Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в средней группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Полячкова Наталья Владимировна

    Это занятие можно провести как итоговое по данной теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ptitsy.docx707.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задачи:

    1. Уточнить и систематизировать представления о зимующих птицах;

    2. Закрепить умения различать птиц по внешнему виду и называть их.

    3. Расширить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

    4. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную в дидактической игре задачу.

    5. Развивать зрительное восприятие.

    Оборудование и материалы:

    Предметные картинки с изображением зимующих птиц, условные обозначения птичьего «лакомства», аудиозапись «Голоса зимующих птиц», фланелеграф, кукла Незнайка, корм для птиц.

    Предварительная работа:

    Рассматривание с детьми иллюстраций, наблюдения за птицами на прогулке, беседы в ходе наблюдений, чтение книг о птицах (их жизни, повадках), о бережном отношении к птицам и заботе о них зимой, заучивание стихов о птицах.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети входят в зал. Проводится ритуал «Приветствие»:

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, здравствуй, всё живое!

    Здравствуй мир вокруг меня!

    Это – Я!

    Неожиданно грустно раздается: «Здравствуйте, а это – я!»

    В руках воспитателя – Незнайка

    В: - Незнайка, ты почему грустный?

    Н: - Был в парке, песенки красивые слушал, записал голоса, а чьи это голоса, не понял.

    В: - Пусть ребята наши послушают, может, помогут

    Запись птичьих голосов

    В: - Это кто же нас встречает, ласково так привечает? (Птицы)

    Н: - Какие еще птицы?! Они же улетели.

    В: - Улетели, да не все. Ты посиди, Н, послушай, мы тебе расскажем

    Я загадки загадаю, а вы попробуете отгадать.

    - Грудка ярче, чем заря, У кого? (У снегиря)

    - Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей.

     Прыгает она у дома, А зовут ее? (ворона)

    - Вещунья – белобока. Зовут её  (сорока)

    В: - это для вас очень простые загадки. Загадаю посложнее:

    - Он по-рабочему одет- Удобно, просто, ловко,

     На нем красненький берет  И пестрая спецовка  (Дятел)

    - Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор.       (дятел)    

    - Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая. (Ворона)

    - Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

    - Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает.

    А потом на ветку- прыг И чирикнет: «Чик-чирик» (Воробей)

    Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на фланелераф.

    В: - Молодцы,  по описанию окраски и повадкам вы отгадали!

    Н: - Ребята, а почему воробья с озорным мальчишкой сравнивают? (воробьи задиристые, шустрые, как мальчишки)

    Н: - Объясните, пожалуйста, что значит «шныряет» (ответы детей) при затруднении воспитатель объясняет сам (быстро-быстро двигается из стороны в сторону)

    В: - Ребята, я предлагаю самим придумать загадку, глядя на картинки, пусть Н отгадает, о ком идет речь (2-3)

    Н: - я тоже загадку  придумал: 

    Спинка зеленовата, животик желтоват,

    На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

    Физкультминутка-игра «Прилетели птицы».

         Правила игры: Если называю птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, животных или что-то еще, то присесть и положить голову набок, показав, что это не птица.

    Прилетели птицы: голуби, синицы, пчёлы, воробьи, дятлы, муравьи, снегири, вороны, с ними макароны, прилетели галки, а за ними палки, а весной скворцы…

    Все вы молодцы!

    Дети возвращаются на места

    В: - Скажите, в какое время года можно увидеть всех этих птиц? (зимой)

    В:- Как можно короче назвать всех птиц, которые остаются зимовать с нами (зимующие птицы).

    - Назовите других, знакомых вам, зимующих птиц (перечисляют)

    Н: - Почему же они не улетают в теплые края? (находят корм в родном краю)

    В: - Сейчас ребята расскажут тебе  о том, какая птица, чем лакомится

    Игра «Накорми птицу»

    Дети рассказывают, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Воспитатель обозначает (выставляет карточку с моделью на фланелеграф)

    Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

    Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

    Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

    Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки уберу, а вам предлагаю разрезные картинки. Если сложить части, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку.

     

     

     

      

    Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается., собирают целую картинку.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно собрали! (Говорит таинственным голосом).: А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, хотите, вас научу?

    – Н, давай играть вместе с нами.

    Н: - Играйте, а я запомню получше всё, что вы рассказали, и присоединюсь к вам.  

         

    Физминутка 

    Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

     Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

     Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

     Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

     Вот присела на минутку, (Присели.)

     Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

     И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

     Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

     Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

    Вот под елочкой зеленой (Встали.)

    Громко каркают вороны: (Прыгаем.)

     Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

     Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

     Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

     Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

     Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

     И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

     Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

    Птица крыльями взмахнула,

    Птица перья отряхнула,

    Крылья убрала назад,

    Сделав очень важный взгляд.

    Посмотрела  вправо – влево,

    Удивилась: «Что за дело?

    Нет тут птицы ни одной,

    Полечу – ка  я домой».

    Полетела, полетела,

    В гнездышко свое присела.

    Дети садятся на места

    Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, где у 2-х птиц перепутаны головы:

    - Что случилось, не пойму?

    Н: - это я нечаянно…

    В: - Не расстраивайся, ребята помогут всё исправить

     

    Н:- Спасибо вам! Теперь я всё запомнил, всё просто…

    В:- Подожди, Н, не так всё просто.

    - Ребята, какое время года сейчас? (зима)

    - какая бывает погода зимой? (морозная, вьюжная, ветреная, выпадает много снега)

    - ты думаешь, Н, под снегом легко найти корм? Нет Птицы прилетают ближе к людям за помощью

    Сугробами засыпаны

    Бугры, дворы, дорожки,

    Не могут пташки отыскать

    Ни зёрнышка, ни крошки.

    И вот летают всё слабей

    Ворона, галка, воробей.

    Ведь, очень уж холодно в воздухе им.

    Поможем ли мы беззащитным таким?

     Вот в этот самый трудный час

     Спасенья птицы ждут от нас!

    (ответы детей на вопрос, как можно помочь птицам в зимнее время)

    Поможем! Их надо кормить,

    И тогда

    Им будет легко

    Пережить холода.

    Скорей на помощь, дети!

    Кормите их! Согрейте!

     Повесьте домик на суку,

     Рассыпьте крошки на снегу,

     А то и манной кашки…

      И оживут бедняжки.

      По небу весело скользя,

     Взлетят пернатые друзья

     И пропоют, чирикая:

     «Спасибо вам великое!

    Итог

    – Каких птиц вы повстречали в лесу?

    – Как можно назвать этих птиц одним словом?

    – Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

    Кого угостим салом?

    Рябиной?

    Семечками?

    Кусочком яблока?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы".

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы"....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"

    Данный материал позволит закрепить и  уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...

    Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

    Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

    Ознакомление с окружающим миром в средней группе. "Зимующие птицы"

    Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы».  Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. ...

    Экологический проект для воспитанников средней группы "Зимующие птицы Ростовской области"

    Экологический проект «Зимующие птицы Ростовской области»  во 2 средней группе        Воспитатель: Тимченко И. А    г.Гуково 2013 –...

    Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

    Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...