Мастер – класс на тему: «Игра как феномен русской культуры»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Дубовова, Олеся, Викторовна

Вы, заметили, как далеки современные дети от традиции русской культуры, искусственно оборваны многие нити, стёрты уже в сознании нескольких поколений даже самые элементарные знания проведения народных праздников с играми и забавами.

Детство – это тот период, когда погружение в истоки национальной культуры является самым благоприятным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_fenomen_russkoy_kultury.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:  «Игра как феномен русской культуры»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении игровой деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста. 

Добрый день всем! Пожалуй, начну свой мастер класс.

Вы, заметили, как далеки современные дети от традиции русской культуры, искусственно оборваны многие нити, стёрты уже в сознании нескольких поколений даже самые элементарные знания проведения народных праздников с играми и забавами.

Детство – это тот период, когда погружение в истоки национальной культуры является самым благоприятным. И по- этому мастер – класс, я представляю на тему «Игра как феномен русской культуры

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.

ФГОС дошкольного образования включает целевые ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников. и именно организация игровой деятельности как культурной практикиудовлетворяет им.

Культурную практику я понимаю, как передачу опыта ребенку в процессе освоения различных способов деятельности.

Для чего на Руси существовали разнообразные народные гуляния?

Зачем всей семьей собирались на площади? Правильно, чтоб поднять настроение, чтобы все стали улыбаться и наконец собрать всех. Для этого использовали тантамарески. Коллеги прошу Вас помочь мне. Приглашаю Вас сделать фото на память в тантамареске. Спасибо присаживайтесь. А сейчас поиграем с тантамареской.

(Одеваю тантамареску скомороха). Посмотри народ сюда и давай знакомиться. Пусть на долгие года. Этот день запомнится.

(одевает вторую тантамареску скомороха желающий педагог и начинаем диалог знакомства: «Здравствуй друг мой молодой как зовут тебя родной?» Ответ… Расскажи нам Петя сколько годков тебе отраду? Как зовут мать родную? Как отца величают? Спасибо тебе Петр Васильевич!

Как любая технология культурная игровая практика имеет свою структуру: задумку, материал, инструмент, порядок действий, результат.

Культурная игровая практика всегда начинается с задумки, вот например народ повеселить, позабавить, а какое же народное гуляние без танцев. И у нас будет танец, но танец у нас будет необычным. У нас есть материал- фартучная кукла. Прошу Вас выйти и примерить фартучные куклы. Инструменты будут простыми - это наши движения под счет. А порядок действий еще проще. Под музыку выполняем все движения. Аплодисменты. Результат – танец с фартучными куклами.

Игрушки забавы

А теперь поговорим об играх забавах. На Руси на ярмарках приходили не только повеселиться, но и мастерство да ум показать. Разгадайте загадку: «Концами над водой висит, середкой на плече лежит» По позже вы поймете к чему я загадала загадку.

Моя задумка – посадить белочку на веточку

Материал у нас  – белочка из картона

Попробуйте белочку посадить на …

Инструменты – проволока и желуди

Порядок действий в желтом конверте– алгоритм изготовления игрушки в конверте. Приступайте к действиям.

Такие задания для детей становятся очень увлекательными, они воспринимают эти игрушки как фокусы. Эти игрушки забавы мы с детьми называем «Физика на кончиках пальцев», где мы начинаем знакомиться с равновесием. Получились ли у вас белочки на пальчиках? Должна получиться вот такая белочка. Белочка- балансир.

Откройте конверт синего цвета (петрушка и бабочка)

Изготовление игрушек-балансиров мы сочетаем со знакомым всем графическими заданиями: диктант, дорисуй по точкам, повторяем прямой и обратный счёт. Ребёнок не сможет сделать игрушку, если заготовка выполнена не верно. Перед вами образец графического диктанта «бабочка» и задание «обведи по точкам». Дети выполняют эти задания, вырезают и с помощью скрепок уравновешивают игрушку-балансир. Откройте 3 конверт зелёного цвета и уравновесьте Петрушку с помощью скрепок.

Необходимость в разрядке после тяжелого труда побудила народ на праздниках проводить множество игр, в которых особым образом сочеталось слово, музыка и выдумка. Хочу предложить поиграть в шуточную игру, которая называется «Говорящий человечек». Перед Вами чистоговорка, вы её читаете, а игрушка помогает.

На мастер- классе по игровой технологии мы с вами рассмотрели игру как явление русской культуры, через призму подражания, потребностей и разнообразной деятельности. На Руси народные игры насыщали жизнь неповторимостью, оригинальностью. Учили серьезной деятельности и пытливости ума. Такой подход к организации культурных практик в нашем детском саду позволил сформировать у детей интерес к народным традициям, когда мои дети на народных гуляниях выступают и в роли зазывал, танцоров, частушечников. И уже дети привлекают своих родителей к участию в народных праздниках.

Спасибо за внимание.

Приложение:

Алгоритм изготовления игрушки «Белочка- балансир»: 1.Проволоку складываем пополам, посередине закручиваем ножки белочки.

3. Проволоку изгибаем дугой в виде коромысла

4.Прикрепляем концы проволоки к желудям

5.Осталось белочку научить стоять на пальчике…

( к нему фото)

I:\графич диктант\16.jpg

Чистоговорка на звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...

Мастер-класс на тему "Игры с волшебным песком"

Мастер-класс знакомит со свойствами кинетического песка и гидрофобного песка. Материал содержит описание игр....

Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...

Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»

Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»...

Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовн...