Технологическая карта НОД Познавательное развитие «Круговорот воды в природе» Пудкова Галина Александровна
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пудкова Галина Александровна

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

познавательно-исследовательское, интегрированное

Тема НОД

«Круговорот воды в природе»

Цель

- развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Задачи

Образовательные задачи:

— Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

— Закрепить знания детей о свойствах воды.

— Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

— Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материал

Демонстрационный: презентация

Материалы: баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупа, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.

Предполагаемый результат

- познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

- объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».

Интеграция с образовательными областями:

 

 «Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

(помещение-игровая)

Ребята, мы сегодня с вами займемся научной работай, а для этого вам надо будет отгадать мою загадку:

На свете нет ее сильнее

В руках ее не удержать.

На свете нет ее буйнее,

И на коне не обогнать.

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше — познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово — вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?

Ответы детей

Метод: словесный.

Прием: приветствие, беседа, игровая ситуация.

Просмотр презентации на доске.

Ответы детей на вопросы воспитателя

                      -

Дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: заняться научной деятельностью.

Этапные задачи: воспитывать интерес к совместной деятельности, чувство доброжелательного отношения друг к другу

 

II.Актуализация знаний

Как вы думаете, какие свойства имеет вода?

Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.

Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?

Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.

Воспитатель: Нужна ли вода человеку?

Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.

Воспитатель: Что человек делает с водой?

Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?

Дети: Могут произойти наводнения.

Метод: словесный.

Прием: беседа, проблемная ситуация.

На экране показаны свойство воды

-

Использование ИКТ позволило активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес детей в процессе образовательной деятельности.

Этапные задачи: развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память, диалогическую речь, игровую деятельность, интерес экспериментированию.

III. Затруднение в ситуации

Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.

Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.

Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.

Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?

— Светка! — крикнул он сестре. — Ты мою воду вылила?

— Нет! — ответила Светлана.

Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране появляется схема «круговорота воды в природе»

 

-

практически определили правильность своего выбора. правильно отвечали на заданные вопросы.

Этапные задачи: поддерживать положительное эмоциональное отношение, желание отвечать на вопросы воспитателя.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Еще одно свойство воды — она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.

Дети: Одно блюдце мокрое, другое — сухое.

Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?

Дети: Пар — это капельки воды.

Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?

Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.

Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?

Дети: Испарилась.

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране схема «круговорота воды в природе».

 

 

-

Дети рассказали по схеме. Правильно отвечали на заданные вопросы.

Этапные задачи: учить ориентироваться в схеме «Круговорота воды в природе», развивать зрительное восприятие

 

V. Введение новых знаний в систему знаний

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница — наша вода!

Метод: словесный практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране схема «круговорота воды в природе».

-

Дети решают проблему положительно и доброжелательно

Правильно отвечают на вопросы.

Этапные задачи: закрепление новых понятий «испарилась», «толстая», «круговорот», развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память.

VI Осмысление (итог)

Куда же девается дождевая вода?

(ответы детей). Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?

Дети: Испаряются.

Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?

Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.

Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.

Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.

А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?

Дети: Опыты.

Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.

Метод: словесный

Прием: беседа

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку. Принимают похвалу педагога.

-

Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.

Этапные задачи: развивать мышление, воображение, память, диалогическую речь, интерес к экспериментированию, воспитывать чувство взаимопомощи

 

Комментарий

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_issledovat._pudkova.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Пудкова Галина Александровна

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

познавательно-исследовательское, интегрированное

Тема НОД

«Круговорот воды в природе»

Цель

- развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Задачи

Образовательные задачи:

— Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

— Закрепить знания детей о свойствах воды.

— Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

— Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материал

Демонстрационный: презентация

Материалы: баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупа, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.

Предполагаемый результат

- познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

- объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».

Интеграция с образовательными областями:

 «Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

(помещение-игровая)

Ребята, мы сегодня с вами займемся научной работай, а для этого вам надо будет отгадать мою загадку:

На свете нет ее сильнее

В руках ее не удержать.

На свете нет ее буйнее,

И на коне не обогнать.

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше — познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово — вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?

Ответы детей

Метод: словесный.

Прием: приветствие, беседа, игровая ситуация.

Просмотр презентации на доске.

Ответы детей на вопросы воспитателя

                      -

Дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: заняться научной деятельностью.

Этапные задачи: воспитывать интерес к совместной деятельности, чувство доброжелательного отношения друг к другу

II.Актуализация знаний

Как вы думаете, какие свойства имеет вода?

Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.

Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?

Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.

Воспитатель: Нужна ли вода человеку?

Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.

Воспитатель: Что человек делает с водой?

Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?

Дети: Могут произойти наводнения.

Метод: словесный.

Прием: беседа, проблемная ситуация.

На экране показаны свойство воды

-

Использование ИКТ позволило активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес детей в процессе образовательной деятельности.

Этапные задачи: развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память, диалогическую речь, игровую деятельность, интерес экспериментированию.

III. Затруднение в ситуации

Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.

Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.

Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.

Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?

— Светка! — крикнул он сестре. — Ты мою воду вылила?

— Нет! — ответила Светлана.

Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране появляется схема «круговорота воды в природе»

-

практически определили правильность своего выбора. правильно отвечали на заданные вопросы.

Этапные задачи: поддерживать положительное эмоциональное отношение, желание отвечать на вопросы воспитателя.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Еще одно свойство воды — она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.

Дети: Одно блюдце мокрое, другое — сухое.

Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?

Дети: Пар — это капельки воды.

Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?

Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.

Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?

Дети: Испарилась.

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране схема «круговорота воды в природе».

-

Дети рассказали по схеме. Правильно отвечали на заданные вопросы.

Этапные задачи: учить ориентироваться в схеме «Круговорота воды в природе», развивать зрительное восприятие

V. Введение новых знаний в систему знаний

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница — наша вода!

Метод: словесный практический

Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.

На экране схема «круговорота воды в природе».

-

Дети решают проблему положительно и доброжелательно

Правильно отвечают на вопросы.

Этапные задачи: закрепление новых понятий «испарилась», «толстая», «круговорот», развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память.

VI Осмысление (итог)

Куда же девается дождевая вода?

(ответы детей). Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?

Дети: Испаряются.

Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?

Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.

Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.

Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.

А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?

Дети: Опыты.

Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.

Метод: словесный

Прием: беседа

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку. Принимают похвалу педагога.

-

Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.

Этапные задачи: развивать мышление, воображение, память, диалогическую речь, интерес к экспериментированию, воспитывать чувство взаимопомощи

Комментарий

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

Конспект по познавательному развитию на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды.» в старшей группе

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, формировать эмоционально-ценностное отношение...

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Технологическая карта по окружающему миру в подготовительной группе: "Свойства воды. Круговорот воды в природе"...

Технологическая карта Интегрированного занятия в 3 старшей группе «Путешествие капельки» Круговорот воды в природе

Педагогические цели: дать понятие о роли воды в жизни растений, животных, человека;Целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные возрастные характеристики возможных достиже...