Художественно-эстетическое развитие дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
к художественно - эстетическому развитию в детском саду относятся : изобразительная деятельность( рисование ,аппликация), музыкальная деятельность, театрализованная деятельность,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_doklad.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 23»
Доклад на тему:
«Создание условий В ДОУ необходимых для развития творческого потенциала личности через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Выполнил: воспитатель 1 кат. Грязнова Т.С.
Дзержинск
2019 г
Организация художественно-эстетической деятельности в ДОУ
«Художественное воспитание
должно начинаться
с первых лет жизни ребенка, чтобы
с самого раннего
детства он ощущал необходимость в
прекрасном, в творчестве».
В. А. Сухомлинский.
Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление
детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную
деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной
труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.
Задачи художественного воспитания : развитие художественного
восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи:
приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование
интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей
детей в разных видах художественного творчества; формирование основ
художественно-эстетической культуры личности.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания предполагает
включение ребёнка в различные виды деятельности: художественно-речевую,
музыкальную, изобразительную, игровую, трудовую и оптимально будет
осуществляться при следующих условиях:
-Максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и
окружающая жизнь.
-Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для
развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
-Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов
художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому
эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного
художественного творчества; формированию образных представлений,
образного, ассоциативного мышления и воображения.
-Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого
включения их произведений в жизнь ДОУ.
-Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей
среды и др.
-Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям художественно-эстетического воспитания.
-Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании
между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским
садом и школой.
-Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй. Неоценимое
значение в художественно-эстетическом воспитании имеет искусство, как
классическое, так и народное.
В ДОУ произведения искусства используются в трёх направлениях:
1 направление – искусство, в том числе народное, включается в
повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть художественно эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а
произведения изобразительного искусства используются в оформлении ДОУ.
2 направление – искусство составляет содержание образования: детей
знакомят с разными видами искусства, с событиями, объектами,
раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их
произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать
яркие образы действительности.
3 направление – искусство используется в разных видах художественной
деятельности, служит развитию детского художественного творчества.
Образцы искусства являются эталонами прекрасного.
Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное
развитие детей дошкольного возраста.
Содержание художественно-эстетического воспитания включает, в том
числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с
фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы,
хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями
художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в
подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учёт региона, в котором
расположено ДОУ, национальный состав в группе и регионе. Постепенно
диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и
подготовительной группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка
(филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные
игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрёшка), с которыми дети легко могут
действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы,
народные игры и т. д.
На занятиях следует использовать все виды народного искусства;
обыгрывать рассказы о родной природе, животных; показывать предметы
народного быта, рассматривать народный костюм. Во время лепки или
плетения можно использовать народные песни и игры.
Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно
переходить к знакомству с профессиональным искусством. Ознакомление
детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы,
музыки, живописи, театра, цирка.
Дошкольников следует знакомить с различными творческими
профессиями: архитектор, композитор, актёр, певец, артист цирка, поэт,
писатель и т. д.
Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных
инструментов, карандаша, красок, подчеркнуть значимость всех творческих
профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие,
развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие
человеческие чувства.
Также подводят детей к пониманию назначения музея, библиотеки,
театра, знакомят с правилами поведения в них. Эту работу необходимо
проводить совместно с семьёй.
У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных видах
искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу,
знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о
театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка,
движение, жест), кино - и мультфильмах (посещение кинотеатра).
Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение
детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и
учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка). Познакомить детей с
художественной фотографией, устраивать выставки фотографий «Мой друг»,
«Я в детском саду».
Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет
окружающая среда ДОУ в целом: оформление всех его помещений,
организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети.
Важна и среда вне ДОУ: природные объекты, жилые дома, другие
сооружения.
Важное условие развития художественного творчества на занятиях по
изобразительной деятельности, особенно , предоставить
детям возможность выбора, материалов, бумаги и т. д. Новизна обстановки,
необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные
неповторяющиеся задания. Важно, чтобы всякий раз создавать новую
ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные
ранее знания, навыки и умения, а с другой – искали новые решения,
творческие подходы. Рисование, аппликация, лепка как виды художественнотворческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, установленных
правил. Жёсткие правила сковывают инициативу педагогов и детей (особенно
при создании изображений по замыслу), лишают возможности проявить
творческие способности.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная
деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а
также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут
развиваться детские художественные способности.
Большое значение на эстетическое развитие дошкольников оказывает
природа. Природа воздействует на эмоции ребёнка своими качествами –
совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, вызывает
эстетические чувства.
Выделяют три группы средств эстетического воспитания:
-искусство (все виды классического и народного);
-окружающий мир (особенно природа);
-художественная деятельность (разные виды).
Эффективным развитием творческих способностей дошкольников,
является интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения
разного содержания и образования детей. Интеграция охватывает все виды
художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со
всеми видами искусства. Применительно к интеграции в работе по
художественно-эстетической деятельности в качестве составляющих
выступают произведения искусства (народное, декоративно-прикладное),
детская художественная литература, устное народное творчество.
Художественно-эстетическое воспитание в младшем возрасте
(подготовительный этап ознакомления с искусством): беседы, работа по
сенсорному воспитанию, наблюдения, ознакомление с окружающим миром,
художественной литературой, музыкой, устное народное творчество,
народные игры, песенки, потешки, сказки, считалки, заклички (фольклор),
праздники, развлечения, знакомство с народной игрушкой, кукольный театр,
посещение музея , оформление специальных уголков в группе:
конструирование, театральная деятельность, сенсорное развитие, изо
деятельность, уголок природы, музыкально-художественно-речевые, в группе
необходимо организовать уголок «зону искусства», где постоянно будут
находиться различные произведения искусства, должны быть созданы
условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной
художественной деятельности детей с разными видами материалов и т. д. и
продуктивные виды деятельности: изодеятельность в самых разных видах и
формах – здесь предоставляется большой простор для педагогов по
организации этого вида деятельности, различные техники.
Художественно-эстетическое воспитание в старшем возрасте (основной
этап ознакомления с искусством): посещение музеев, фестивалей, театра,
цирка, библиотеки, выставок: рисунков, искусства, фотографий; мини
спектакли, драматизации, различные виды театров, проведение спортивных
праздников, различных природоохранных акций «Посади дерево», «Чистая
улица», «Птицы – наши друзья», постановка спектаклей, разнообразие
сюжетно-ролевых игр (балет, кукольный театр, цирк…), проведение
календарно-обрядовых праздников и развлечений, встречи с артистами…,
экскурсии в картинную галерею, автогородок; турпоходы в лес, на поляну, на
реку (вместе с родителями); экскурсии на спортивную площадку при школе,
посещение художественной школы, организация своего музея в детском саду
или в группе; поделки из природного, бросового материала, лепка из глины,
теста, нетрадиционное рисование, коллаж (плоскостное изображение из газет,
журналов, ткани), различные виды аппликации, оригами и т. д.
Все средства следует использовать в работе с детьми в ДОУ во
взаимосвязи, привлекать родителей, школу и др. организации.
Творчеству детей надо учить (тонко, ненавязчиво, всё должно вызывать
положительный отклик). Главная задача ДОУ – научить творчеству
детей еще в дошкольном детстве.
Литература:
1. Бочкарёва О. И. Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию (младшая группа) - Волгоград, 2009.
2. Бочкарёва О. И. Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию (средняя группа) - Волгоград, 2009.
3. Бочкарёва О. И. Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию (старшая группа) - Волгоград, 2009.
4. Бочкарёва О. И. Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию (подготовительная группа) - Волгоград, 2009.
5. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду - М.:
«Просвещение», 1985.должно начинаться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...
Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...
" Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста"
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста....
Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
Развитие художественно-эстетического творчества детей дошкольного возраста на современном этапе
В статье рассказывается о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС....
ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» (дошкольный возраст)
Программа рассчитана на один год обучения (2018-2019гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельност...