Главные вкладки

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Рыхлова Людмила Константиновна

    Конспект знакомит детей с круговоротом движения воды в природе. А также представлены опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, что делает образовательную деятельность более интересную для детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda_konspekt_nod.docx20.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»

    Воспитатель: Рыхлова Людмила Константиновна

    ГБДОУ №9 московского района г. Санкт-Петербург

    Цели:

    Познакомить детей со свойствами воды.

    Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

     • Закреплять знания о состояниях воды: жидкая, твердая.

    • Воспитывать экологическую культуру.

    • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

    • Развивать речь.

    • Дополнить словарь детей: лаборатория, исследование, фильтр, очистка, сосуд, воронка.

    Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

    Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

    Предварительная работа: Проведение беседы «Значение воды в природе и жизни человека». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о водоемах.

    Оборудование и материалы: Термос со льдом, 2 полотенца, загрязненная вода в стакане, одноразовые стаканы, одноразовые тарелки, фужер, баночка, полоски цветной бумаги, аудиозапись со звуком журчащей воды, салфетка, воронка, прозрачный кувшин с водой,, 2 одноразовые ложки, карточки на столы с номерами опытов, белые халаты для детей и для воспитателя с эмблемами, пазлы на тему «Твердое и жидкое состояние воды в природе», газета «Река с рыбками», рисунки «Мусор в реке», конверт с письмом, ведро для мусора.

    Ход занятия

    - Ребята, дети младшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (Глобус)

    -А что такое глобус?

    (Глобус- это модель Земли.)

    - А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

    (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны)

    - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

    - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

    (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

    - Если на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть.

    Но странный вопрос возникает тогда,

    Планета должна называться вода?

    - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

    - Почему? (Дети объясняют)

    - А что вы знаете о воде? Какая она?

    - Кому нужна вода?

    - Зачем вода нужна растениям?

    - А как они её получают?

    - Почему животные не могут жить без воды?

    - Ребята, а людям нужна вода?

    (Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

    - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

    - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много водывода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

    (Дети объясняют)

    - А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    - А как вода поступает в реку?

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе?

    (Объяснения детей)

    -Дети, посмотрите на рисунок,

    Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там водапревращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

    Опыт 1. Вода -жидкая.

    (Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

    Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

    Опыт 2. У воды нет формы.

    Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)ВыводВодаприобретает форму сосуда.

    Опыт 3. У воды нет запаха.

    Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать,почувствовать запах.

    Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.

    Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

    Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар,соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.

    Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобретать вкусы других веществ.

    ВыводВода имеет способность растворять некоторые вещества.

    Опыт 6. Пар – это тоже вода. Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)

    Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

    Физкультминутка.

    Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вдохнем.

    Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.

    Побежим скорей к реке, окунемся, поплывем.

    Ах, какая благодать!

    Но и меру надо знать.

    Здорово нам было тут, но вернёмся в институт!

    Опыт 7. Спичечные бега.

    В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды,

    (Изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

    Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

    Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

    В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?

    ВыводВода - прозрачная, а молоко - нет.

    Воспитатель - Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?

    (- Нет)

    - Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы,

    Воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

    Опыт№9 «Очистка загрязненной воды фильтрованием»

    Посмотрите, ребята, у нас на столе два стакана с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (ответы детей: Нет. В одном стакане вода чистая, в другом - грязная).

    - Как вы думаете, можно очистить грязную воду? (ответы детей). Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенную в несколько раз салфетку, и начну пропускать грязную воду через воронку. Что получилось? (ответы детей: вода стала чистой).

    - Что стало с нашим фильтром-салфеткой? (Стала грязной).

    - Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (ответы детей) С помощью чего? (фильтров: бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях).

    - Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о чистоте водоёмов! Какие вы знаете водоёмы? (река, ручей, озеро, пруд, море, океан, болото).

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

    Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...