Конспект познавательного занятия «Воздух вокруг нас» Опытно-экспериментальная деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Коршунова Ольга Александровна

Занятие построено на основе опытно-экспериментальной деятельности, в ходе которой дети знакомятся со свойствами воздуха и его значкнием для всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyty.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 29 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект познавательного занятия

«Воздух вокруг нас»

Опытно-экспериментальная деятельность.

                                                              Составила и провела:

Воспитатель Коршунова О.А.

Санкт-Петербург 2018 год

Цель: Познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный, лёгкий) и с его значением для всего живого.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать интерес к исследовательской деятельности, умение пользоваться различными материалами.
  • Расширять и уточнять у детей представление об окружающем мире: воздух.
  • Продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей за счёт описательных прилагательных, глаголов действия.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение сосредоточенно и целенаправленно заниматься.
  • Развивать мотивацию на достижение результата, активность и самостоятельность, уверенность в своих силах.
  • Развивать у детей познавательную активность  в процессе экспериментирования.
  • Развивать слуховое восприятие, дыхательные мышцы.

Воспитательные

  • Воспитывать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Воспитывать умение работать сообща, уступать друг другу.

Материалы: воздушные шары, сюрпризная коробочка, рисунки-подсказки, емкости с водой, стаканы, трубочки, карточки с заданиями по уровню развития, полотенце, кораблики, лодочки, клеенка большая и маленькая, веер, 2 надутых шарика, магнитофон, насос.

Ход занятия

В: Сегодня к нам прилетели два воздушных шарика. А зовут их Ах и Ох. Один веселый, упругий, большой, а другой маленький, худой и грустный. Ребята, как вы думаете, почему второй шарик маленький?

Д: В нем нет воздуха, он сдулся. 

В: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? 

Д: Посильнее надуть.

В: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того как мы его надуем?

Д: Воздух. 

В: Откуда же берется воздух?

Д: Мы его выдыхаем. 

В. Давайте, вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту– наберите воздух в рот и выдохните  (Дети выполняют) Аналогичное задание выполняют с бумажной салфеткой.

В: Что вы почувствовали? Что случилось с салфеткой?

Д: Движение воздуха. Салфетка улетает. 

В: Ребята, шары воздушные не просто прилетели к нам в гости, они приглашают нас в путешествие. Вы хотите путешествовать?

Д: Да, хотим.

В: Ну что готовы? Приготовились, покружились и мы оказались в начале пути.

В: А теперь посмотрите, ребята, у меня для вас есть сюрприз. ( Открываю коробку с шариками)

– Здесь ребята, лежат шарики. Что же с ними делать?

Д: отвечают.

Опыт №1.

В: Можно надуть шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. А чтобы воздух сохранился, шарик зажмите пальцами. Чтобы быстро надуть шарики нам может помочь один предмет (показываю детям насос). Это насос, он поможет нам накачать воздух в шарики. Давайте попробуем?

(Дети выполняют).

В: Давайте посмотрим, как воздух помогает шарикам двигаться. (Дети  подбрасывают шарики и ловят) Как же им помогает воздух?

Д: Шарики лёгкие и могут летать в воздухе. (Другие ответы детей).

– Это задание, мы с вами выполнили. Следуем дальше. Шарики держите крепко, чтобы они не улетели.  

Опыт №2.

В: Перед вами тазики с водой, опустим один не завязанный ниткой шарик   отверстием вниз, медленно разжимая пальцы.  Что появилось в воде?

Д: Пузырьки. 

В: Откуда же они берутся?

Д: Из шарика выходит воздух и в воде появляются пузырьки. 

 В: Молоды, вы справились с заданием.

Опыт №3.

В: Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. (Показ) Что вы почувствовали?

Д: Струю воздуха.

В: А теперь вдохните струю воздуха в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Д: Выходят пузырьки – это воздух. 

В: Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.

– Что выходит из трубочки, и из шарика? (Повторение)

В: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Дрёма».

(Координация речи с движением.)

Ходит Дрёма по домам.    Ходят по кругу, взявшись за руки, на полной стопе.

Тихо ходит тут и там.           Ходят по кругу, взявшись за руки, на носках.

Все ребята без опаски          Останавливаются, разводят руки в стороны.

Закрывают сразу глазки.     Садятся лицом в круг и закрывают руками глаза.

Сон какой она подарит       Вариант1: Дрёма кладёт в центр круга игрушку.

И ребятам что оставит?      Вариант2: Игрушка кладётся возле каждого реб.

Ты скорей глаза открой,     Дети открывают глаза и рассматривают

Что скажи перед тобой?      Подарки Дрёмы.

Дети называют игрушки.

Опыт №4.

В: Возьмите веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Д: Ветерок. (Повторение)

В: Как он возникает?

Д: Это движется воздух.

В: Значит, что находится вокруг нас?

Д: Воздух.  В. Для чего он нужен человеку?

Д: Чтобы дышать. 

В: А для кого он еще нужен?

Д: Животным, растениям.

В: Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Д: Нет, не видим.

В: Как вы думаете – воздух какой?

Д: Невидимый, бесцветный. (Повторение индивидуальное, хоровое)

В: И с этим заданием справились. Посмотрите уменя в коробочке какие то картинки. Сейчас узнаем, какое же задание нас ждет. (Показываю детям карточки с картинками).

– Посмотрите, внимательно на карточку, зачеркните тот лишний рисунок, которому не нужен воздух. (Дети выполняют, проверяем индивидуально, дети объясняют свой выбор).

 (Дети садятся за столы. Включаю музыку)

В: Ребята что вы слышите?

Д:  Шум моря.

В: Ветер по морю гуляет, волны поднимает. А теперь сядьте красиво, спинки выпрямили. Представьте, что вы настоящие капитаны и перед вами ваши корабли.– Какое же задание нас ждет? (Раздаю детям бумажные самодельные лодочки и кораблики) Подготавливаю таз с водой.

(Можно проводить опыт в ванной комнате).

Опыт №5.

В: Опустите кораблики на воду. Смотрите, они плывут или стоят на месте?

Д: Стоят на месте.

В: Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли?

Д: Подуть на них.

В: Давайте, подуем. – Что же двигает наши кораблики?

Д: Воздух. (Повторение)

В: А откуда берется воздух?

Д: Мы его выдыхаем.

В: Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?

Д: Посильнее подуть.

В: А теперь глубоко вдохните, наберите воздух и быстро выдохните.

– Поплыли кораблики быстрее? Получилось?! А когда корабли плывут по морю им помогает ветер. У меня тоже есть предмет, который может делать ветер.(Показываю насос. Дети запускают кораблики с помощью насоса)

– Наше путешествие заканчивается. Сейчас мы  с вами поиграем  в интересную игру «Раздувайся пузырь».

Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем воздух.

Хороводная игра «Раздувайся пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

В: Вот и закончилось наше путешествие. Скажем спасибо воздушным шарикам?

Д: Да.

В: Скажите пожалуйста, что нас окружает кроме мебели, игрушек, книжек?

(Ответы детей)

– А кто не может жить без воздуха?

(Ответы детей)

– А воздух имеет цвет?

Д: Нет не имеет. Он бесцветный. (Повторение)

В: Мы его видим?

Д: Нет, не видим.

В: Какой он?

Д: Невидимый, прозрачный.

– Молодцы! Вы всё верно поняли. Вы сегодня были настоящими учёными, узнали много интересного, научились проводить опыты, правильно отвечали на сложные вопросы (В конце занятия детям раздаю мыльные пузыри, и дети играют)

Памятка: Занятие можно проводить в несколько этапов, в зависимости от настроения и степени усталости детей. При желании дети в последствие сами могут проводить опыты с воздухом в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...

Конспект познавательного занятия "Воздух вокруг нас"

Формирование у детей представлений о свойствах воздуха экспериментальным методом....

Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Конспект  занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группеЦель: развитие любознательности и познавательной мотивации...

Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"

Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...

Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе

Тема: «Удивительная соль» образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и применение, через исследовательскую...

Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"

Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментированияЗадачи:1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавател...