Проект «Светлая Пасха».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Скрынникова Марина Александровна

Проблема: что мы знаем о православном празднике Пасха?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Светлая Пасха».

Авторы: Скрынникова М.А.

Проект с детьми старшей группы.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: краткосрочный, 2 недели, апрель 2019года.

Участники проекта: дети старшей группы №8, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 6лет.

Проблема: что мы знаем о православном празднике Пасха?

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Мы решили подробнее познакомить детей с православным праздником Пасха Светлое Христово Воскресение.

Цель:

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

  • Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
  • Развивать интерес к культуре русского народа.
  • Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
  • Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству и любовь к Родине.
  • Развивать познавательные и творческие способности.
  • Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
  • Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.

Разработка проекта:

  • Донести до участников проекта важность данной темы.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор по данной теме.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.
  • Предполагаемые результаты проекта:
  • Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
  • Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
  • Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  • Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Мероприятия проекта:

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

  1. Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Чоканье яйцами».
  2. Хороводная игра «Солнышко красно»
  3. Дидактическая игра «Собери целое яйцо»

Познавательное развитие

  1. НОД на тему «Что такое Пасха?»
  2. Просмотр презентации «Праздник Пасха»
  3. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов.

Речевое развитие

  1. Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
  2. Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
  3. Чтение стихотворений о празднике Пасха.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование гуашью «Роспись пасхального яйца»
  2. Аппликация «Пасхальные куличи»
  3. Лепка «Пасхальное яичко»

Работа с родителями:

Беседы дома «Как мы празднуем Пасху?»

      Разучивание стихов о празднике.

     Выставка совместного творчества « Красная Пасха».

Конспект НОД по познавательному развитию в старщей группе

Тема: Что такое Пасха?

Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи

Задачи:

Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

Развивающие: развитие внимания и наблюдательности.

Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

Ход деятельности:

Воспитатель: «Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиберию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким.

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,      

Тетки-чечетки,

Вы на воле полетайте,

    Вы на вольной поживите,

   К нам весну скорей ведите.


Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

                                       Игра «Солнышко красно»

Дети стоят в кругу и приговаривают: Солнышко красно,

                                                                       Гори, гори ясно!

                                                                      В небо пташкой залети,

                                                                      Нашу землю освети,

                                                                     Чтоб садам и огородам

                                                                     Зеленеть, цвести, расти.

Ребёнок-солнышко ходит за кругом, по окончании слов он останавливается и говорит «Горячо!»«Солнышко» и ребёнок встают спиной друг к другу и бегут в разные стороны, стараясь вперёд занять пустое место в кругу. Оставшийся становится «солнышком»

Конспект беседы по речевому развитию в старшей группе.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья.

Задачи:

• Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

• Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

• Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «предки», «традиции», «обряды») .

• Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

• Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

Ход беседы:

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, появляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему:

«Роспись пасхального яйца».

Цель: Познакомить детей с росписью пасхального яйца – писанки.

Задачи:

Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, колец, точек, прямых и волнистых линий.

Закреплять приёмы рисования концом кисти и плашмя.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать чувство симметрии, ритма.

Активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.

Материалы:

Гуашь белого цвета, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи (разноцветные тонированные овалы из бумаги).

Зрительный ряд:

Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы, прямые, волнистые линии)

Музыкальный ряд:

Пасхальный колокольный звон

Ход деятельности:

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?

Дети: Пасха

Педагог: Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.

Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.

(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)

- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы.

Они тепло в себе таят весенний звон игривый.

И купола опять блестят и солнышко сверкает,

Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает.

Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.

- Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит христосоваться? (ответ: целоваться)

Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей).

-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки-это яйца окрашенные в один цвет.

Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Перед практической работой немного отдохнем.

Физминутка

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

За столы обратно сели

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

- Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.

Практическая работа

Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

По окончании практической работы оформляется выставка.

Подведение итогов

Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.

Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)

О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)

С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)

Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

(звучит Пасхальный колокольный звон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая Пасха"

Педагогический проект «Светлая Пасха».Цапурова Ирина ИвановнаМДОУ д/с №4 «Светлячок» г. Бологое Тверская область. Целеполо...

Педагогический проект "Светлая Пасха с детьми средней группы"

Материал для воспитателей детского сада по теме Приобщение дошкольников к истокам народной культуры....

Образовательный проект "Светлая Пасха"

Образовательный проект «Светлая Пасха» Автор проекта: Шастина Наталья АнатольевнаЦель: Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.Актуальность: Не секрет, что нам пр...

Проект "Светлая Пасха"

Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа....

Проект "Светлая Пасха"

Проект «Светлая Пасха»Этапы работы над проектом:Подготовительный этап:Разработка этапов реализации проекта.Создание условий для творческой,  самостоятельной деятельности.Составление плана основно...

Краткосрочный проект " Светлая Пасха"

Актуальность:Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердц...

Проект " Светлая Пасха"

Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями....