Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Карелина Любовь Николаевна

 Цель: повышать теоретический уровень, профессиональное мастерство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                          «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель 1кк

Карелина Л.Н.

Воронеж, 2019г.

 Цель: повышать теоретический уровень, профессиональное мастерство

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- создать условия для развития познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников;

- ввести в практику работы экспериментальную деятельность;

- развивать познавательную активность;

- обогащать активный словарь детей в процессе опытов и

экспериментов.

Актуальность. Экспериментальная деятельность является, наряду с

игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Для детей

3-8 лет одной из них является познавательно- исследовательская (

исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Ребенок дошкольного возраста-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Как писал Л. С.Выготский « Чем больше он

знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он

располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

.Благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности у

детей развивается детская любознательность, пытливость ума и на их основе

формируются устойчивые познавательные интересы. Ребенок задает вопросы

взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и

поступкам людей склонен наблюдать и экспериментировать.

 Была изучена литература: Тугушева Г.П, Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2007г.), Марудова Е.В. «Ознакомление  дошкольников с окружающим миром» 2010 г.), Методические рекомендации под редакцией Прохоровой Л. Н. (2005г.), интернет- ресурсы.  

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми  подготовительной  группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.

С помощью родителей в начале учебного года в группе был   пополнен уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три полки,  на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком – речным и карьерным, глиной разного цвета, шишками от разных деревьев (ели, сосны, лиственницы, кипариса), плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные и металлические палочки, магниты, водяные мельницы – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали,  рассматривали и изучали.  

В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме. 

В своей работе я выбирала такие формы воспитательного процесса,

которые не наносили ущерба здоровью детей; доброжелательно и терпеливо

подводила детей к изучению данной темы; формировала социальные навыки:

общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства; формировала

практическую деятельность «Мы-исследователи!»; создавала атмосферу

заинтересованности каждого ребенка, поощряла стремление ребенка

предлагать свой способ работы.  

  С детьми проводила  занятия , беседы, игры, опыты, эксперименты.

Кроме того велась работа с родителями:

Консультации: «Как проводить опыты и эксперименты с детьми в

домашних условиях?», «Рисование на песке»,…

Памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской

активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».

Наглядная информация: «Летние игры с водой».

  В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к  исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей  подготовительной  группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"

В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект  для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...