Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьмина Наталья Михайловна

Тема: «Удивительная соль»

 образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и применение, через исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Развивающие

- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

Обучающие

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 Воспитывающие

- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol_konspekt.docx41.67 КБ
PDF icon udivitelnach_sol.pdf2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Конспект  открытого занятия

«Удивительная соль»

 по опытно-экспериментальной деятельности

в комбинированной группе

Подготовила: Кузьмина Н.М.

п. Горноправдинск

2023

Тема: «Удивительная соль»

 образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и применение, через исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Развивающие

- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;

Обучающие 

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 Воспитывающие

- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая.

Оборудование: тарелочки с солью, по количеству детей,  увеличительные стекла,   одноразовые стаканы и ложки, видеоролик, посылка, мешочки с разными веществами,

Предварительная работа: беседа, рассматривание познавательных книг, чтение художественной литературы, проведение опыта «Выращивание кристаллов соли»,

« Рисование на соли» дидактические игры «Определи на ощупь»«Узнай на вкус».

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Ребята, сегодня утром принесли посылку. В ней какой-то мешочек, что бы это могло быть, как вы думаете? Потрогайте, какой на ощупь мешочек?  

А вот вещество, которое мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище — каждому нужна.

Что это? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость. 

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Ребята, а кто из вас знает, где и как добывается соль? Для чего нужна соль?

Дети: Чтобы готовить!

Воспитатель: Где люди используют соль?

Дети: в супе, в салате, в выпечке.

Ответы детей.

Ответы детей (йодированная, диетическая, экстра, морская)

Основная часть

- Я предлагаю пройти и присесть на стульчики. Теперь я вам расскажу немного о соли! Соль- это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль- это пищевой продукт. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары. Отсюда народная примета: соль рассыпал к ссоре не удаче.(Слайд1)

Воспитатель:

- Наша планета очень богата солёными месторождениями.  Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд 2)

- Люди научились добывать соль  различными способами.  Шахтный способ. (Слайд 3)

- Обычный способ (Слайд 4)

- Выпаривание морской воды до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд 5)

 - Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. (Слайд 6)

 А сейчас приглашаю в нашу  лабораторию .

Прежде чем начать наши исследования, давайте

 вспомним правила проведения опытов. 

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха».

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт № 2: «Соль растворяется в воде»

Добавьте в стакан ложку соли и размешайте. Что произошло? Куда делась соль?

Воспитатель: соль растворяется в воде.

Да, ребята, соль растворилась в воде.

Вывод: Соль растворяется в воде.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята скажите, чем отличается  вода в море, озере, реке? (в море вода соленая, а в реке и озере пресная без соли)

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо, и опустим его в стакан с водой,  вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? Все дело в плотности воды. Чем плотность выше ( в данном случае за счет соли, тем сложнее утонуть. В соленой воде предметы не тонут.

Опыт№4. «Лавовая лампа»

У нас на столе стоит еще один стакан с чистой водой, наливаем масло. Что мы видим?

Масло осталось на поверхности. Как вы думаете, почему масло осталось  на поверхности. Теперь возьмем и посыпаем солью. Капли масла опускаются на дно, потому что соль тяжелее.

Вывод:  Частицы соли захватывают масла на дно, но когда соль растворяется, частицы масла возвращаются  на поверхность воды.

Физминутка

Соли в речку брошу я,
Море выйдет у меня.
Чайки в небе закричат, 
Черепахи зашуршат. 

И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. 
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. 

Соли в речку брошу я,
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
         

Творческая работа

Опыт № 5: «Раскрашивание  на соли»

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё

- На соли можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти к столам. Для того чтобы с помощью волшебной соли раскрасить разноцветные снежинки любимым цветом.

Пальчиковая гимнастика

Осьминожки, осьминожки тренируют руки ножки, Могут плавать вверх и вниз

Сальто сделать на бис.

Вправо поплывут и влево тренируются умело.

- Присаживайтесь поудобнее.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью.

 Что с ней произошло?  что происходит с краской, когда на неё попадает соль?

Ответы детей? (краска светлеет) 

Ребята, какие чудесные снежинки у вас получились, такие разные, такие яркие

Скажите, при помощи чего у вас получились такие красивые - снежинки?

Дети: При помощи соли.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль окрашивается)

Ответы детей

Ответы детей -  

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Дети садятся за столы

Ответы детей.

Ответы детей - соль похожа на порошок

Ответы детей - соль состоит из белых кристаллов

Ответы детей - соль рассыпа

Ответы детей - чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть

шагают на месте

показывают «круг»

«летают»

имитируют что «ползут»

«плавают»

«руки вверх»

идут шеренгой

показывают «круг»

Заключительная часть

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?

Какие виды соль вы знаете?

Давайте вспомним и скажем.  Откуда берется соль?  Как вы думаете ребята - соль полезна или вредна?  Что нового вы узнали о соли?

Что вам больше всего понравилось в наших опытах?

 Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

 Ой, ребята, а в посылке,  что-то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Ну, что мои юные друзья, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Спасибо большое за работу в лаборатории, вы были хорошими учеными!

Ответы детей  - Соль - это  пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека

Ответы детей  - соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы

Ответы детей  -  соль полезна

Ответы детей  -  соль  необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка

Ответы детей - рисование на соли, закрашивание соли

Ответы детей 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.

Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КО ДНЮ НАУКИ (опытно-экспериментальная деятельность с солью)

 8 февраля — День Российской науки, и в нашем детском саду, в группе «Капелька» было организовано мероприятие, где каждый из дошкольников мог почувствовать себя настоящим...

Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Конспект  занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группеЦель: развитие любознательности и познавательной мотивации...

Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности Тема занятия: « Удивительная соль»

Назначение мастер-класса - изготовление декоративных бутылок , фужеров с применением цветной соли для украшения интерьера, использования в качестве подарков.Цель: формировать  представл...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...