НОД "Пасхальные чудеса" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Особенность НОД "Пасхальные чудеса" в том, что на занятии присутствуют мамы и бабушки воспитанников, которые  рассказывают о семейных традициях празднования Пасхи не только в настоящее время, но и в годы их детства. Во второй половине занятия приглашенные гости проводят мастер-классы  по украшению пасхальных яиц.  Примечание. Конспект разработан в соавторстве с Легачевой Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pashalnye_chudesa.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Пасхальные чудеса»

Цель: Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи:

1.Создать условия для расширения знаний воспитанников об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха», закрепление знаний о различных способах покраски и росписи яиц.

2. Создать условия для развития творческих способностей через активную учебно-познавательную деятельность.

3.Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам. Прививать аккуратность и трудолюбие.

Инструменты и материалы:  вареные яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клейстер, кисти, гофрированная бумага, стразы декоративные.

 

 Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран.

1. Организационный момент.

          Дети играют в уголке. В группу с корзиной яиц входит бабушка одной из воспитанниц, здоровается с ребятами и педагогами и сообщает, что ей из деревни привезли 2 корзины яиц. Одну она оставила себе, а вторую решила принести в детский сад. Воспитатель благодарит бабушку и спрашивает у детей, как можно использовать такое количество яиц. Выслушиваются ответы детей. Воспитатель спрашивает, знают ли дети, к какому празднику почти во всех домах люди красят яйца. После высказываний детей, воспитатель уточняет, как они считают, всё ли им известно о Пасхе или хотелось бы узнать что-то еще. Детям предлагается присесть на стульчики.    Воспитатель  рассказывает о традициях празднования Пасхи на Руси, сопровождая показом презентации.

Примерный рассказ педагога.

          Празднование Пасхи начиналась с участия в пасхальном Богослужении в церкви. В храмах  пасхальная служба начиналась ровно в полночь, но люди приходили в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

           В течение пасхальной недели во всех церквах   разрешалось любому желающему звонить в колокола,  поэтому отовсюду звучал беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.

           После того, как заканчивалась служба, верующие приветствовали друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

           Придя домой,  устраивали пасхальный пир. За столом собиралась вся семья. Главным угощением пасхального стола были кулич, «пасха» и крашеные яйца.

          В течение первой недели люди ходили друг к другу в гости, дарили крашеные яйца и куличи, играли в пасхальные игры. Особой популярностью у  ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц».

          «Кручение яиц». В эту игру играть можно было как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивали свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось — тот и победитель. Он и забирал яйца проигравших.

           В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

          Начиная с Пасхи все гуляния молодежи переносились на открытый воздух: пляски, игры, хороводы на лужайках, лесных полянах, в конце деревенских улиц.

          В пасхальные дни дети ходили от двора ко двору с пением особых песен,  исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца (крашенки), кулич, сыр и всё самое вкусненькое.

          Не  представить себе пасхальное поздравление без расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, очень давний. Яйцо — это символ жизни. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

         К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям. Яйца на Пасху раскрашивали разными цветами и называли их «крашенки», а яйца, на которых рисовали различные рисунки, назывались «писанки».

         В наши дни существует много интересных способов оформления яиц, но об этом мы поговорим позже.

         А сейчас давайте спросим у наших гостей о том, какие традиции празднования Пасхи были в их детстве.

Рассказ бабушек о их семейных традициях празднования Пасхи.         Если у детей есть вопросы, они могут задать их гостям.

         Еще сегодня у нас в гостях мама Елисея. Е.В., расскажите, пожалуйста, отмечается ли этот праздник в вашей семье и как вы к нему готовитесь.

        Рассказ мамы. В конце рассказа мама сообщает о том, что сейчас  существует очень много способов украшения пасхальных яиц,  предлагает детям рассмотреть несколько вариантов. Спрашивает, хотят ли дети сами попробовать украсить яйцо. Ответы детей. Но перед тем, как заняться украшением, воспитатель предлагает немножко отдохнуть.

        Дети выполняют физминутку с использованием мультимедиа.

         После физминутки,   ребятам предлагается выбрать из картинок с изображением яиц ту, которая им больше понравилась, а потом подойти к столу, на котором стоит такая же картинка с таким же изображением.          

        Воспитатель сообщает детям о том, что за каждым столом будет находиться один из приглашенных гостей, который  научит их своему способу украшения яиц.  (проводятся мастер-классы   по украшению пасхальных яиц).

         После работы предлагается сделать общую выставку украшенных яиц, рассмотреть ее, делясь друг с другом техникой украшения (декупаж из салфеток, декупаж из гофрированной бумаги, украшение декоративными стразами).

Педагог: -Ребята, у вас получились чудесные пасхальные сувениры! Ставьте их на красивую подставочку, и давайте рассмотрим получившиеся работы.

- Спасибо вам за работу, творчество и фантазию. А нашим гостям огромное спасибо за такую замечательную встречу. Она была очень интересной и полезной для всех нас.

Фото на память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...