Методическая разработка "Юный краевед"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Юный краевед29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида

Калининского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Юный краевед»

                                                              Направленность: познавательная

                                        Вид деятельности:

                                                               познавательно-исследовательская  

                                               Срок реализации: 1 год

                                                             Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

                                 Составитель: 

                                                                         Виноградова Т.А.

                                                                         

Санкт – Петербург

2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране,  воспитания основ гражданственности.

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Актуальность

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей родине.

Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из задач  является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к окружающей природе.

Новизна и оригинальность состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно - образовательной  работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

 Объектом обобщения опыта, система работы по формированию у детей представлений у детей о человеке в истории и культуре старшего дошкольного возраста. Предметом обобщения является организация краеведческой работы воспитателя в группе.

Здоровьесберегающая  функция при реализации программы заключается в формировании  у детей знаний  безопасности во время работы с объектами живой и не живой природы. Структура занятий соответствует требованиям СаНПиН.

Цель программы – содействовать развитию интереса детей к жизни города  в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного города, воспитанию патриотических чувств и любви к  родине.

 Задачи программы

Обучающие:

  • Познакомить детей с обычаями и традициями, с народным творчеством нашего народа.
  • Расширять представления детей о том, что делает родину, город  красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города.
  • Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Развивающие:

  • Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям русского народа, событиям прошлого и настоящего, учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
  • Развивать чувство гордости за свою родину, бережное отношение к родному городу.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного города, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа, города.

Принципы реализации программы

 Принцип энциклопедичности

 Краеведческий (региональный) принцип

 Принцип интеграции

 Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры

 Тематический принцип,

 Принцип наглядности.

Направленность – познавательная.

Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Содержание работы

Октябрь

Тайна  моего  имени

*Кто я?

*Где я живу?                

Задачи: Помочь детям осознать их социальные роли

Расширять представление о значении имени ребенка.

Оптимизировать знания детей о самом себе в семье, в детском саду, малой родине, стране, планете.

Дошколенок, сын (дочь, внук, внучка),    россиянин, землянин.

Ноябрь

Мой  дом

*Дом, в котором я живу.

*Моя улица

Задачи: Расширять представление детей о домах, их особенностях (внешний вид, материал, назначение).

Задачи: Учить составлять план – маршрут, уметь читать маршруты.

Декабрь

Мой  детский  сад

*Детский сад и я

*Мои друзья

Задачи: Дать знания детям о назначении помещений ДОУ. Закреплять правила комфортного проживания в группе.

Январь

Мой  город.

*Улицы города

*Профессии наших родителей
 Задачи:Развивать пространственное восприятие, зрительную координацию.

Февраль

Мой край. Достопримечательности

*История игрушки

Задачи: 

Познакомить с историей  игрушки.

Расширять представления о музеях, их назначении.

Март

Мой край. История

*Игра - путешествие

Задачи: Закреплять и уточнять знания детей о прошлом и настоящем города Санкт-Петербурга.

Развивать пространственное восприятие, зрительную координацию.

Апрель

Мой край. Таланты

*Наш город в творчестве поэтов и художников

*Почетные граждане города

Задачи: Формировать чувство патриотизма к   родному  краю, его жителям.

Май

Мой край в разное время года

*Водоемы

*Парки

*Экология края

Условия реализации

Для успешной реализации  требуются  специальные  условия:

Занятия проходят в групповом помещении ДОО.

Детям так же понадобится:

Цветная бумага.

Цветной картон.

Ножницы.

Кисти для клея.

Клей – карандаш.

Образцы – оригиналы художественных работ.

Аудиозаписи классических произведений композиторов

Методы, используемые на занятиях
· экскурсии;

.беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;

 .наблюдение;

Форма занятий –  групповые.

Типы планируемых занятий –

изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний;

практические задания;

комбинированные занятия.

Ожидаемые результаты 

К концу года дети могут знать:

Об истории родного города, его достопримечательностях;

О людях, живущих здесь, их талантах.

К концу года дети могут уметь:

Вести диалог. Рассказать об интересном объекте, событии, истории.

Работать в команде сверстников.

Участвовать  вместе со взрослыми в проектной деятельности.

Работа с родителями предполагает: подготовку материалов для наглядной  информации (папки раскладушки, информационные стенды), индивидуальные консультации, мастер - классы,  родительские встречи, встречи с людьми разных профессий и талантов, организация экскурсий в библиотеку, музеи.

Методическое обеспечение

Педагогическое сопровождение:

Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками Интернет – сайтов, составление карт –схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение краеведческих музеев.

Дидактический материал: при работе  используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Санкт-Петербурге ( об истории города, о природных особенностях, о знаменитых людях ).

Организационное сопровождение:  для осуществления целей и задач необходимы условия: помещение, Интернет, книги, газеты.

Раздел

Цель

Методы и приемы

1

Тайна  моего  имени

Расширять представление детей о себе. Значение своего имени.

Беседы, игры, упражнения, этюды, наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми

2

Мой  дом

Оптимизировать знания детей о доме как строении и о доме как  месте, где живут близкие люди

3

Мой  детский  сад

Формировать  у детей опыт социального взаимодействия

4

Мой  город.

Уточнять знания детей о родном городе, его прошлом, настоящем и будущем.

Традиции края – праздники, обычаи.

Люди родного края – почетные и знаменитые.

5

Мой край. Достопримечательности

6

Мой край. История

7

Мой край. Таланты

8

Мой край в разное время года

Особенности природы края, климатические

Используемая литература

  1. «С чего начинается Родина» - Под ред.Л.А. Кондрыкиной.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  2. Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2014 г.
  3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью и окружающим.Старшая и подготовительная группа»- М: Элизе Трейдинг, ЦГЛ 2004 г.
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009 г.
  5. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Человек»»- М. «Издательство ГНОМиД», 2001 г.
  6. Дмитриев В.К. «Санкт-Петербур» моя первая книга о городе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

   Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Конкурс-викторина "Юные краеведы"

Закрепление знаний детей о родном городе...

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Кружок "В гостях у деда Краеведа!"

Перспективный план кружка...