат кулаком одной руки о кулак другой)      

    Воспитатель: Правильно. Электричество есть сейчас в каждом доме.

    -Как вы думаете, можно ли электричество назвать нашим помощником?

    (Можно)

    Воспитатель: А почему вы так считаете?

    Дети: С помощью электричества работают все электроприборы.

    Воспитатель:   А какие электроприборы вы знаете?(ответы).

    Что перед вами на картинках?

    Как назвать одним словом? (Бытовая техника)

    Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру с мячом   «Для чего это нужно?»

    Я буду называть  предмет, а вы  называете  какие  действия совершают   этим  электроприбором.

    Утюгом – гладят белье,

    Миксером – взбивают крем,

    Феном – сушат волосы,

    Лампой – освещают книгу,

    Пылесосом – пылесосят ковры,

    Вентилятором – охлаждают воздух,
    В холодильнике – хранят продукты,

    В микроволновое – разогревают еду,

    В чайнике – кипятят воду,

     На электроплите  - готовят еду,

    По телефону – звонят,

    На магнитофоне -  слушают музыку.

    На фланелеграфе размещены карточки с изображением предметов

    Воспитатель: Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества?

    1. Стиральная машина – таз

    2. пылесос -  веник

    3. утюг – гладильная палка

    4. швейная машина – игла

    5. электролампа – свеча

    6. электромясорубка – нож

    А теперь посмотрим сколько бытовой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству.

    Музыкальная физкультминутка Фиксики «Телевизор»

    Воспитатель: Ребята, но электричество может быть не только добрым и нашим другом. Оно может быть очень опасным. И каждый из вас должен знать и помнить очень важные правила, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.

    Игра «Разрезные картинки»

    Если соберете карточки, то узнаете эти правила.

    1) Нельзя тянуть руками электр. провод, можно брать в руки только вилку.

    2) Не подходить к оголенным проводам.

    3) Не прикасаться мокрыми руками к электр. приборам.

    4) Нельзя вставлять незнакомые предметы в розетку.

    Итог

    Воспитатель: С чем мы сегодня познакомились на занятии? (Ответы детей)

      -Где живет электричество? (Ответы детей)

      -Электричество наш друг или враг? (Ответы детей)

    - Об электричестве написано много в книгах, о чем узнаете в      школе более подробно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"

    Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, эко...

    конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности. "Удивительные свойства воды"

    Данный материал предлагается для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....

    Конспект совместной опытно – экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Вода - водица»

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Бумага своими руками» (средняя группа)

    Данный материал подойдет для открытых занятий как на базе детского сада, так и на муниципальном уровне (например, день открытых дверей). Так же к данному конспекту сть презентация с видеороликами. Заг...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

    Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...

    Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности

    laquo;Бумага своими руками»Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образо...