Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Танага Ирина Анатольевна

 

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст

Виды детской деятельности:  социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое  развитие, двигательная

Цель: обобщить знания о диких и домашних птицах

Задачи: 

  • Закрепить и расширить знания о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные.
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации,  действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Наши пернатые друзья»                

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст

Виды детской деятельности:  социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое  развитие, двигательная

Цель: обобщить знания о диких и домашних птицах

Задачи:  

  • Закрепить и расширить знания о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные.
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации,  действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших.

Оборудование : 

игрушка  Кузя ,иллюстрации птиц, таблицы «Кто, чем питается», карточки-схемы «Птицы», картинки пищевые цепочки  луга, игра «Что сначала, что потом»,  знаки «Защитим природу!»  проектор для демонстрации  

 

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней

мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель проговаривает слова и взмахивает указкой, которая указывает на экран.

Чтоб природе другом стать,

 Тайны все её узнать,

 Все загадки разгадать,

 Научитесь наблюдать,

 Будем вместе развивать  внимательность,

 А поможет в этом  любознательность.

Мне хотелось бы ,чтобы наше занятие прошло интересно.

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

        

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел?

В гости к ребятам приходит   игрушка Кузя ( хранитель леса)

 -Здравствуйте, ребята!  Посмотрите, что я нашел по дороге в детский сад.

 Дети.  Это яичко, его,  наверно,  птичка потеряла.

 Воспитатель: А разве только птицы  появляются из яиц? (ответы детей)

 Воспитатель приглашает детей к доске,  на которой висят  картинки: змея, кошка, крокодил, черепаха, рыба,  паук,  гусеница,  и просит  найти  здесь лишнего, того, кто не появляется из яиц.

Дети. Кошка не рождается из яиц.

Совершенно верно! Молодцы!

3 этап: способствует реализации детского замысла

        

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Как думаете, если  все  они появились из яйца, значит они птицы?

 Воспитатель: Ребята, вы согласны с Кузей?  Какое живое существо может называться птицей?

 Работа с моделями. 

Дети выбирают схемы, которые относятся к птицам. Объясняют, что птицы — это животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.  

 Воспитатель. Ребята, а много птиц вы можете назвать? Давайте поиграем в игру

«Цепочка слов» 

(ребенок  называет птицу, а следующий называет птицу первого ребенка  и свою)

 Дети. Воробей, воробей — сорока, воробей — сорока-синичка, воробей — сорока-синичка-галка,  и т. д.

 Воспитатель. Ребята, у нас на столах лежат картинки с изображением птиц. Давайте  поиграем в игру «Найди лишнюю птицу» 

 Дети делятся на 3 команды, каждая подходит к своему столу. На  первом столе  лежат  картинки с изображением птиц: Курица, утка, петух,  воробей, индюк.

Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?

 Дети: Здесь лишний воробей, потому что он живет в лесу, а остальные домашние птицы и о них заботится человек.

 2 стол — Синичка, свиристель, курица, воробей, сова, соловей.

 Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?

 Дети. Лишняя курица, она домашняя птица, Остальные птицы дикие, они живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище.

 Воспитатель: Какую пользу приносят дикие птицы?

 Дети:  Они уничтожают насекомых и грызунов.

Воспитатель подходит к третьему столу, на котором картинки — гусь, лебедь  грач, журавль,  сова.

 Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?

 Дети. Лишняя здесь сова, она остается зимовать.

 Воспитатель: Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

 Дети. Им зимой нечего есть, а на юге тепло и много еды.  

 Физминутка  «Птицы»

 (Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения).

 Как головою между листвою

 Дятел деревья долбит.  (движения головой вверх — вниз)

 Как на рыбалку и вперевалку

 Гусь за гусыней бежит.  (бег на месте с разведением рук)

 Как удивились, остановились

 Гуси у самой реки,

 Воду попили, крылья раскрыли  (наклон вперед, руки назад)

 И потихоньку пошли,  (шаги на месте)

 Лебеди летят,

 Крыльями машут,  (плавные движения руками с большой амплитудой)

 Прогнулись над водой,

 Качают головой,  (наклоны вперед, прогнувшись)

 Прямо и гордо умеют держаться,

 Тихо-тихо на воду садятся  (приседания)

 Кузя: А я  не знаю, чем питаются птицы.

 Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Кузе, чем можно накормить птиц.

 Дети: — Насекомыми, червячками, зернышками.

 Воспитатель: — Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами. Что это за птицы?

 Дети: — Это птицы насекомоядные.  

 Воспитатель: — А птицы, которые питаются зернами, семечками?

 Дети: — Это зерноядные птицы.

 Воспитатель: — А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков?

 Дети: — Это хищные птицы.

 Д/игра «Кто, чем питается»

Воспитатель предлагает, по  картинкам рассказать и  показать,  кто и  чем питается.  

Воспитатель: — Скажите, а все  птицы на нашей планете живут только в одном месте?

 Дети: — Нет! Одни живут в лесу,  другие на болоте, третьи на лугу.

 Воспитатель: —И от среды обитания зависит их питание. А как вы думаете, если человек,  на всех лугах построит дома, магазины, стадионы, что может произойти?

 Дети. Могут погибнуть птицы и животные.

 Воспитатель: Докажите.

Игра «Пищевые цепочки луга»

дети с помощью магнитных картинок  выстраивают пищевую цепочку.

 Дети. На лугу растет клевер, им питаются мыши, если погибнет клевер, меньше станет мышей,  а если исчезнут все мыши,  нечего будет, есть хищным птицам и т. д.

Кузя.  Ребята, а как появляются птенцы?

 Дети: Сначала птицы строят гнезда.

 Воспитатель: У всех птиц одинаковые гнезда?

 Дети: Для своих гнезд каждая птица выбирает разный материал: веточки, соломинки, травинки, мох, глину, кто — то откладывает яйца, прямо на земле. Некоторые птицы живут в домиках, которые сделали люди.

 Воспитатель предлагает с помощью картинок рассказать о развитии птенцов. Дидактическая игра  «Что сначала, что потом?»

Кузя  А какую пользу приносят птицы?

 Дети:  Птицы помогают людям сохранить  урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением и т. д.

 Воспитатель: А как человек может помочь птицам?

 Дети. Кормить зимой крошками и семенами растений.

 Воспитатель предлагает рассмотреть  знаки «Берегите природу!» и ответить на вопросы.

 Нельзя  разорять гнезда, потому что….

 Нельзя  трогать птенчиков, потому что…

 Нельзя  разжигать костры, потому что…

 Нельзя  ломать деревья,  потому что…,

 Нельзя громко кричать в лесу, потому что…

Правильно, кто еще может предположить какие-то варианты?

Вы все стараетесь и ответы ваши правильны!

Я очень довольна тем, что вы знаете и диких и домашних птиц!

Вы молодцы, движения у всех ритмичные и синхронные

Совершенно верно, птицы живут всюду.

Думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос! Для вас это посильная задача!

Это очень правильные высказывания, надеюсь, что вы так же выполняете эти несложные правила.

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

 

Кузя. Ребята, я так много узнал о птицах: где живут, чем питаются, почему улетают в теплые края, как о них  можно  заботиться,  как их охранять  Спасибо вам большое.

 Воспитатель: — Понравилось вам занятие? Почему? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей)

Хочется сказать вам огромное спасибо за ваши знания и за то, что наш герой узнал сегодня очень много, а еще проверил и ваши знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к пернатым друзьям»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию речив подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Конспект образовательной деятельности по теме "Наши четвероногие друзья" в старшей группе использованием проектной технологии

Творческий проект, продолжительность - 1 год.  Участники - дети, родители, педагог. Мотивация. Просмотр  детского мультфильма «Верните собаку!»  оставил у детей много э...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Наши пернатые друзья»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности направлен на расширение, систематизацию представлений детей о птицах....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми Средней дошкольной группы Тема: «Как цыпленок нашёл друзей»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьмиСредней дошкольной группыТема: «Как цыпленок нашёл друзей»...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Наши любимые бабушки и дедушки»

Цели: Формировать положительное отношение к пожилым людямЗадачи:Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.Побуждать детей к проявлению доброты, сочувствия и помощи бабушкам и дедуш...