Главные вкладки

    Конспект НОД - эксперимента на тему «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Юдина Светлана Борисовна

    Материал к пректу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda._dvizhenie_vody_v_prirode._svoystva_vody.docx17.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД - эксперимента на тему

     «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»

    Цели:

    Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

    Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

    Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

    Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

    Оборудование: глобус, рисунок-схема “Движение воды в природе 12 стаканов с водой, цветные палочки, термос с горячей водой,10 ч. ложек, 12 сахаринок, одеколон, зеркальце, тарелка со спичками, 10 стаканов, банка с водой.

    Ход занятия

    - Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

    На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (Глобус)

    -А что такое глобус?

    (Глобус- это модель Земли.)

    - А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

    (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)

    - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

    - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

    (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

    - Если на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть.

    Но странный вопрос возникает тогда,

    Планета должна называться вода?

    - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

    - Почему? (Дети объясняют)

    - А что вы знаете о воде? Какая она?

    - Кому нужна вода?

    - Зачем вода нужна растениям?

    - А как они её получают?

    - Почему животные не могут жить без воды?

    - Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить,

    Без неё нам не прожить!

    - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

    - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

    (Дети объясняют)

    - А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    - А как вода поступает в реку?

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе?

    (Объяснения детей)

    -Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя , зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

    (Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)

    - Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке и собрались они сначала маленькими ручейками, встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”).

    Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

    Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме

    Тучке.

    - Ребята, а какие вы знаете свойства воды?

    - Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

    Опыт 1. Вода -жидкая.

    (Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

    Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

    Опыт 2. У воды нет формы.

    Налить воду в сосуд разной формы(в пробирку, стакан, блюдце)Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

    Опыт 3. У воды нет запаха.

    Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать ,почувствовать запах.

    Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.

    Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

    Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её  вкус.

    Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобретать вкусы других веществ.

    Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

    Опыт 6. Пар – это тоже вода.Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)

    Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

    Опыт 7. Спичечные бега.

    В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды,

    (Изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

    Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

    Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

    В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?

    Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.

    - Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?

    (- Нет)

    - Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы,

    Воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

    (Чтение стихотворений детьми)

    О земля, муравейник людской,

    Дом родной без конца и без края.

    Ты нас кормишь и поишь водой,

    Как тебя не беречь, дорогая?

    - Сохраним моря и воздух,

    Недра, лес и тишину,

    - Развеем над нею и тучи, и дым,

    В обиду её никому не дадим!

    - Украсим всю Землю садами, цветами,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

    В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

    Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»

    Конспект знакомит детей с круговоротом движения воды в природе. А также представлены опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, что делает образовательную деятельность более интересную для детей....