НОД по познавательному развитию в средней группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_okruzhayushchemu_miru_v_sredney_gruppe.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим миром в средней группе.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель:  расширение  и систематизирование знаний и представлений детей                         о зимующих птицах.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять представления детей о многообразии зимующих птиц;
  • сообщить интересные факты о воробье, синице, снегире;
  • учить выделять характерные особенности птиц, узнавать их по внешнему виду и называть;

Развивающие:

  • формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их;
  • формировать познавательную активность;
  • активизировать и развивать речь детей;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей  умение видеть красоту окружающего мира;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, чувство сопереживания.

Средства: картинки с изображением зимующих птиц,  кормушка, корм для птиц (зерно, семечки).

Способы: использование  загадок, чтение стихов, картинок  с изображением  зимующих птиц,  рассказ педагога, запись  птичьих голосов.

Предварительная работа:  наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, чтение художественной литературы.

 

                                                                 Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Дети встают в круг  вместе с воспитателем.

Воспитатель:  

- Ребята, я рада всех вас видеть, рада, что вы все здоровые и весёлые. Надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение и вы готовы  к занятию. А как поднять настроение? Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем здоровья: поздороваемся. И поздороваемся с нашими гостями.

Садитесь на стульчики, приготовьтесь внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. Готовы? Тогда начнём.

П. Основная часть.

Восп: - Дети, какое время года наступило? (Зима).

-Правильно, зима, а как мы это понимаем? (стало очень холодно, выпал снег, водоёмы замёрзли, птицы улетели) .

- Все птицы улетели в тёплые края? (Нет)

- А почему многие птицы улетают  зимовать на юг? (здесь мало корма, всем не хватает)

- А какие птицы остались зимовать? ( ворона, галка, сорока, голубь, дятел).   Картинки показываю и оставляю на доске.

Птиц, которые остаются на зиму так и называют   ЗИМУЮЩИЕ  ПТИЦЫ. (повторим хором)

Сегодня мы  поговорим о некоторых из них.  Я загадаю загадки, а вы отгадайте, о каких птицах пойдёт речь.

По мере отгадывания загадок к доске  прикрепляю изображения птиц.

1.–Прыг да скок, ну что за птица?

Всё на месте не сидится.

С виду -  нет его храбрей.

Шустро скачет ………..(воробей)

Воробей  - маленькая, шустрая, бойкая птичка. Ласково его называют воробышек, воробьишко. Про него часто говорят «серый воробей», а на самом деле он совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными чёрными полосами, хвост  и крылья чёрно-бурые, горло чёрное, а головка серая. Получается, что воробей на самом деле пёстрый. Отсюда и название птицы. Дело в том, что в древнеславянском  языке было слово «горобина», «горобец» - рябой, пёстрый.  Буква «г» в русском языке  плавно заменилась на букву «в». Получился «воробей».  Воробьи смелые и дружные птицы, могут дать отпор любому врагу, будь то кошка или ястреб.

Если же воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.  (звукозапись)

2. Коль в кормушке есть еда

Нипочём ей холода

И мороза не боится

Скачет весело………..(синица)

Синица, синичка - яркая нарядная птичка. Её  легко можно запомнить              по чёрному галстуку на жёлтой грудке. На голове у птички чёрная блестящая шапочка, щёки совершенно белые, а спинка, крылья и хвостик голубого цвета. Своё название синица получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика «Синь- синь, синь-синь». Вот послушайте как она поёт. (звукозапись)

3). На снегу сидит, блистая

Красногрудых птичек стая

Бросим крошек поскорей

Для красавцев……(снегирей)

Снегири - нарядные птицы. Их всегда узнают по яркой окраске. У самцов верх головы, крылья, хвост - черные; спина - голубовато-серая, а брюшко - красное. У самочек наряд более скромный. Имя снегиря связано с зимой и снегом, ведь именно в это время года снегирей можно чаще всего увидеть.
Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Люди заметили: прилетят стайки  снегирей, значит - скоро  первый  снег  выпадет .  При этом птицы мелодично посвистывают.     Звукозапись. 

По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.   С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. 

А как вы думаете, что такое стайка? (ответы детей). Стайка – это много птиц, которые  летают вместе.

А вы , ребятки,  вместе ходите в детский сад, в одну группу. Вы тоже  стайка ребят- воробьят, а ещё  лучше снегирят.  Хотите побыть снегирями? Тогда вставайте в кружок и повторяйте за мной.

                                  Физкультминутка: 

      Вот на ветках посмотри               показать руками

В красных майках снегири.         хлопают себя по бокам

Распустили пёрышки.                   руки слегка расставить,

Греются на солнышке                   пошевелить пальцами, повороты в стороны

Головой вертят, вертят.                вращение головой

Улететь они хотят.                        взмахи руками, согнутыми в локтях

Посидели,                                      присесть

Погалдели                                      похлопать пальчиками по коленям

     И улетели.                                      взмахи руками

Отдохнули? Садитесь на места, продолжаем.

- А чем же питаются  зимующие птицы, вы знаете?

- Зимой птицы питаются семенами сухих трав, которые торчат над снежным покровом,  кустарников и деревьев, замороженными ягодами, а точнее  зёрнышками, которые внутри.  Птицам очень холодно и голодно и они подлетают поближе к жилью человека, в надежде найти корм: крошки, отходы от пищи, зёрнышки.

(показываю кормушку) 

– А вы знаете, что это у меня? (кормушка).

 –Для чего нужна кормушка? (чтобы подкармливать птиц).

- У кого дома есть кормушки? Если нет, то ещё не поздно их сделать.

- А какой корм мы можем предложить  птицам ?  (крошки белого хлеба, семена тыквы, арбуза, подсолнечника, кабачков; зерно  овса, пшеницы; кусочки фруктов, орехи (без скорлупы) и даже несолёное сало для синичек)  ПЛАКАТ

-Мы с вами вывесили кормушки на участке, но, к сожалению, не можем  видеть, кто прилетает к ним, можем только догадываться. Как вы думаете, можно увидеть, как птицы прилетают к  кормушкам. Конечно. Для этого нужно уметь наблюдать, терпеливо ждать, вести себя тихо, осторожно. Хотите попробовать? Тогда давайте потренируемся: поиграем в игру «Узнай птицу и назови её».

Правила игры такие: вы закрываете глаза, сидите тихонько, в это время на нашу кормушку прилетает (или улетает) птица, а вы должны назвать, что это за птица.

(изображения птиц приклеены на картон, вырезаны по контуру, закреплены на деталях лего)

               Дидактическая игра «Узнай птицу и назови её»

Молодцы, ребята. Вы очень старались. Если кого-то не удалось запомнить, то со временем обязательно получится.

Ш. Заключительная часть.

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили?    

Почему  этих птиц называют «зимующие»?

Сегодня на прогулке нужно обязательно подсыпать корма в наши кормушки, чтобы птицы были сыты, а весной порадовали нас своим пением.

 
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.

Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна
Будет для крылатых.

Им не дайте в лютый час
Гибнуть от болезней,
И весна одарит вас
Праздничной их песней
.

Ещё  я приготовила  для вас раскраски. В свободное время вы сможете раскрасить картинку и взять её домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Птицы"

Даное пособие поможет уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах....

занятие по познавательному развитию в средней группе "День птиц".

Презентация для занятия в ДОУ.С помощью этой презентации ребята получили информацию о некоторых перелётных и зимующих птицах, услышали их голоса.1 слайд - Заголовок2 слайд - Весна.3 слайд - Звуки весе...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Птицы весной"

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Птицы весной"...

ООД по познавательному развитию в средней группе "Птицы зимой"

Цель ООД - расширять и обогащать знания детей о зимующих птицах Башкортостана в зимнее время, их образе жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное предст...