Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (старшая группа)

«Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности, вот это эмоциональное отношение к окружающей природе и должна воспитывать система образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shorohova.z.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

       В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так, же расширению умственного кругозора.

     Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства и достигается оно при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. В  городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки и  здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки, или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

        Покажите ребенку особенности поведения птиц, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Природа является важным фактором, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, это неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

       Любовь к  природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

        Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Большая роль в эстетическом отношении к окружающему миру дошкольниками принадлежит педагогам. Перед ними стоит задача – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

      У детей старшего возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

      Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить детей, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте, но и себе (моральный, эстетический). В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

      Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

      Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

      Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

        Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

        Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

«Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения.Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся о...

Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт экспериментальной деятельности по разработки проблемы экологического образования детей дошкольного возраста...

«Условия. Средства. Роль педагога в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие &l...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы

Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты....