Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скрипко Наталья Геннадьевна

Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ischezayut_zhivotnye.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЦКМ) 

«Почему исчезают животные?»

Возраст воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Вид НОД: интегрированное.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Цель: Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных.

Образовательные задачи:

 -расширить представления детей об основных причинах вымирания некоторых животных,

- закрепить знания детей, почему нужно охранять животный и растительный мир;

- актуализировать знания детей о жизни леса и его обитателях;

 - закрепить в самостоятельной деятельности умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней.

Развивающие задачи: 

- стимулировать развитие словарного запаса детей;

- развивать умение логически  высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, содействовать правильному поведению детей в природной среде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок о животных, рассматривание Красной книги, беседы.

Словарная работа: динозавры, мамонты, ледниковый период, вымершие, морские коровы, выхухоль, европейская норка.

Планируемый результат: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями. Обладает начальными знаниями о причинах вымирания некоторых животных. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои умения в различных видах деятельности.

Средства и оборудование:

методические: иллюстрации с изображением древних лесов, иллюстрации вымерших животных (мамонта, динозавра). Иллюстрации с изображение морской коровы, европейской норки, северного оленя, выхухоли, ежа.

организационные: игрушка мамонтенок, материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги )

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поздороваемся.

Здравствуй солнце!

Здравствуй небо!

Здравствуй все моя Земля!

Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя.

Здравствуй правая рука.

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг.

Здравствуй друг.

Здравствуй наш веселый круг.

 Основная часть

Воспитатель: Ребята, я вчера была в магазине игрушек и увидела игрушку одного необычного животного. Но перед тем как его вам показать, вы должны отгадать загадку, кто это.

«Искал свою маму лохматый слоненок,

Ко всем приставал: «Чей я ребенок?»

Немало пришлось малышу испытать

Слониха его приняла, словно мать»

Дети: Мамонтенок

Воспитатель: Правильно, это мамонтенок. Мамонты жили очень – очень давно. Тогда на нашей планете было тепло. Планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. Росли совсем другие деревья, обитали другие животные (показать детям иллюстрации с изображением древних лесов). Затем наступил Ледниковый период, на планете сильно похолодало. Многие животные не могли себе найти еду, мерзли. А вскоре, некоторые виды животных вымерли. Об их существовании нам известно совсем немного. Ученые изучают скелеты этих  животных, чтобы расширить наши знания о них.

Воспитатель: Ребята, каких вымерших животных вы знаете?

Дети: Динозавры, мамонты.

Воспитатель: Но, несмотря на то, что климат на планете изменился, и Ледниковый период закончился, некоторые животные продолжают исчезать с нашей планеты. Как вы считаете, почему это происходит, по какой причине?

Дети: Потому что воздух плохой, вода грязная.

Воспитатель: Правильно ребята. А чтобы жить и развиваться, всему живому, на планете нужен что?

Дети: Свежий воздух, чистая вода.

Воспитатель: Человек забывает об этом. Строя заводы и фабрики, часто забывают об использовании очистительных сооружениях, тем самым загрязняя окружающую среду

Воспитатель: Итак, человек живет в природе, человек – сам часть природы, и от природы зависит жизнь человека. Как вы думаете, всегда ли человек – друг природе?

Дети: Нет. Люди вырубают  леса и охотятся на животных, и это является причиной гибели многих животных и растений. 

Воспитатель: Правильно и чтобы понять это, послушайте несколько историй, которые я вам расскажу…

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила, голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.(показ иллюстрации морской коровы)

Воспитатель: Каких удивительных животных встретили моряки?

Дети: Морских коров.

Воспитатель: Я предлагаю  вам нарисовать животных, которых не существует на Земле, так, как вы себе их представляете. Садитесь за столы. 

Игровое упражнение «Нарисуй животное»

(Дети садятся за столы расставленные в форме круга. У каждого на столе лежит лист бумаги и фломастер неповторяющегося цвета. Надо задумать животное, по сигналу воспитателя начать его рисовать. Через 10 секунд, опять по сигналу воспитателя, прекратить рисование и передать свой лист сидящему справа. На новом листе, по сигналу воспитателя, дорисовать фрагмент, и передать сидящему справа. Так все продолжается до тех пор, пока до ребенка не дойдет его первоначальный лист, который он узнает по цвету своего фломастера.)

Свои работы дети внимательно рассматривают и придумывают название своему животному.

Воспитатель:  Перед тем как рассказать вам еще один случай, давайте разомнемся и сделаем физкультминутку «Динозаврик»

 Динозаврик встал на лапки, (встаем на носочки)
Приготовился к зарядке,  (
опускаемся на пятки) 
Повернулся влево, вправо
,(повороты в лево, вправо)
Приседанье сделал справно.( приседание)

Оглядел он всё вокруг(поворот вокруг себя)
И быстрей на место– плюх.

Воспитатель: А этот случай, произошел в небольшом городке около очень красивого озера…

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех – мошкара полностью исчезла:

А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг!!!

Воспитатель: Ребята, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Скажите, какую пользу приносят насекомые?

Дети:  Они служат едой для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц.

Воспитатель: Да ребята, в природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Почему?

Дети: Если змея укусит, то можно умереть.

 Воспитатель: Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.

“Жаба, жаба! Бейте её!” – часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы – замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!

Воспитатель: Какие птицы питаются ими?

Дети:  Аисты, цапли, журавли.

Воспитатель: Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: “Нужны ли хищники?” вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:

Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись – кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали. Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Задумались люди: как же остановить это безумие? Что для этого надо сделать?

Дети: Создать заповедники, где содержатся редкие растения и животные. Там запрещена охота, нельзя собирать цветы, ягоды.

Воспитатель: Живя в безопасности, животные и растения размножаются и расселяются в другие места обитания. Для охраны природы ученые создали книгу. Какую?

Дети: Красную.

Воспитатель: Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети: Красный цвет означает сигнал опасности. В нее занесены животные и растения, которые нуждаются в защите.

Воспитатель:  Правильно, она как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет! Остановись, оглядись, подумай человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?»

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие животные занесены в  Красную книгу Урала.  

Выхухоль. Людская жадность всегда была главной опасностью для этого маленького животного. Когда численность выхухоли была еще большой, ее массово уничтожали из-за красивого ценного меха и еще выхухоль погибает из-за вырубки лесов. (показ картинки)

Норка европейская. Этот представитель рода ласок и хорьков.

Исчезновение европейской норки происходит от того, что на нее охотятся люди из-за ценного меха.

Северный олень уничтожается браконьерами из-за его рогов

Еж обыкновенный. Эти зверьки поедают очень много насекомых и слизней, представляющих опасность, как для лесов, так и для садовых участков.

Воспитатель: Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения, которых тоже осталось очень мало на нашей Земле. 

Итак, всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль. Все животные, растения, насекомые, птицы и, конечно, человек «связаны» между собой невидимыми «нитями» природы. И если «разорвать» эту ниточку, то погибнут не только какие-либо животные или растения, погибнет все живое на нашей прекрасной планете. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье. 

Заключительная часть:

Воспитатель: Что важного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? На какой вопрос вы затруднялись ответить? (похвалить каждого ребенка за конкретный результат)

Дети: Рассказ о морских коровах, придумывать и рисовать  необычное животное. Узнали, что нельзя обижать даже маленьких мошек.

Воспитатель: Действительно, люди должны научиться беречь то, что нам дарит природа. И мы с вами тоже можем этому помочь: не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не бросать мусор на улице.

Все-все

Все на свете нужны.

И мышки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете

Нужны все подряд.

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

Ребята, вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Нарисовали необычных животных, дали им интересные названия.

Список литературы:

Авдонина, М. Динозавры. Полная энциклопедия /М.Авдонина. - М.: Эксмо, 2009. - 256с.

Делби, Э. Чудеса и тайны живой природы / Э. Делби. - М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.-128с.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.

Голицына, Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий: старшая группа/Н.С.Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2014.-196с.

Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.-80с.

 Рыжова,  Н.А. Наш дом - природа / Н. А. Рыжова.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 192с.

Интернет ресурс: https://multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....