ПРОЕКТ Тема: « Магнит волшебник»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Назаренко Ирина Александровна

Данная, выбранная  нами тема по опытно –исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения  опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.

В проекте мы попытались ответить на интересующие насвопросы:

- Какие предметы притягивает магнит?                                         

- Чем притягивает магнит?

- Какие предметы не притягивает магнит?

- Как магнит применяет человек?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_magnit.doc410.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение Детский сад №46 «Северяночка»

ПРОЕКТ

Тема: « Магнит волшебник»https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b784846ee171603503811a0b1506295a&n=33&h=154&w=244

Выполнили : Воспитатель группы «Морошка» Назаренко Ирина Александровна

2016

Паспорт проекта

Тема:«Магнит волшебник»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: 1неделя

Руководители проекта: Назаренко И.А.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы,

 родители

Актуальность проекта:

Дошкольное детство - очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать.  Познавательный интерес ребенка проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними связи и отношения.Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.Магниты окружают нас повсюду. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями, делают выводы. Данная, выбранная  нами тема по опытно –исследовательской деятельности, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Она вызвала интерес у детей, т. к. в ходе проведения  опытов, ребенок самостоятельно получал результат своих исследований, делая соответствующие выводы.

В проекте мы попытались ответить на интересующие насвопросы:

- Какие предметы притягивает магнит?

- Чем притягивает магнит?

- Какие предметы не притягивает магнит?

- Как магнит применяет человек?

Проблема:Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах.Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и его использования.Для этого необходимо  заинтересовать родителей к совместной эксперементальной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Гипотеза: предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и  широко используется в жизни человека…

Цель проекта:  Развить осознанную потребность в познании, экспериментировании. Изучить свойства магнита и возможности использования его в быту

Задачи проекта по образовательным областям.

Познавательное развитие:

Развивать стремление к познанию через поисково-исследовательскую

деятельность. Сформировать у детей представление о магните и его свойствах притягивать предметы, выяснить, через какие материалы воздействует магнит. Выявить области использования магнита человеком.

Художественно – эстетическое развитие:

Развивать творческие способности детей, фантазию. Приобщать детей к чтению художественной литературы, просмотру познавательных мультфильмов.

Социально – коммуникативное развития:

Формировать навыки безопасной работы при проведении экспериментов.

Воспитывать дружеские взаимоотношениядетей в группе, чувство коллективизма, уважение к труду взрослого.

Речевое развитие:

Развивать связную речь,умение делать выводы. Активизировать словарь детей.

Физическое развитие:

Закреплять культурно-гигиенические навыки детей

Задачи:

Повысить у родителей мотивацию и активность к совместной познавательной деятельности с детьми.

Педагогические технологии:

- Игровая

- Здоровьесберегающая

- Познавательно-исследовательская

- ИКТ (использование компьютерных технологий)

Ожидаемый результат:

-Активизируется речь детей

- Возрастет познавательно- исследовательская активность детей

- У детей сформируется интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности.

- Дети приобретут знания о свойствах магнита и областях его применения.

Продукт реализации проекта:

- Изготовление магнитного театра своими руками «Курочка ряба»

Триада вопросов к проекту

Iэтап: подготовительный

*Изучение научной и методической литературы по данной теме

*Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта.

*Разработка, планов, конспектов, подбор дидактических, сюжетно-ролевых,подвижных игр, планирование и привлечение родителей к реализации проекта.

IIэтап: практический

Работа с детьми

Познавательное развитие:

*Знакомство с понятием «магнит»;

* С историей появления «магнита»;

*Беседа о свойствах магнита и областях его применения.

*Просмотр мультфильма «Смешарики» (серия «Магнетизм»)

*Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

*Рассматривание фотографий и картинок с изображением магнитов разной формы и размера

*НОД «Необыкновенный мир магнитов»

*Опыты с магнитом

Социально-коммуникативное развитие

*Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Речевое развитие:

*Чтение отрывка из сказки (проЭлю и Железного Дровосека) А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

*Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)

 *Дидактическая игра « Назови лишний»

Физическое развитие:

*Подвижная игра «Плюсики и минусики»

IIIэтап: итоговый

*Работа с детьми

Изготовление магнитного театра  «Курочка ряба»

*Работа с родителями

Сформировано представление о необходимости развития познавательного интереса, о необходимости организации совместной деятельности с детьми.

*В ходе проекта дети узнали:

Что такое магнит?

О свойствах магнита

Об областях использования магнита человеком

Научились делать магнитные поделки своими руками

Приложение 1

Магнит– этокамень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы.  Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.

http://images.myshared.ru/10/964811/slide_1.jpg

 «История появления магнита»

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Тогда снял онсандали и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и показал их своим соседей. Так эти камни стали называться "магнитами" (показ картинки природного камня «магнит»)

http://www.promvishivka.ru/images/examples/istmagnit5.jpg

Приложение 2

Беседа с детьми об использовании  и применении магнита человеком

Цель: дать детям знания о назначении магнита, о его применении .

Ребята, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т. д.)Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах, вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

- А вы знаете, ребята, магниты применяются очень часто в промышленности - в приборостроении. Магниты необходимы для изготовления- разных компасов. Магниты используются на заводах для переноски тяжелых железных деталей. Только это должен быть очень сильный магнит. Сверху кран спускает на цепях огромную плиту. Эта плита - большой магнит, к ней и прилипает множество деталей. Плиту с деталями поднимают и переносят на необходимое место. Эту плиту называют электромагнит (детям предлагается рассмотреть иллюстрации, на которых изображено применение магнита в промышленности).

http://fs1.ppt4web.ru/images/95377/139267/640/img22.jpghttp://fs1.ppt4web.ru/images/95377/139267/640/img23.jpg

Приложение 3

Отрывок из сказки (проЭлю и Железного Дровосека) А.Волкова «Волшебник изумрудного города»

Элли проснулась. Страшила сидел на пороге, а Тотошка гонял в лесу белок.
- Надо поискать воды, - сказала девочка.
- Зачем тебе вода?
- Умыться и попить. Сухой кусок не идет в горло.
- Фу, как неудобно быть сделанным из мяса и костей! - задумчиво сказал Страшила. - Вы должны спать, есть, и пить. Впрочем, у вас есть мозги, а за них можно терпеть всю эту кучу неудобств.
Они нашли ручеек, и Элли с Тотошкой позавтракали. В корзинке оставалось ещё немного хлеба. Элли собралась идти к дороге, как вдруг услыхала в лесу стон.
- Что это? - спросила она со страхом.
- Понятия не имею, - отвечал Страшила. - Пойдем посмотрим.
Стон раздался снова. Они стали пробираться сквозь чащу. Скоро они увидели среди деревьев какую-то фигуру. Элли подбежала и остановилась с криком изумления.
У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный. Человек стоял неподвижно, с широко раскрытыми глазами.
Тотошка с яростным лаем попытался укусить незнакомца за ногу и отскочил с визгом: он чуть не сломал зубы.
- Что за безобразие, ававав! - пожаловался он. - Разве можно подставлять порядочной собаке железные ноги?..
- Наверно, это - лесное пугало? - догадался Страшила. - Не понимаю только, что оно здесь охраняет?
- Это ты стонал? - спросила Элли.
- Да… - ответил железный человек. - Уже целый год никто не приходит мне помочь…
- А что нужно сделать? - спросила Элли, растроганная жалобным голосом незнакомца.
- Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но, если меня смазать, я буду как новенький. Ты найдешь масленку в моей хижине на полке.
Элли с Тотошкой убежали, а Страшила ходил вокруг Железного Дровосека и с любопытством рассматривал его.
- Скажи, друг, - поинтересовался Страшил, - год - это долго?
- Еще бы! Год - это долго, очень долго! Это целых триста шестьдесят пять дней!..
- Триста… шестьдесят… пять… - повторил Страшила. - А что, это больше чемтри?
- Какой ты глупый! - ответил Дровосек. - Ты, видно, совсем не умеешь считать!
- Ошибаешься! - гордо возразил Страшила. - Я очень хорошо умею считать! - И он начал считать, загибая пальцы: - Хозяин сделал меня - раз! Я поссорился с вороной - два! Элли сняла меня с кола - три! А больше со мной ничего не случилось, значит, дальше и считать незачем!
Железный Дровосек так удивился, что даже не смог ничего возразить. В это время Элли принесла масленку.
- Где смазывать? - спросила она.
- Сначала шею, - ответил Железный Дровосек.
И Элли смазала шею, но она так заржавела, что Страшиле долго пришлось поворачивать голову Дровосека вправо и влево, пока шея не перестала скрипеть…
- Теперь, пожалуйста, руки!
И Элли стала смазывать суставы рук, а Страшила осторожно поднимал и опускал руки Дровосека, пока они не стали действительно как новенькие. Тогда Железный Дровосек глубоко вздохнул и бросил топор.
- Ух, как хорошо! - сказал он. - Я поднял вверх топор, прежде чем заржаветь, и очень рад, что могу от него избавиться. Ну, а теперь дайте мне масленку, я смажу себе ноги, и всё будет в порядке.
Смазав ноги так, что он мог свободно двигать ими, Железный Дровосек много раз поблагодарил Элли, потому что он был очень вежливым.
- Я стоял бы здесь до тех пор, пока не обратился бы в железную пыль. Вы спасли мне жизнь. Кто вы такие?
- Я Элли, а это мои друзья…
- Тото!
- Страшила! Я набит соломой!
- Об этом нетрудно догадаться по твоим разговорам, - заметил Железный Дровосек. - Но как вы сюда попали?
- Мы идем в Изумрудный город к Великому Волшебнику Гудвину и провели в твоей хижине ночь.
- Зачем вы идете к Гудвину?
- Я хочу, чтобы Гудвин вернул меня в Канзас, к папе и маме, - сказала Элли.
- А я хочу попросить у него немножечко мозгов для моей соломенной головы, - сказал Страшила.
- А я иду просто потому, что люблю Элли, и потому что мой долг - защищать её от врагов! - сказал Тотошка.
Железный Дровосек глубоко задумался.
- Как вы полагаете, Гудвин может дать мне сердце?
- Думаю, что может, - отвечала Элли. - Ему это не труднее, чем дать Страшиле мозги.
- Так вот, если вы примете меня в компанию, я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу Великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце - самое заветное моё желание!
Элли радостно воскликнула:

- Ах, друзья мои, как я рада! Теперь вас двое, и у вас два заветных желания!
- Поплывем… то бишь, пойдем с нами, - добродушно согласился Страшила…
Железный Дровосек попросил Элли доверху наполнить маслом маслёнку и положить её на дно корзинки.
- Я могу попасть под дождь и заржаветь, - сказал он, - и без масленки мне придется плохо…
Потом он поднял топор, и они пошли через лес к дороге, вымощенной жёлтым кирпичом.
Большим счастьем было для Элли и Страшилы найти такого спутника, как Железный Дровосек, сильного и ловкого.

http://dzerzhinsk.by/upload/files/article-picture/Bx8Q/formats/qNV3O5qv_7AjQZsD.jpg/origin-format.jpg

Приложение 4

Картотека опытов.

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Цель: 1. Формировать знания детей о магнетизме, магните и его особенностях;

2. Исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному исследованию жизни. Оборудование: магнит, различные предметы из разных материалов: деревянная стружка, различные виды металлов (никель, олово, медь, алюминий, железо), стеклянный шарик, ластик, пластмассовый конструктор, различные виды бумаги, ткани, камни.

Ход экспериментирования: Предлагаю детям подойти к магнитной доске и обследовать магниты, которые используются для крепления демонстрационного материала. Что это, ребята? Какими свойствами обладает магнит? Почему это происходит? (Предположения детей) Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется магнетизмом, а материалы магнетическими. Как вы думаете, все ли материалы являются магнетическими? Я предлагаю вам это проверить. Перед каждым из вас лежат предметы из различных материалов. Предлагаю детям разложить предметы на две кучки, не используя магнит. Какие предметы, на их взгляд являются магнетическими (1- кучка), а какие – нет (2-я кучка)? А теперь проверьте все предметы, используя магнит. Затем предлагаю в группе найти магнетические и немагнетические предметы. Вывод: У магнита есть особенность - притягивать предметы. Те предметы, которые притягиваются, называются магнетическими. Само явление называется магнетизмом.

Опыт 2: Магнитные картины.

Цель: 1.Закрепление знаний детей о свойствах магнита, о способности магнитных сил проходить через бумагу.

2. Развивать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать поисково-познавательные способности детей через включение их через мыслительные действия, создавая проблемные ситуации.

4. Создавать условия для познания радости открытия нового, расширять представление о мире.

5. Обращать внимание детей на правила безопасности при обращении с иголкой. Оборудование: магниты, листы картона разного цвета, металлические опилки, стаканчик, металлические скрепки.

Ход экспериментирования: - Какими свойствами обладает магнит? (Высказывания детей) Как называются силы, с помощью которых магнит воздействует на различные предметы? (Магнитные силы) А как вы думаете, будут ли действовать магнитные силы через картон? (Предположения детей) Давайте проверим. Мы высыпаем на картон металлические скрепки и двигаем магнитом под картоном. Скрепки следуют за движением магнита. Вывод: Магнитные силы проходят через картон и притягивают металлические скрепки. А вы знаете, что магнитные силы можно увидеть. С небольшой высоты медленно высыпаю металлические опилки на лист картона. Рассматриваем полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся в виде кругов посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину. Вывод: Магнитные силы можно увидеть с помощью железных опилок.

Опыт 3: Мы - фокусники

Цель: 1. Расширять знания о свойствах и качествах магнитных сил, способность их проходить через различные материалы.

2. Способствовать формированию умений проводить опытно- экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы.

3. Развивать поисково-познавательные способности детей через включение их через мыслительные действия, создавая проблемные ситуации.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, желание узнать новое.

5. Обращать внимание детей на правила безопасности при обращении с иголкой.

Оборудование: магнит, стакан с водой, деревянные кубики, один из которых с железным шариком внутри, бумажный самолет на нитке с железной пластиной внутри, бумажный самолет.

Ход экспериментирования: Я предлагаю ребятам превратиться в настоящих фокусников. Но для этого надо много знать и многому научиться. Вы готовы к таким испытаниям? Я буду показывать вам настоящие фокусы, а вы попробуйте их разгадать. А теперь посмотрите, что это, и из какого материала изготовлены эти предметы? (два деревянных кубики, совершенно одинаковых на вид). - Как вы думаете, будут ли они плавать? (Предположения детей) Дети, опираясь на свои знания, утверждают, так как кубики сделаны из дерева, а дерево не тонет, кубики будут плавать. Я произношу волшебные слова и говорю о том, что эти кубики заколдованные и сейчас вы в этом убедитесь. Дети опускают в воду кубики и видят, что один из кубиков тонет. Почему же так произошло? Дети высказывают свои предположения. Затем мы достаем кубики из воды и выясняем, что один кубик тяжелее другого. На вид кубики, совершенно одинаковы по размеру. - Как вы думаете, в чем причина? (Внутри кубика спрятан камень или какой-то другой железный предмет). - А как вы думаете, с помощью чего можно определить: из какого материала изготовлен предмет, спрятанный внутри? (с помощью магнита) - Проверим? Дети видят, что один кубик притягивается, а другой нет. - Почему так происходит? (дерево не притягивается к магниту) - Значит, магнитные силы прошли через дерево и притянули предмет, который находится внутри. - Так из какого материала изготовлен предмет, который находится внутри? (из железа) В итоге приходим к выводу, что внутри кубика спрятан какой-то железный предмет, а магнитные силы проходят через дерево и притягивают железный предмет. Вы снова оказались очень внимательными и сумели разгадать и этот фокус. Ну а следующий фокус, вам точно не разгадать. - Посмотрите, что это? (это самолет, который висит на нитке) Мы вместе с детьми рассматриваем самолет, сделанный из бумаги. - Из какого материала сделан самолет? (из бумаги) - Как можно сделать так, чтобы этот самолет летал? (Можно запустить его, можно держать за ниточку и покрутиться вместе с ним или побежать) - Как вы думаете, будет ли самолет притягиваться магнитом и почему? (нет, так как магнитные силы не действуют на бумагу)- А я, сейчас, как настоящий фокусник заставлю самолет повиноваться мне. Смотрите, подношу к самолету «Волшебную рукавичку». Возникает вопрос: «Почему так происходит?» Дети высказывают предположения. Одно из предположений – внутри спрятан какой-то железный предмет, а в рукавичке – магнит. Проверяем предположение и выясняем, что внутри рукавички спрятан магнит. Дети считают, что это магнит притягивал самолет. - Хорошо, если магнит притягивает этот бумажный самолет, будет ли он притягивать другой такой же самолет? (да) Проверяя предположение, видим, что другой самолет магнит не притягивает. - В чем же дело, почему так происходит? (внутри самолета, который притягивает магнит, спрятан какой-то железный предмет ) Проверяем предположение и убеждаемся в том, что внутри спрятана железная пластина. - Ребята, через какие материалы проходят магнитные силы? Вывод: магнитные силы проходят через бумагу и шерстяную рукавичку и притягивают металлическую пластину. Вот мы с вами и разгадали этот фокус. Молодцы, с этой трудной задачей вы справились, посмотрим, сможете ли вы разгадать следующий опыт. - Ребята, вот ваши рыбки, которые вы изготовили вместе с вами. Давайте пустим их поплавать. - Посмотрите, как они опускаются на дно. Но как же нам теперь достать наших рыбок, не намочив руки? (Вылить воду из банки, достать с помощью другого предмета, достать руками в резиновых перчатках, с помощью волшебной рукавички) - Проверим? Ребята с помощью «Волшебной рукавички» достают всех рыбок. - Через что проходят магнитные силы? Через воду и стекло. Вывод: Магнитные силы проходят через воду и стекло. Поздравляю вас, ребята. Вы стали настоящими фокусниками, и теперь сами можете показывать фокусы другим.

Опыт 4: Достань опасные предметы из манки.

Цель: 1. Формировать знания детей о, магните и его особенностях;

2. Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

 3. Развивать мыслительные операции, умения выдвигать гепотизы, делать выводы, активизировать словарь детей, создавая проблемную ситуацию.

 4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, желание узнать новое.

5. Обращать внимание детей на правила безопасности при обращении с острыми предметами.

Оборудование: магнит, различные острые железные предметы (скрепки, крепежи, гвозди, шурупы), миска с манкой.

Ход экспериментирования: - Ребята, у меня в чашке хранились различные острые железные предметы, но я совсем об этом забыла и насыпала туда манку. Как же мне их достать, не поранив рук. (Предположения детей: просеять или др) - Я предлагаю воспользоваться свойствами магнита, его способностью притягивать железные предметы. Проводим магнитом возле манки и все железные предметы притягиваются к магниту. -Через какую преграду смогли пройти магнитные силы? ( Через манку) Вывод: Магнитные силы проходят через манку. Эту особенность магнита и магнитных сил люди часто используют дома, когда надо найти потерявшийся маленький болтик или гвоздик. А я, однажды, с помощью магнита нашла железный ключ, который случайно потеряла в песке. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов (мы нагрели скрепку прямо на огне спички). Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и снова железо станет обычным. Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.

 Опыт 5. Магнитные свойства можно передать обычному железу. Цель: 1. Формировать знания детей о магнетизме, магните и его особенностях; 2. Исследовать способность металлических предметов намагничиваться. 3 . Способствовать развитию желания наблюдать и экспериментировать. Оборудование: сильный магнит, несколько скрепок. Ход эксперимента: Я предлагаю детям к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Как вы думаете, что произойдет, если к этой скрепки поднести еще одну скрепку? (Предположения детей) Давайте проверим. В результате, мы видим, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю скрепку. Предлагаю детям построить цепочку из нескольких висящих друг на друге скрепок, выяснить, у кого она получилась длиннее. Как вы думаете, что произойдет, если убрать магнит? (Предположения детей) Проверяем. Видим, что все скрепки рассыпаются. Предлагаю детям любую из этих скрепок поднести к другой скрепке. Что вы видите? (скрепка сама стала магнитом). Проделываем опыт с другими железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками). Делаем вывод: если железный предмет некоторое время побудут в магнитном поле, то он на какое-то время становится сам магнитом.

Опыт 6. Магнитное поле Земли.

Цель: 1. Закрепление знаний детей о свойствах магнита, выявить действие магнитных сил Земли.

2. Развивать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать поисково-познавательные способности детей через включение их в мыслительные действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, желание узнать новое.

5. Обращать внимание детей на правила безопасности при обращении с иголкой.

 Оборудование: магнит, чашка с водой, компас, растительное масло, бумажная салфетка.

Ход экспериментирования: Я рассказываю детям о том, что наша планета Земля – это огромный магнит. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север. Мы тоже можем сделать свой компас. Для этого нам понадобится иголка и миска с водой. Намагнитим иголку магнитом. После этого смажем ее растительным маслом и аккуратно положим на поверхность воды. Как вы думаете, почему иголка не тонет? (Предположения детей) Благодаря силе поверхностного натяжения воды. Поверхность воды состоит из тонкой пленки, а иголка покрыта маслом, которое отталкивает воду и легче ее, поэтому иголка не тонет, а свободно плавает. Она не просто плавает, а разворачивается в воде в каком-то определенном положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться Мы сравнили показания нашего самодельного компаса со стрелкой настоящего - они совпали! Вывод: У земли есть магнитное поле, которое заставляет намагниченную иголку разворачиваться в определенном направлении.

Опыт 7: Электромагнит.

Цель: 1. Познакомить детей со свойствами электромагнита, показать способ изготовления электромагнита.

2. Развивать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать поисково-познавательные способности детей через включение их в мыслительные действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, желание узнать новое.

5. Обращать внимание детей на правила безопасности при обращении с острыми предметами.

Оборудование: батарейки, провод, гвозди, железные предметы (скрепки, гвозди, шурупы и т.д.)

Ход экспериментирования: - Ребята, а вы знаете, что магнит можно сделать своими руками, используя электрический ток. Такие магниты называются электромагнитами. Вы помните, мы смотрели с вами презентацию о магнитах и там был очень мощный электромагнит, с помощью которого переносили различные грузы. Вот мы сегодня с вами попробуем изготовить пусть не такой мощный, но электромагнит. Для этого нам понадобится батарейка, железный гвоздь, проволока в изоляции. Намотаем проволоку на гвоздь, а концы присоединим к батарейке, а теперь попробуем поднести к нашему электромагниту железные предметы и посмотрим, что получится. Вывод: электромагнит притягивает железные предметы.

Приложение 5

Конспект НОД «Необыкновенный мир магнитов» для старшей группы.

Цель: 
Развитие познавательной активности, мыслительных операций.
Задачи:
-Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила».
- Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. - Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.
Оборудование для воспитателя: рукавичка с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос, гайки, волчок изготовленный из спички, картонного кружочка и воткнутой в спичку швейной металлической булавкой.
Оборудование для детей: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы: кусочек ткани, магниты, железные скрепки, тарелки для раздаточного материала, картонные «лабиринты», стаканы с водой, кубики.

Ход НОД:

На столе воспитателя: шкатулка с рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
Воспитатель: Ребята! Мне подарили рукавичку с секретом. А в чем секрет заключается, я не знаю! А еще с рукавицей подарили разные предметы.
Воспитатель: Что это? (показ предметов)
Дети: (ответы детей)
1 Опыт: Попробую надеть рукавицу, по очереди беру предметы.
Воспитатель: Что происходит с предметами? 
Дети: Некоторые предметы прилипли к варежке и при разжимании не падают. Другие предметы падают. 
Воспитатель: Дети, посмотрите, в рукавице что-то есть. 
( рассматривание рукавицы, находят магнит).
Воспитатель: Что это? Какое свойство есть у магнита?
Дети: Магнит. Он притягивает к себе металл.
Вывод: Магнит притягивает металл.
Ход опытов:
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию, а шкатулочку захватим с собой.
Все встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажите волшебное заклинание: Крибле! Крабле! Бумс!
Ну вот, мы с вами очутились в волшебной лаборатории.
(Дети присаживаются за столы)

Воспитатель: Вспомним правила безопасности.
Дети: (Называют). 
Воспитатель: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, твердый, тяжелый.
2 Опыт: « Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: На столе у вас лежат вперемешку разные предметы, разберите предметы таким образом: в белую тарелочку, положите все предметы, которые магнит притягивает. В тарелочку зеленого цвета, положите предметы, которые магнит не притягивает.
Воспитатель: Как мы это проверим? Что нужно для этого сделать?
Дети: С помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Я провел магнитом над предметами, и магнит притянул все железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Магнит не притянул: пуговицу пластмассовую, кусочек ткани, деревянный карандаш, ластик, кусочек бумаги.
3 Опыт: «Не замочим рук»
Воспитатель: Действует ли магнит через другие материалы?
Воспитатель: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук из стакана с водой?
Дети: Версии детей.
Воспитатель: Надо приложить магнит к внешней стороне стакана снизу и вести магнит вверх.
(Дети выполняют) 
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что же могло двигать скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
4 Опыт «Прятки»
Воспитатель: Ребята, а через деревянные кубики (можно пластмассовые) магнитная сила действует?
Версии детей.
Воспитатель: Давайте над железным предметом поставим кубик, попробуйте достать с помощью магнита железный предмет из- под кубика.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел над кубиком магнитом, и скрепка, лежащая под ним, не притянулась, не примагнитилась.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Значит, магнитные силы не проходят через толстые предметы и не действуют на расстоянии.
Динамическая пауза: 
Игра: «Я - магнит»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы протяните руки вперёд, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.
5 Опыт: Игра «Волшебный лабиринт».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно ли пройти этот лабиринт без карандаша, ручки?
Дети: Версии детей.
Воспитатель: Давайте положим скрепку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем скрепку по нарисованным дорожкам. 
-Приступаем.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Игра-опыт: «Волшебный волчок»
Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать фокус. 
Воспитатель: А, кто догадался, почему волчок поднялся в воздухе? (ответы детей)
- К волчку прикреплена железная булавочка.
Воспитатель: Магнит притягивает булавочку вместе с волчком, он продолжает движение, потому что, действует другая сила, а какая, мы с вами узнаем в другой раз. Я предлагаю вам самим смастерить такие же волчки и показать дома этот фокус.
Итог: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо вам за помощь мне. Вы помогли мне во всём разобраться. Но пора возвращаться в группу. 
Воспитатель и дети повторяют заклинание.
Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитами в группе?
Ответы детей.
Домашнее задание: найдите дома, где встречается магнит. Запишите или зарисуйте с помощью родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магнит волшебник

Нод с преобладанием образовательной области "Познавательное развитие"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Магнит волшебник».

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента...

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Магнит – волшебник»

Разработка направлена на развитие исследовательских компетенций детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Представляет собой готовый сценарий занятия для дошкольников 4-5 лет в р...

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Магнит - волшебник».

Конспект непосредственно образовательной деятельностив старшей группе по теме: «Магнит -  волшебник»...

"Путешествие в волшебную лабораторию. Магнит - волшебник"

Экспериментально – познавательная деятельность в старшей группе (опыты)...

Экспериментально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Магнит - волшебник»

Цель: развитие познавательной деятельности детей в процессе изучения свойств магнита....

Экспериментально-познавательное занятие в старшей группе «Магнит-волшебник»

Технологическая карта экспериментально-познавательного занятия в старшей группе...