Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                         «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы              Тема «Зимующие птицы»

                                                                           

                                                                                           

 Воспитатель 1 категории    

Никитина Светлана Николаевна

Пос. Новогорный

Возраст: средняя группа, дети 4-5 лет.                                                                                                  

Вид НОД: комплексное.                                                                                                  

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.                                                                                                     

Цель: Расширение кругозора детей через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:                                                                                                                 

Образовательные:                                                                                                                  

Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.                                                                                                      

Расширить представления детей о зимующих птицах.                                                                                                                      

Развивающие:                                                                                                                  Закрепить понятие «зимующие птицы»                                                                                                                      

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.    

Воспитательные:                                                                                                          

Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.            

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.                                                                                  

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.                                                                                

Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно, зимующие                              

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение  произведений о птицах, рассматривание иллюстраций.                                                                                

Планируемый результат: Пополнение словарного запаса, заботливое и бережное отношение к пернатым, закрепление знаний о зимующих птицах.                                                                                              

Средства и оборудование: картинки с изображением птиц, кормушка, угощение для птиц (зернышки, ягоды, орешки, конверт с деталями птицы для каждого ребенка).

Ход НОД

Вводная часть                                                                                                                        

Дети сидят на стульчиках, воспитатель садится перед ними.                                          

Воспитатель: Ребята, давайте  посмотрим,  друг на друга и улыбнемся.  Нам хорошо быть вместе. Послушайте стихотворение.                                                                                  

Вышел на просторы погулять мороз, белые узоры в косах у берёз.                  

Снежные тропинки, голые кусты, падают снежинки тихо с высоты.                          

В белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири.                            

О каком времени года написано это стихотворение?                                                                                                                    

Дети: о зиме.                                                                                                                  

Основная часть                                                                                                                            

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?                

Дети: зима.                                                                                                                                                          

Воспитатель:                                                                                                                                  

На снегу, как на страничке пишут голуби, синички.                                                        

Пишет стая снегирей, пишет серый воробей письма Пете и Андрюшке, чтобы

сделали кормушки.                                                                                                    

Воспитатель: Кто же написал письмо?                                                                          

Дети: Птицы.                                                                                                        

Воспитатель: Чем и где они писали?                                                                                                                                        

Дети: На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.                       Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать.                                                                  

Воспитатель: О чем просят птицы?                                                                                    

Дети: Чтобы сделали кормушки.                                                                        

Воспитатель: Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю,

заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц.                                                                                                                          

Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?                                      

Дети: Нет, некоторые птицы улетают в теплые края.                                                                            

Воспитатель: Как мы их называем?                                                                                                            

Дети: Перелетные.                                                                                                    

Воспитатель: Почему эти птицы улетают на юг?                                                          

Дети: Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет.                                                                                                                        

Воспитатель: Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые

остаются и зимуют здесь. Их можно назвать одним словом-зимующие.                                                        

Почему мы их так называем?                                                                                      

Дети: Они остаются с нами на зиму.                                                                                        

Воспитатель: Легко ли птицам жить зимой?                                                                

Дети: Нет, птицам холодно.                                                                                                      

Воспитатель: Кто помогает птицам зимой?                                                                

Дети: Люди.                                                                                                                                            

Воспитатель: Как люди помогают птицам?                                                                                                               

Дети: Они делают кормушки и кормят птиц.                                                    

Воспитатель: Вспомните, какие это птицы?                                                                                                                           

Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей.                                                                                                                              

Загадывание загадок:                                                                                                                                          

Воспитатель:                                                                                                                      

Непоседа – невеличка, желтогруденькая птичка,                                                                    

Ем я сало и пшеничку, а зовут меня….                                                                                      

Дети: синичка. Показать картинку.                                                                                  

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.                                                                                                                                    

Воспитатель:                                                                                                                                    

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится.                                                                  

Эту птицу мы зовём красногрудым…                                                                                  

Дети: снегирём.                                                                                                  

Воспитатель: Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь?                                

Дети: от слова «снег»- он ныряет в снег и купается.                                                                                                                        

Воспитатель: Опишите его.                                                                                      

Дети: у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, грудка – красная.  

Воспитатель: Чем питается снегирь?                                                                        

Дети: ягодами рябины, зернами и семенами.                                                            

Воспитатель: Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.                                                                  

Прячется в зелёных кронах, а зовут её …                                                                          

Дети: ворона.                                                                                                              

Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны?                                                                            

Дети: крупная, большая.                                                                                                

Воспитатель: Какие у неё крылья?                                                                                                                          

Дети: большие.                                                                                                                

Воспитатель: А лапки?                                                                                                        

Дети: сильные, цепкие.                                                                                              

Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения?                                          

Дети: у вороны серый бок, чёрная головка, чёрный хвост и крылья.                                                                                                          

Воспитатель: Как вороны передвигаются?                                                                    

Дети: летают, прыгают, ходят.                                                                            

Воспитатель: Как они кричат?                                                                                      

Дети: карр…                                                                                                                          

Воспитатель: Чем питаются вороны?                                                                          

Дети: насекомыми, семенами.                                                                                                        

Воспитатель: Меня сизокрылым все с детства зовут.                                                                            

Как символа мира и любят, и чтут.                                                                                

Дети: голубь.                                                                                                                      

Воспитатель: Опишите его.                                                                                                  

Дети: Оперение голубя серое.                                                                                  

Воспитатель: Чем он питается?                                                                                                                              

Дети: Хлебными крошками, семенами.                                                                          

Воспитатель: Угадайте, что за птица скачет по дорожке.                                                                      

Словно кошки не боится - собирает крошки.                                                                          

По дворам кочует, зёрнышки ворует.                                                                          

Дети: воробей.                                                                                                  

Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Физкультминутка "Мы кормушку смастерили "                                            

(проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой "Новая столовая")                                                                      

Воспитатель: А теперь поиграем, выбирайте себе картинку с изображением птицы. Представьте,  что вы птица. Я буду читать стихотворение, та «птица», которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку».                                                                            

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.                                                

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.                                                                    

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.                                                    

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.                                                                        

Три вороны были в среду, мы же ждали их к обеду.                                                              

А в четверг со всех краёв, стаи жадных воробьёв.                                                          

В пятницу в столовой нашей голубь лакомится кашей.                                                                  

А в субботу на пирог налетело семь сорок.

Игра «Готовим угощение для птиц».                                                                                  

Кормушка и стол с угощениями. Из всего предложенного надо выбрать только то,чем питаются птицы и объяснить свой выбор.                                                          

Немного отдохнули, а теперь пройдите и сядьте за столы.  

Пальчиковая игра «Пой-ка, подпевайка-ка: десять птичек – стайка».                               

Эта птичка – грач,  эта птичка – аист,                                                                                    

эта птичка – кукушка, лесная болтушка.                                                                                  

Эта птичка – ласточка, эта птичка – жаворонок,                                                                              

эта птичка скворушка, серенькое перышко.                                                                            

Это – утка, это – гусь, журавля я не боюсь.                                                                            

Ну, а это – коршун злой. Быстро птички все домой птички!

Настольная игра «Собери птицу»  

Воспитатель: Посмотрите, перед каждым из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте детали птичек, которые вы будете собирать на шаблон. Кто сделает, тот несёт свою птичку на кормушку.  

Заключительная часть:                                                                                                                                                                                                                                                                 

Воспитатель: Давайте ещё раз назовём птиц, которые зимой будут прилетать на нашу кормушку.                                                                                                                          

Дети: голубь, ворона, снегирь, синичка, воробей.

Воспитатель: Если вы пришли в лес на прогулку, старайтесь не шуметь, не

кричать, не заглядывайте в гнёзда. Не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц, и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. Нужно помогать и оберегать птиц. Ведь если их не будет, то вредные гусеницы, жуки нападут на деревья, съедят кору, листочки, обглодают ветви, почки….            

Мы должны помнить: Что птиц не надо ловить, надо птиц всегда любить.                                              

Птичьих гнезд не разорять, зимою птицам помогать, жалеть, оберегать.

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
  2. Комплексные занятия по программе «Детство». Средняя группа / авт.-сост. З.А.Ефанова, А.В.Елоева, О.В.Богданова. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель,2017. – 274 с.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы Скоро Зима

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.Задачи:Закрепить знания о характерных признаках осени; знакомить с названиями животных, местом их обитания, подготов...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Зимующие птицы»

Конспект открытого занятия по развитию речив средней группе: «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. «Зимующие птицы»

Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. МагнитогорскаПривлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения пред...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. «Зимующие птицы»

Тема: «Зимующие птицы»Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Задачи:Образовательные: Закреплять и расширять знания о птицах зимой; Развивающие:- Обога...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...