Занятие по экологии "Весенние гости"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Макарычева Надежда Васильевна

Конспект по экологии в средней группе

Тема. Весенние гости

Возраст детей : средняя группа

Цель:  уточнить и расширить представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период

Задачи:

Образовательные

  • Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Работать над грамматическим строем речи.

Развивающие

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
  • Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, грача и места их прилёта (скворечник, гнездо ласточки, гнездо грача), мяч, фонограмма голосов птиц.

Предварительная работа: 

  • наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
  • отгадывание загадок о птицах и весне;
  • чтение художественной литературы о весне и птицах;
  • разучивание стихов данной тематики;
  • прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
  • рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
  • проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._makarycheva.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по экологии в средней группе

Тема. Весенние гости

Возраст детей : средняя группа

Цель:  уточнить и расширить представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период

Задачи:

Образовательные

  • Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Работать над грамматическим строем речи.

Развивающие

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
  • Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, грача и места их прилёта (скворечник, гнездо ласточки, гнездо грача), мяч, фонограмма голосов птиц.

Предварительная работа:  

  • наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
  • отгадывание загадок о птицах и весне;
  • чтение художественной литературы о весне и птицах;
  • разучивание стихов данной тематики;
  • прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
  • рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
  • проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

                                                     Ход занятия:

воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.  А теперь приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко – руки вверх,

Здравствуй, ветерок – покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук

Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и скажите о каком времени года идет речь.

Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса - 
Вот и к нам пришла ...
                                            (Весной)

Воспитатель: Правильно! Как вы догадались, что это весна?

Дети: По весенним признакам!

Воспитатель: Молодцы!

 А какие признаки весны вы еще знаете? В помощь вам наша табличка.  (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают.)

- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

- Тает снег.

- Появляются первые проталины.

- Бегут ручьи.

- Начинается весёлая, звонкая капель.

- Прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель:  Да, ребята, к нам торопится красавица Весна.  После какого времени года к нам приходит весна? А сколько месяцев длится весна? (Три).

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель:  Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка.

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появились из яйца,

Слышны их песенки с деревьев.       (Птицы.)

Воспитатель:  С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.

(Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)

Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые. А друзья – потому что они помогают  человеку питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.

Воспитатель:  Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

Воспитатель:   Да, ребята, друзей надо беречь. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев.

Воспитатель: А как вы думаете? Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной.

Дети: Произойдет беда. Некому будет защитить парки, сады, леса от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Нам кто то прислал письмо по интернету. Давайте послушаем! Выводится картинка на проектор.

Каркуша: (Кар – кар в весеннем лесу случилась беда. В лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Ребята что же делать?

Дети: Отправиться в лес и помочь.

Воспитатель: Карлуша как же нам помочь? Что нужно делать?

Каркуша: Чтобы расколдовать птиц, вам нужно выполнить задания!

А задания вы найдете у моих лесных друзей! Отправляйтесь в лес и будьте внимательны!!!

Воспитатель: Спасибо, Каркуша. Мы с ребятами обязательно поможем!!!

Воспитатель: Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, я хочу узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу? Я буду вам говорить, как нужно себя вести в лесу, а вы, если правильно, будете отвечать: «Да», но если неправильно, то вы отвечаете: «Нет»!

 Экологическая игра «Правила поведения в лесу»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали, 
Кустик не сломали! Правильно?

6.Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди! Правильно?


7.В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнезд не разоряй
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы! Правильно? 

Воспитатель: Молодцы, тогда в путь!

Физкультминутка

Воспитатель: Дети поворачивайтесь друг за другом и идите по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора,                                          Хлопают в ладоши

Весна зовёт: « гулять пора!»

Будем по лесу гулять                                         Шагают

Чистым воздухом дышать                                 Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём                                 Ходьба на носочках

В маленькие лужицы                                          Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём                                        поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти                                         Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна !                                       Взмахи руками,

Трещат сороки - белобоки:                                    имитация полёта птицы

- Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

На поляну мы пришли!                                         Ходьба

Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. А где конверт с заданием? Ребята вы видите его?

Дети: Нет

Воспитатель: Давайте с вами поищем конверт с заданием, его спрятали муравьишки.

 (Дети находят под елкой)

Воспитатель: Молодцы! давайте скорее прочитаем:

1 задание: Найдите и назовите птиц которые прилетают к нам весной? 

Воспитатель: Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди.

Дети: Сначала прилетают грачи!

Воспитатель: Правильно, а какие еще птицы прилетают весной? (дети показывают на весеннем дереве по очереди названную птицу)

За грачами скворцы, за скворцами ласточки. 

Воспитатель: Назовите какие птицы еще есть на дереве?

Дети: голубь, воробей, чайка, снегирь.

Воспитатель: А какие это птицы?

Дети: Голубь и воробей круглый год живут рядом с нами, Чайка прилетает к нам весной, а снегирь зимняя птица, прилетает к нам зимой.

Воспитатель: Молодцы! Ищем следующее задание. Его спрятали белочки. А где белочки живут?

Дети: на дереве

2 задание! Найди каждой птичке, которая прилетела с юга свой домик!

Воспитатель:   Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место, свой дом! После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить домики, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать.

Воспитатель: Ребята я сейчас буду читать стихотворения, а вы мне после скажите, какой дом у каждой птички.  

1. Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам ……

                                           (грач - гнездо)

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.            

                                           (ласточка – гнездо под крышей дома)

3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.    

                                           (скворец - скворечник)

Воспитатель:   Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились!!! Теперь будем искать третье задание. Его спрятал медведь.

Дети: нашли

Воспитатель: Молодцы!

3 задание: Помогите птице напиться!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, птица хочет пить, но она не достаёт клювом до дна. А у нас кроме банки и камешков больше ничего нет. Что же делать?

 Опыт «Послушная водичка»

Давайте попробуем положить камешки в воду. Что произошло с водой? Вода поднялась вверх. И птица теперь может напиться?

Дети: Да  

 Воспитатель: Молодцы, ребята!( Звуки птиц)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. Что это значит?

Дети: У нас получилось. Мы помогли нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила.

Воспитатель: Давайте возьмем друг друга за руки и закроем глаза, послушаем прекрасное пение лесных птиц! И вздохнем чистый весенний воздух !

Воспитатель: Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы идем в детский сад  сейчас придем ! Ребята, а вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Что вы расскажите своим друзьям, что мы делали в лесу?

Сложные были задания? Что вам понравилось больше всего делать?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вечером я вам предлагаю нарисовать рисунки  про наше путешествие.

Литература:

1. А.Н. Горьканова «Перелётные и зимующие птицы России»

2. И. Гурина «Как появляется птица»

3. А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир»

4. Т.П. Трясорукова «Игры и упражнения для развития речи и памяти»

5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников»

6. А.К, Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

7. В. Хесин «Загадки для малышей»

«Он не слон, не лев, не птица»,

«Хвост крючком, нос пятачком»

8. Г.П. Гугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-игра "В гости к Зиме"

Занятие на закрепление представлений о зиме с использованием элементов театрализации. Направлено на развитие связной речи, логического мышления, творческого воображения, памяти. На занятие в игоровой ...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ «Зайчик в гостях у медвежонка»

Занятие знакомит детей с различными видами посуды....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.

Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»

Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...