Дидактическая игра «ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Фуникова Людмила Александровна

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего детства до старости.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?

  В основу данного пособия легло желание, любознательность моих детей к космосу. И я должна была удовлетворить потребность детей, которое ведет ребенка к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

   Методическое пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и с подгруппой детей. В своей работе я использую данный материал для закрепления определенных знаний, исходя из индивидуальных способностей детей. Также использую данное пособие как демонстрационный материал в познавательной деятельности, так и для самостоятельной игровой деятельности детей. Можно использовать для закрепления пройденного материала по формированию целостной культуры мира. Пособие можно использовать для сюжетно – ролевых игр: «Путешествие в космическое пространство», «Путь к звездам».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю: ____________

Заведующий Канищева О.И.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №37
СТ. НОВОПОКРОВСКОЙ МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Детям о космосе»

Дидактическая игра «ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»

Воспитатель: Фуникова Людмила Александровна

2019г

АННОТАЦИЯ

   С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего детства до старости.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?

  В основу данного пособия легло желание, любознательность моих детей к космосу. И я должна была удовлетворить потребность детей, которое ведет ребенка к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

   Методическое пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и с подгруппой детей. В своей работе я использую данный материал для закрепления определенных знаний, исходя из индивидуальных способностей детей. Также использую данное пособие как демонстрационный материал в познавательной деятельности, так и для самостоятельной игровой деятельности детей. Можно использовать для закрепления пройденного материала по формированию целостной культуры мира. Пособие можно использовать для сюжетно – ролевых игр: «Путешествие в космическое пространство», «Путь к звездам».

Дидактическая игра «ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»

Цель: Сформировать знания о звездах и созвездиях. Развивать умения «читать» схемы созвездий и правильно изображать на звездном небе.

Оборудование: Звездочки, игровое поле; карточки, на которых помещены схематические изображения разных созвездий;1-2 отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая.

Предварительная работа: Практическая деятельность (изготовление совместно с детьми, родителями, воспитателями –картинок и плакатов с изображением звездного неба, созвездий. Заучивание с детьми стихов, загадок по теме «Космос». Рассматривание фотографий первых космонавтов, иллюстраций о космосе, рассматривание глобуса.

Ожидаемые результаты: Усвоение знаний о космосе и о космическом пространстве, эмоциональное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Умение детей научиться различать и называть звезды, созвездия и их разнообразие, а также знать первого летчика – космонавта Ю.А. Гагарина.

Правила игры: Сколько вокруг различных космических объектов! Интересно, а как выглядят в космосе знакомые нам созвездия, которые мы наблюдаем с Земли. Задание: игроку нужно выложить из звёзд на игровом поле схему созвездия, название которого изображено на соответствующей карточке. Если игрок правильно выполняет схему, ему начисляется один балл.

В игре участвуют от двух до четырех детей. Им раздают карточки с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель. Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, наблюдая за звездами, разделили их на группы — созвездия; самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой — птицу, третий — человека.

Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, можно заметить, что созвездия появляются в небе в определенных местах: одно созвездие — за лесом, другое — всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, по ним они прокладывали путь, определяли свое местоположение.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком Созвездии идет речь.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях. Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности.

1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно отыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша — это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом — это его лапы и туловище, а сам ковш — седло. Древние люди считали, что вce эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее. Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

Воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Ребёнок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладет ее над соответствующим созвездием.

2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух).

Воспитатель показывает соответствующую картинку.

У кого созвездие Волопаса? Дети смотрят на картинку и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее над ним.

3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

Воспитатель показывает картинку с соответствующим изображением.

У кого есть созвездие Лебедя?

Угадавший получает картинку.

4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня — Пегаса. У кого из вас есть созвездие Пегаса?

5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес — очень сильный человек. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел — очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита. Его тоже лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.

10. На небе можно найти даже Дракона — волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

11. Еще есть созвездие с необычным названием — Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея — имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У кого такое созвездие?

12. В небе есть созвездие Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие — голова Медузы Горгоны. Все, кто смотрел на нее, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это созвездие?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает игру.

Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, на Украине — Телегой, а в Сибири — Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками.

Примечание. Когда ребята усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое».

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку  дидактической игры «Звёздное небо» для детей старшего дошкольного возраста, автор – воспитатель МБДОУ №37 Фуникова Людмила Александровна

         Данная методическая разработка дидактической игры «Звёздное небо» представлена как методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста, с учетом образовательной программы ДОУ, а также с учетом интереса детей ДОУ.

         Материал интересен, актуален, содержит элементы авторства, возможен для распространения среди педагогического сообщества специалистов системы дошкольного образования и родителей детей старшего дошкольного возраста. Педагогу удалось обосновать необходимость создания такой дидактической игры для детей дошкольного возраста, показать актуальность ее использования в образовательном процессе, удалось последовательно изложить особенности использования данного пособия в работе с детьми, указать функциональные возможности игры, цель и задачи применения в образовательном процессе.

        Дидактическая игра «Звёздное небо» - эффективная дидактическая разработка, позволяющая развивать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, формировать собственный познавательный опыт.

         Данная разработка учит детей обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, устанавливать последовательность явлений неживой природы, знакомит с эволюцией предметов рукотворного мира. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, связной речи, логического мышления.

         В основу данного пособия легли любознательность и увлечённость  детей космосом, которые ведут ребенка к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

                Данное пособие имеет практическую значимость и отвечает всем основным требованиям, представленным к работе данного вида.

         Представленное на рецензирование методическое пособие может быть рекомендовано к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.

Старший воспитатель:  _______________Фуникова Л.В.

Дата «____ » ________________2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Звёздное небо"

Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и "Познание" раздел "Математических представлений"...

Беседа с детьми на тему: "Звёздное небо".

Мир звёзд очень разнообразен. Звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце....

Конспект интегрированного занятия экологического содержания в подготовительной группе по теме: "Путешествие по звёздному небу"

          Программное содержание:Дать детям элементарные представления о разнообразии звёздного мира;познакомить с историей названия некоторых звёзд, созвезд...

«Звёздное небо» Нестандартное физкультурное оборудование изготовленное своими руками.

* Нестандартное оборудование, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-воспитательной работы.Оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что ...

Дидактическая игра "Звездное небо"

Включение игр в процесс развития помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса старших дошкольников и сделать её наиболее эффективной....

Дидактическая игра "В небе, на земле, в воде"

Дидактическая игра "В небе, на земле, в водеД"...