Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панова Светлана Юрьевна
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_panova_s.yu_.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Весна"

Составил:

Воспитатель: Панова С.Ю.

Цель:Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, последовательности времён года; расширять представления об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны.

2. Развивающие: активизировать словарь по теме “Весна”; развивать умение подбирать действия и признаки; упражнять в употреблении существительных с утешительно ласкательным значением; различать и называть растения, животных и их детёнышей; развивать связную речь; стимулировать мыслительную и речевую активность детей; развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; культуру поведения в лесу весной; проявлять доброе и уважительное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: вырезные картинки птиц, животных, цветов; дидактический материал с заданием “Собери картинку” (разрезные сюжетные картинки по теме “Времена года”) ; мяч; картинки с изображением одежды; магнитофон.

Предварительная работа:наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций по теме “Весна”; чтение стихов, разучивание; чтение рассказов; беседы о птицах, животных, растениях. аудиозапись «Голоса птиц»;

Ход занятия.

Здравствуйте, здравствуйте! Наша беседа не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю “Здравствуйте”, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Сегодня я приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам. Проталины и тут и там,

 Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечникам летят.

 Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал  постели.

Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает?…. (весна)

Восп-ль.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Дети.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Ребята, подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.

И  про это есть загадка:

Большой подсолнух в небе, Цветёт он много лет

Цветёт весной и летом, А семечек всё нет. (Солнце) .

Восп-ль: Правильно, солнышко. Каждый кто ответит мне на мой вопрос получит лучик, а затем мы вместе с вами составим наше весеннее лучистое солнышко.

Восп-ль: Солнце весной (какое) . Дети: Тёплое, доброе, ласковое, лучистое, круглое, весеннее, ясное, приветливое, озорное.

Восп-ль: Солнце весной (что делает) . Дети: Греет, светит, печёт, сияет, улыбается, пригревает.

Восп-ль: Молодцы. А теперь давайте из наших лучиков составим наше весеннее солнышко (на доске составляется солнышко) .

Восп-ль: Кто назовёт мне весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Восп-ль: Ребята, давайте встречать весну ласковыми словами, и  поиграем с вами в игру; вставайте в кружок.

Сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете говорить, как можно это слово произнести ласково.

(Солнце - солнышко; трава, облако, капля, листок, птица, цветок, ветер, ветка, гнездо) .

Восп-ль: Молодцы ребята! А что весной происходит в природе?

Дети: Тает снег;на реке ледоход;ручейки текут; появляются проталины.

Восп-ль: А послушайте пословицы и поговорки про снег и воду:

- Вода с гор потекла – весну принесла;

-Снег скоро тает и вода бежит дружно – к мокрому лету;

-Много воды – много травы.

Восп-ль: А как вы думаете, изменилась жизнь деревьев, растений после долгого сна?

Дети: На деревьев набухают почки. Из почек появляются листочки.

Восп-ль: Ребята, а почему листочки так важны для нас?

- Они дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа.

Недаром говорят: “Леса – наше богатство”.

Восп-ль: Ребята, давайте не будем обижать наших друзей, будем беречь их, не ломать понапрасну веточки, не срывать листочки.

Не случайно о лесе говорят: лес – это замечательное природное богатство. Враг природе, кто леса не бережёт.

Восп-ль: Дети, а вы узнаёте, какие деревья растут в этом лесу? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Проводится Д.И. «К названному дереву беги» (цель игры: учить детей быстро находить названое дерево).

Описание: воспитатель называет дерево: 1) «Раз, два, три к клёну беги». Подойдя к «дереву», дети описывают, по каким признакам они его узнали (темный коричневы ствол, крылатки).

2) Рябина (ствол с красно – коричневой корой, по плодам) – правильно, это рябина. Её ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят «Если много на рябине ягод, то зима будет холодная». А вы пробовали на вкус плоды рябины, какие они? (ответы детей: горькие, кислые).

3) Ель (иголки не теряют своего цвета, шишки). Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом» - это загадка не только про ель, но и про сосну. Сосна тоже вечно зелёное растение, она хорошо очищает воздух, поэтому рядом с ней хорошо дышится.

4) Берёза (белые стволы, с черными пятнами, тонкие веточки, серёжки). Береза очень доброе дерево, он даёт человеку силу.  

А вы бы хотели стать на время частью леса? Давайте почувствуем себя деревьями.

Экологический тренинг (физкультминутка):

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Восп-ль: Ребята, а вы хотите отправится в сказочный лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами!

Дети: Да.

Восп-ль: Для этого нужно сказать волшебные слова:“Вокруг себя ты обернись, в лесу весеннем очутись”. (Включается запись “Пение птиц”) .

Восп-ль: Вот мы и в лесу. Вслушайтесь ребята в голоса птиц; как они поют?

К нам сорока прилетела из далёка,

Не сказала где была, но зато она, ребята,

Интересные загадки на хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает, тот картинку открывает.

Отгадывая загадку, ребёнок берёт картинку, которой соответствует отгадка.

  1. Черный, проворный, кричит: «Крак», червякам враг (грач, перелетные)
  2. Верещунья - белобока, а зовут её …(сорока, не перелетные)
  3. Молод конь, за морем бывает, спереди шильце, сзади вильце, на груди – белое полотенце (ласточка, перелетные)
  4. На шесте дворец, во дворце  - певец, а зовут его …(скворец, перелетные)
  5. Умный мальчишка в сером ярмечишке прыгает, шныряет крошки собирает (воробей, не перелетные)
  6. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири, не перелетные)
  7. Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает (кукушка, перелетные)

Воспитатель: Все ли птицы улетают на юг? (ответы детей:  нет, не все). А какие? (Называют перелетных).

Правильно, долгую, снежную зиму с нами зимовали наши пернатые друзья. Тяжело было им, трудно искать корм под снегом. Кто же оставался в зиму? (ответы детей: воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири). Как их называют? (ответы детей: зимующие).

Восп-ль: Ребята, посмотрите, у меня на столе разложены разные птицы. Давайте разделимся на две команды: команда девочек и команда мальчиков. Девочки мне найдут перелётных птиц и принесут, а мальчики зимующих птиц находят и приносят мне на другой край стола. (Кто быстрее) .

Весна: Молодцы, ребята, обе команды справились. (Птицы выставляются на доску) .

Восп-ль: Чем заняты птицы весной?

Дети: Птицы весной вьют гнёзда, чтобы отложить яйца, и из них появляются птенцы

Ребята, а давайте рассадим наших птиц на этом дереве.

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, но чего то не хватает здесь. Чего? Давайте  украсим нашу картину. У меня есть картинки. Я предлагаю вам украсить нашу картину. (аппликация)

Ребята, пока вы работали,  птицы прислали нам волшебные загадки, попробуем их отгадать?

Викторина по сказкам.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы! На этом наше путешествие по весеннему лесу заканчивается.

- Вам понравилось?

-А теперь посмотрите-ка! Какая весенняя картина-панно у нас получилось. Светит яркое солнышко лучистое, деревья стоят, появились первые цветы; птицы прилетели, животные проснулись и вышли.

Весна: Вам нравится?

Дети: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"

Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас дет...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...