Конспект ООД на тему "Русская матрешка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Драган Наталия Владимировна

              Ежегодно согласно планированию образовательной деятельности проводят воспитатели ДОУ занятия с детьми на тему "Русская народная игрушка-МАТРЕШКА".Даный конспект послужит

 для продолжения знакомства дошкольников с разновидностями русской игрушки,обогатит игровую деятельность детей,сформируе знания по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt-OOD-Russkaya-krasavitsa-Matreshkaматрешка23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию

с детьми среднего дошкольного возраста

 на тему: «Русские матрёшки»

Разработала:воспитатель  ГБДОУ д/с №34 Приморского р.СПб Драган Н.В.

                   

Цель:продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи-учить различать по размеру,цвету(окраске) матрешки;

              - развивать мелкую моторику пальцев рук.

   -развивать творческую активность, внимание.

   -воспитывать интерес детей к народному творчеству.

   -развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

    -развивать художественный вкус.

Интеграция образовательных областей-»Развитие речи»,»Музыка»,»Коммуникация и социализация».

Материалы и оборудование:наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки,аудиозаписи с музыкой.

Формы и средства обучения: образно-художественные, игровые, практические, музыкальные, наглядные.

Предварительная работа:знакомство с матрёшкой, рассматривание иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений о матрёшке, игры с матрешкой.

Ход организованной деятельности:

Воспитатель: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Послушайте загадку и отгадайте, кто же живет в этой стране.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?»

Дети: «Это матрёшка!»

Воспитатель: «Молодцы! Это матрёшка.»

(воспитатель убирает расписной платок, и дети видят кукол-матрешек, картинки, фотографии с изображением матрешек)

Матрёшка.

Здравствуйте, дети!

Дети.

Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка.

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Воспитатель: « Дети, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?»

Дети: «Это русско-народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!»

Воспитатель: « Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок (показ картинки). Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. Я принесла одну такую матрешку, мастер выточил ее из дерева, и теперь она готова к росписи. Попробуйте, какая матрешка на ощупь? (дети пробуют - гладкая).

- А давайте рассмотрим, как одета матрешка?»

(Дети рассматривают матрёшку).

Дети: « Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник.»

Воспитатель: « Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их.»

 (Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).

Воспитатель: « Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- А, это Полхов - Майданская матрёшка (показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.

- А с этой матрешкой вы уже знакомы. Как она называется? (Подмосковная). Правильно, Подмосковная или Сергиеев-Посадская. Как вы догадались? (ответы детей)

- Да, эти матрешки все время куда-то спешат – в лес за грибами и ягодами, угощать гостей чаем. Эти матрешки держат что-нибудь в руках: корзину, платочек, самовар.

- Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Чем?»

Дети: « По форме, цвету, росписи. И у них разные названия.»

Воспитатель: « Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём.»

 Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).

Вы похожи словно сёстры (качают головой).

Воспитатель: «Ребятки, в волшебной стране случилась беда. Кто-то разорвал фотографии матрешек на много мелких частей. Давайте поможем и соберем фотографии. (Воспитатель вызывает 2 детей и предлагает им сложить две разрезные картинки с изображением матрешек).

Воспитатель:»А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь ее, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

- Матрешка, а наши ребята и стихи для тебя подготовили.

1-й ребенок:

- Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке

Как в доме деревянном.

2-й ребенок:

- Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять… найденыш!

3-й ребенок:

- Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Все расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

4-й ребенок:

- Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся.

Воспитатель: «А сейчас посмотрим как вы умеете собирать матрёшек.»

(Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)

Воспитатель:

«Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.»

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

 Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)

Воспитатель:»Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?»

Дети:»Да понравилось.»

Воспитатель:»Ребята, а Матрешка приготовила вам подарки – фотографии своих сестричек. Только они черно-белые, сегодня мы с вами их раскрасим.»

дети приступают к работе. Воспитатель по необходимости помогает

выполнять работу.

Воспитатель:» Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?»

Дети:»Спасибо!»

Воспитатель: -Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).

- Какие вы все молодцы, всё знаете. Да, матрёшки бывают нескольких видов. Русско-народная, деревянная матрёшка известна и по сей день, она вошла в нашу историю.

Матрёшка:»Ну а сейчас пришло время прощанья»

До свиданья!»

Дети:»До свиданья!»

Анализ занятия и выполненной работы.

Воспитатель отмечает активность детей ,дает оценку выполненной работе и поощряет отличившихся детей.

                   Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию

             в средней группе на тему»Рисуем фартучек для дымковской барышни»

Цель:учить детей расписывать плоскостные фигурки четырехугольной формы, используя разные элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).

Задачи: закреплять умение правильно держать кисть, хорошо насыщать ее краской. Развивать эстетическое восприятие, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, уважение к работе народных мастеров.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи»,»Коммуникация и социализация»,»Математические познания».

Оборудование: кукла в дымковском костюме; дымковские игрушки: конь, барыня, индюк, няня-кормилица,  уточка, рыбка и др.

Для каждого ребенка: силуэт фартука четырехугольной формы из бумаги; гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, подставка для кисточек.

Предварительная работа (просмотр видеоролика о дымковской игрушке; рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора).

Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:»Откроем волшебную дверь и потихоньку войдем,

И ты, мой дружок, поверь, что новых друзей здесь найдем.

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!

Поздоровайтесь. Улыбнитесь нашим гостям. Посмотрите, как у наших гостей появились замечательные улыбки, им очень понравилось наше приветствие. А теперь подарите улыбки друг другу. Ой, ребята! Посмотрите, а кто это нас встречает? (Дети видят куклу, называют ее.) Конечно, это же барышня.»

Кукла:»Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку,

А вы отгадайте её, друзья!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. «(дымковская игрушка)

Кукла:»Правильно. Молодцы! А дымковские игрушки я взяла сегодня с собой к вам на занятие. Обратите внимание на них. А вы знаете, почему их называют дымковскими?»

Дети: «Потому что её делают в селе Дымково.»

Воспитатель:» Молодцы!

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барышни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад.

Каждый тем игрушкам рад!»

Кукла: «Ребята, а вы знаете, как эти игрушки делают?»

Дети: «Да, сначала их лепят из глины, затем обжигают в печах, белят, а затем расписывают.»

Кукла:» Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

 А какие цвета использовали мастера?»

Дети: «Красный, синий, зеленый, черный, желтый на белом фоне.»

Кукла: «Какие элементы используют мастера для росписи игрушек?»

Дети: «Узоры состоят из прямых и волнистых линий, кругов, колец, точек и мазков. Иногда линии могут пересекаться и образовывать своеобразный узор - сетку.»

Кукла:»Ребята, все игрушки яркие! Мастер расписал всех моих друзей, и мне платье красиво украсил. Да вот только на фартучек мой краски не хватило. У всех барышень фартучки яркие и только у меня фартучек белый, не раскрашенный. Вот мне и грустно.»

Воспитатель:» Ребята, давайте поможем нашей барышне, разукрасим для нее несколько фартучков, чтобы она могла ходить в них на праздник, носить воду, играть с детьми. Поможем?»

Дети: «Да!!!»

Воспитатель: «Сейчас мы с вами отправимся в светлую мастерскую, где будем работать над фартучками.Перед тем, как приступить к работе, давайте мы с вами рассмотрим уже разукрашенный фартучек. Какую форму имеет фартучек? Какую фигуру он вам напоминает?Сколько у нее уголков? Еще у нее есть центр. Какие элементы нарисованы в центре ?  Какого они цвета? А как мы их рисуем? Какие элементы узора нарисованы по уголкам нашего фартучка? Какого они цвета? Чем отличаются эти элементы? А как мы их рисуем? Какие элементы еще вы видите на фартучке? Какого они цвета? Как мы их рисуем? Сейчас я разукрашу свой фартучек.»

(Воспитатель раскрашивает еще один образец)

Воспитатель:»Вот какой красивый у меня получился фартучек. А теперь вы украсите фартучки для нашей барышни.

Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров.»

Физкультминутка.

Один, два, три, четыре, пять

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Друг другу дружно улыбнулись

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров.

Воспитатель:» А теперь вы стали мастерами и можете сами раскрашивать свои фартучки, как вам захочется. Но для этого давайте сначала повторим, как мы будем рисовать. Для своих фартучков вы можете использовать любые элементы узора.

Подумали, а теперь приступайте к рисованию. Колечки и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.»

Дети самостоятельно и с помощью воспитателя выполняют работу.

Анализ работ.

Кукла: «Ребята, спасибо вам большое! Вы мне очень помогли! Посмотрите на фартучки. Какие они красивые! А узоры на всех фартучках получились разные. Мне очень понравились ваши работы. А вам нравятся ваши работы?» (Ответы 2-3 детей).

Воспитатель:»Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и помогли дымковской барыне. Вы очень хорошо справились с этой работой. Вам понравилось быть дымковскими мастерами? А что бы вы хотели раскрасить в следующий раз?Теперь поставим работы  для просмотра вашими родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....

Конспект НОД "Домик для матрешки"

Конструирование для детей раннего возраста...

Конспект занятие "Мы веселые матрешки"

Занятие по лепке в средней группе...

Конспект занятия. Хоровод русской матрешки

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;Познакомить с семеновской матрешкой;Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную техн...