Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Валентина Рязанова

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель высшей категории МБДОУ  № 18»Светлячок» г. Большой Камень

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воздуха экспериментальным методом.

Задачи приоритетной образовательной области: сформировать познавательную активность в процессе экспериментирования, навыков постановки элементарных опытов.

Задачи ОО в интеграции: 1.Социально–коммуникативная.

Задачи: Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности.

2. область – Речевое развитие.

Задачи: Продолжать развивать связную речь, как средство общения, поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.   

3.область – Физическое развитие.

Задачи: учить выполнять определенные движения, развивать  мелкую и общую моторику.

4.область – Художественно-эстетическое развитие.

Задачи: учить технике рисования воздухом, кляксография.

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение опытным путем познавать свойства воздуха, используя различные предметы для экспериментов, использовать знаки – символы, умение договариваться, формирование адекватной самооценки.

Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными способами познавательно-исследовательской деятельности, способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Предполагаемые результаты: Дети познакомятся со свойствами воздуха.

Предварительная работа: Разучивание п. игры «Четыре стихии». Изготовление вееров вместе с детьми, чтение экологических сказок о воздухе. Рассматривание иллюстраций «Как сохранить воздух чистым».

Чтение стихотворений, загадок о воздухе.

Словарная работа: активизировать словарный запас, пополнить словарный запас; воздух прозрачный, невидимый, свойства воздуха, кляксография.

Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно- ориентированные технологии.

Оборудование для педагога: флэшка с фрагментом мультфильма, гелиевые шары с коробочкой, символы свойств воздуха, прозрачная емкость для воды,

салфетка цветная, веер, полиэтиленовый пакет, шары разной формы.

Оборудование для детей: полиэтиленовые пакеты, дудочки, веера, губки, емкости с водой, трубочки для коктейля, гуашь, кисточки, белые кленовые листочки. Кружочки желтые, зеленые, воздушные шары.

Ход занятия

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети становятся в круг: « Доброе утро и всем улыбнись

                                                Слева и справа друзьям поклонись

                                                   Будем дружить, помогать всем всегда

                                                     Вы согласны? Ответьте мне…….

                                                      Дети: « Да!»

Дети  протягивают руки в центр круга, делают «лучики»:

Говорят: «Солнышко, солнышко

                    Мы твои лучи, быть людьми хорошими

                     Ты нас научи!!!

Обращаю внимание детей на мультфильм, предлагаю присесть на ковер.

Дети смотрят фрагмент мультфильма, где герои Вася и Петя спорят о свойствах воздуха.

Неожиданно влетают гелиевые шары с коробочкой, в коробке записка, предлагаю детям прочитать. «Вася и Петя просят помочь в их споре, рассказать им о свойствах воздуха»,

Предлагаю детям помочь Васе и Пете

В.- Вы готовы помочь Васе и Пете? (да)

В. – Для того чтобы помочь нам нужно превратиться в ученых

В. – Кто знает кто такие ученые? (ответы детей)

В. – Вокруг себя повернись и в ученых превратись!

В. – И так уважаемые ученые, одеваем шапочки и проходим в нашу лабораторию.

В. – предлагаю загадку: «Мы его не замечаем и о нем не говорим

просто мы его вдыхаем, он нам так необходим». (ответы детей) 

В.- Ребята, как вы думаете, здесь в зале есть воздух? (ответы детей)

В.- Мы его видим? Значит какое первое свойство воздуха?

Д.- Воздух невидим

В. – Давайте положим в коробочку  Васе и Пете первый символ свойства воздуха – воздух невидим  (кладу в коробочку с шариками первый символ)

В. – Ребята., давайте убедимся ,что воздух в зале есть. Возьмите полиэтиленовые пакеты, взмахните ими и закрутите. Были пакеты бесформенными, стали какими? (упругими)  Почему? (ответы детей)

В. – Правильно, в пакете воздух! Что  можно накачать воздухом?

Д.- колеса у машины, лодку резиновую, спасательный круг …….

В. – Давайте попробуем воздух на вкус. Глотните воздух, есть у воздуха вкус?

Д. – вкуса нет, это второе свойство воздуха.

В. – Еще один символ свойства воздуха положим в коробочку Васе и Пете.

В. – Уважаемые ученые, как можно почувствовать воздух? Кто догадался?

Д. – можно помахать на себя веером.( дети берут веера машут на себя несколько раз)

В. – Какой можно сделать вывод?

Д. – движение воздуха – это ветер

В. – Положим в коробочку для Васи и Пети еще один символ свойства воздуха, какой?

Д. – движение воздуха – ветер

В. – Какой бывает ветер? ( холодный, теплый, слабый, штормовой..)

В. –Давайте уважаемые ученые подумаем, можно ли услышать воздух?

Д. – давайте подуем в дудочки ( дети берут дудочки , играют с дудочками)

В. – Мы слышим воздух? Почему? ( ответы и рассуждения детей)

В. – Какой следующий символ положим в коробочку для Васи и Пети? Кто скажет?

В. – обращаю внимание детей на шары разной формы и резиновую перчатку наполненные  воздухом

В. – Чем наполнены эти предметы? ( воздухом)  Как вы думаете , воздух имеет форму?

Д. – ответы детей, дети доказывают ,что воздух не имеет формы

В. – Это следующее свойство воздуха – воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который его поместили.

В. – Коробочка для Васи и Пети наполняется, символ этого свойства воздуха мы положим в коробочку.

В. –Уважаемые ученые проходим в следующий зал нашей лаборатории.

( на столе стоят емкости с водой и губки)

В. – возьмите губки и рассмотрите их, что вы увидели?

Д.- на губке дырочки, наполненные воздухом

В.- Губка по весу какая? (легкая)

В. – Опустите губку в воду и прижмите ко дну емкости, что увидели?

Д.- пузыри, воздух выходит из губки

В. – Выньте губку из воды, какая она стала? (тяжелая)  Почему?

Д. – воздух вышел из губки , дырочки наполнились водой, губка стала тяжелой .

В. – Какое свойство воздуха мы узнали? ( воздух легче воды)

В. – это свойство воздуха мы тоже положим в коробочку.

В. – Ребята, воздухом можно рисовать - называется этот способ рисования-

Кляксография. Хотите попробовать? ( дети садятся за столы,)

В. – показываю белый кленовый листочек и предлагаю превратить его в красивый осенний кленовый лист. Дети вместе с воспитателем наносят кистью кляксы и с помощью коктейльной трубочки раздувают краску.

В. – Ребята посмотрите какая красота получилась, давайте порадуем наших гостей и подарим им кленовые листочки, пусть они тоже порадуются.

В. – Уважаемые учение вы сегодня много работали, молодцы!

Теперь я хочу показать вам фоку , смотрите внимательно.

(воспитатель в пустой стакан помещает салфетку, дети видят что  она сухая,

Переворачивает стакан и опускает его в емкость с водой, потом достает стакан, обращает внимание на то, что салфетка сухая. Повторяет еще раз.

В. – Почему салфетка сухая, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель повторяет опыт, при этом наклоняет стакан и выпускает воздух, салфетка намокает)

В – Почему салфетка намокла?

Д. – Воздух вышел и салфетка намокла.

В. – Молодцы, вы настоящие ученые!  А сейчас возьмите кружочки, один красный, другой зеленый.( дети берут кружочки на столе)

В. – Так что же  мы сегодня узнали о воздухе? Я буду говорить утверждения, а вы если согласны, поднимаете  зеленый круг, если не согласны, красный.

В. – Воздух вокруг нас

        Движение воздуха – ветер

        Воздух имеет вкус

        Воздух не имеет формы

          Воздух имеет цвет

         Воздух нужен всем

          Воздух легче воды

В. – Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение.

Коробочка для Васи и Пети с символами о свойствах воздуха готова, я думаю, мальчики узнают о свойствах воздуха и не будут спорить. Сей час я открою окно и выпущу шары и  пусть они летят к мальчикам. ( воспитатель открывает окно и выпускает шары. Обращает внимание на коробочку, которую оставили Вася и Петя для детей, открывает и раздает воздушные шары детям.

В. – Уважаемые  ученые, что нового вы сегодня узнали? Какой опыт

Показался интересным больше всего? (рассуждения детей)

В.- А сейчас вокруг себя повернись и в детишек превратись!

Спасибо!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель высшей категории МБДОУ  № 18»Светлячок» г. Большой Камень

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воздуха экспериментальным методом.

Задачи приоритетной образовательной области: сформировать познавательную активность в процессе экспериментирования, навыков постановки элементарных опытов.

Задачи ОО в интеграции: 1.Социально–коммуникативная.

Задачи: Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности.

2. область – Речевое развитие.

Задачи: Продолжать развивать связную речь, как средство общения, поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.    

3.область – Физическое развитие.

Задачи: учить выполнять определенные движения, развивать  мелкую и общую моторику.

4.область – Художественно-эстетическое развитие.

Задачи: учить технике рисования воздухом, кляксография.

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение опытным путем познавать свойства воздуха, используя различные предметы для экспериментов, использовать знаки – символы, умение договариваться, формирование адекватной самооценки.

Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными способами познавательно-исследовательской деятельности, способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Предполагаемые результаты: Дети познакомятся со свойствами воздуха.

Предварительная работа: Разучивание п. игры «Четыре стихии». Изготовление вееров вместе с детьми, чтение экологических сказок о воздухе. Рассматривание иллюстраций «Как сохранить воздух чистым».

Чтение стихотворений, загадок о воздухе.

Словарная работа: активизировать словарный запас, пополнить словарный запас; воздух прозрачный, невидимый, свойства воздуха, кляксография.

Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно- ориентированные технологии.

Оборудование для педагога: флэшка с фрагментом мультфильма, гелиевые шары с коробочкой, символы свойств воздуха, прозрачная емкость для воды,

салфетка цветная, веер, полиэтиленовый пакет, шары разной формы.

Оборудование для детей: полиэтиленовые пакеты, дудочки, веера, губки, емкости с водой, трубочки для коктейля, гуашь, кисточки, белые кленовые листочки. Кружочки желтые, зеленые, воздушные шары.

Ход занятия

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети становятся в круг: « Доброе утро и всем улыбнись

                                                Слева и справа друзьям поклонись

                                                   Будем дружить, помогать всем всегда

                                                     Вы согласны? Ответьте мне…….

                                                      Дети: « Да!»

Дети  протягивают руки в центр круга, делают «лучики»:

Говорят: «Солнышко, солнышко

                    Мы твои лучи, быть людьми хорошими

                     Ты нас научи!!!

Обращаю внимание детей на мультфильм, предлагаю присесть на ковер.

Дети смотрят фрагмент мультфильма, где герои Вася и Петя спорят о свойствах воздуха.

Неожиданно влетают гелиевые шары с коробочкой, в коробке записка, предлагаю детям прочитать. «Вася и Петя просят помочь в их споре, рассказать им о свойствах воздуха»,

Предлагаю детям помочь Васе и Пете

В.- Вы готовы помочь Васе и Пете? (да)

В. – Для того чтобы помочь нам нужно превратиться в ученых

В. – Кто знает кто такие ученые? (ответы детей)

В. – Вокруг себя повернись и в ученых превратись!

В. – И так уважаемые ученые, одеваем шапочки и проходим в нашу лабораторию.

В. – предлагаю загадку: «Мы его не замечаем и о нем не говорим

просто мы его вдыхаем, он нам так необходим». (ответы детей)  

В.- Ребята, как вы думаете, здесь в зале есть воздух? (ответы детей)

В.- Мы его видим? Значит какое первое свойство воздуха?

Д.- Воздух невидим

В. – Давайте положим в коробочку  Васе и Пете первый символ свойства воздуха – воздух невидим  (кладу в коробочку с шариками первый символ)

В. – Ребята., давайте убедимся ,что воздух в зале есть. Возьмите полиэтиленовые пакеты, взмахните ими и закрутите. Были пакеты бесформенными, стали какими? (упругими)  Почему? (ответы детей)

В. – Правильно, в пакете воздух! Что  можно накачать воздухом?

Д.- колеса у машины, лодку резиновую, спасательный круг …….

В. – Давайте попробуем воздух на вкус. Глотните воздух, есть у воздуха вкус?

Д. – вкуса нет, это второе свойство воздуха.

В. – Еще один символ свойства воздуха положим в коробочку Васе и Пете.

В. – Уважаемые ученые, как можно почувствовать воздух? Кто догадался?

Д. – можно помахать на себя веером.( дети берут веера машут на себя несколько раз)

В. – Какой можно сделать вывод?

Д. – движение воздуха – это ветер

В. – Положим в коробочку для Васи и Пети еще один символ свойства воздуха, какой?

Д. – движение воздуха – ветер

В. – Какой бывает ветер? ( холодный, теплый, слабый, штормовой..)

В. –Давайте уважаемые ученые подумаем, можно ли услышать воздух?

Д. – давайте подуем в дудочки ( дети берут дудочки , играют с дудочками)

В. – Мы слышим воздух? Почему? ( ответы и рассуждения детей)

В. – Какой следующий символ положим в коробочку для Васи и Пети? Кто скажет?

В. – обращаю внимание детей на шары разной формы и резиновую перчатку наполненные  воздухом

В. – Чем наполнены эти предметы? ( воздухом)  Как вы думаете , воздух имеет форму?

Д. – ответы детей, дети доказывают ,что воздух не имеет формы

В. – Это следующее свойство воздуха – воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который его поместили.

В. – Коробочка для Васи и Пети наполняется, символ этого свойства воздуха мы положим в коробочку.

В. –Уважаемые ученые проходим в следующий зал нашей лаборатории.

( на столе стоят емкости с водой и губки)

В. – возьмите губки и рассмотрите их, что вы увидели?

Д.- на губке дырочки, наполненные воздухом

В.- Губка по весу какая? (легкая)

В. – Опустите губку в воду и прижмите ко дну емкости, что увидели?

Д.- пузыри, воздух выходит из губки

В. – Выньте губку из воды, какая она стала? (тяжелая)  Почему?

Д. – воздух вышел из губки , дырочки наполнились водой, губка стала тяжелой .

В. – Какое свойство воздуха мы узнали? ( воздух легче воды)

В. – это свойство воздуха мы тоже положим в коробочку.

В. – Ребята, воздухом можно рисовать - называется этот способ рисования-

Кляксография. Хотите попробовать? ( дети садятся за столы,)

В. – показываю белый кленовый листочек и предлагаю превратить его в красивый осенний кленовый лист. Дети вместе с воспитателем наносят кистью кляксы и с помощью коктейльной трубочки раздувают краску.

В. – Ребята посмотрите какая красота получилась, давайте порадуем наших гостей и подарим им кленовые листочки, пусть они тоже порадуются.

В. – Уважаемые учение вы сегодня много работали, молодцы!

Теперь я хочу показать вам фоку , смотрите внимательно.

(воспитатель в пустой стакан помещает салфетку, дети видят что  она сухая,

Переворачивает стакан и опускает его в емкость с водой, потом достает стакан, обращает внимание на то, что салфетка сухая. Повторяет еще раз.

В. – Почему салфетка сухая, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель повторяет опыт, при этом наклоняет стакан и выпускает воздух, салфетка намокает)

В – Почему салфетка намокла?

Д. – Воздух вышел и салфетка намокла.

В. – Молодцы, вы настоящие ученые!  А сейчас возьмите кружочки, один красный, другой зеленый.( дети берут кружочки на столе)

В. – Так что же  мы сегодня узнали о воздухе? Я буду говорить утверждения, а вы если согласны, поднимаете  зеленый круг, если не согласны, красный.

В. – Воздух вокруг нас

        Движение воздуха – ветер

        Воздух имеет вкус

        Воздух не имеет формы

          Воздух имеет цвет

         Воздух нужен всем

          Воздух легче воды

В. – Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение.

Коробочка для Васи и Пети с символами о свойствах воздуха готова, я думаю, мальчики узнают о свойствах воздуха и не будут спорить. Сей час я открою окно и выпущу шары и  пусть они летят к мальчикам. ( воспитатель открывает окно и выпускает шары. Обращает внимание на коробочку, которую оставили Вася и Петя для детей, открывает и раздает воздушные шары детям.

В. – Уважаемые  ученые, что нового вы сегодня узнали? Какой опыт

Показался интересным больше всего? (рассуждения детей)

В.- А сейчас вокруг себя повернись и в детишек превратись!

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности

Интнгрированное занятия педагога-психолога и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности.Цель данного заняти-развитие познавательной и эмоциональной сферы детей с...

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель:      Развивать творческий потенциал детей через включение в различные видымузыкальной деятельности.Задачи:Коррекционно- воспитательные:1. Создать условия для улучшения общего...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (познание, коммуникация, сенсорика) совместно с педагогом-психологом

Формирования умения правильного построения простого предложения при ответах на вопросы. Развитие речевой активности.         Закрепление знаний детей об основны...

конспект открытого интегрированного мероприятия в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».Задачи: Коррекционно-образовательные:Совершенствовать лексико-грамматический строй речи за счет употребления сущ...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе. «Опасности вокруг нас» с элементами здоровьесбережения и здоровьеобогощения.

Цель: Закрепить знание детей правил пожарной безопасности. Закрепить знание детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.Задачи: Дать представление о том, во что нельзя играть, ...