Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к пернатым друзьям»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Деменко Наталья Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему:  «В гости к  пернатым друзьям»

Образовательные области

Задачи

Образовательная область «Познание»

- Уточнение и закрепление понимания детьми предлогов;

- Закрепление правильного употребления предлога - на - с существительными в винительном падеже;

- Закрепление навыков согласования числительных с существительными,

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

Образовательная область «Социализация»

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная область «Коммуникация»

- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составления предложения;

- Совершенствование навыков словообразования;

- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Интеграция образовательных  областей «Физическое развитие» и «Здоровье»

- Продолжение развития координации речи и движений (динамическое упражнение «Прогулка», массаж пальцев «Грачи», упражнение на развитие дыхания «Освободи птицу», подвижное упражнение «Гуси возвращаются»)

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, магнитная доска, наборы карандашей на каждого ребенка, плоскостные изображения деревьев, картинки перелетных птиц и птиц, обитающих в парке, карточки с изображением тени и контуров птиц по количеству детей, игровые пособия для развития дыхания.

Предварительная работа: Наблюдение за перелетными птицами во время прогулки, уточнение понятия перелетные птицы, расширение словаря по теме «Перелетные птицы». Разучивание упражнения «Гуси возвращаются», массажа пальцев рук «Грачи», пальчиковой игры «Птенчики в гнезде».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Мотивационно-побудительный этап. Постановка цели.

Логопед: Дети, сегодня я получила необычное письмо. Здесь написано: «Детям подготовительной  группы  «Незабудка» от друзей из городского парка».

А пишут нам наши пернатые друзья,  которые зимой каждый день прилетали  к кормушкам. Давайте прочитаем, что в письме?!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам, что не оставили нас в беде зимой. Благодарим за то, что нас каждый день ждал корм в птичьей столовой. Сейчас мы живем в городском парке. У нас большая радость: вернулись наши друзья из теплых краев. Ждем вас в гости, послушать наши песни, подышать свежим воздухом и полюбоваться весенним парком.

                                                                                           Ваши пернатые друзья».

Ну что, отправляемся в путешествие?

2. Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять – в парк отправимся гулять (обычная ходьба на месте).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ходьба змейкой по нарисованной мелом линии, взявшись за руки),

Может, в парке мы подснежник на проталинке найдем.

На носочки дети встали, по дорожке побежали (бег на носках на месте).

Мы на пяточках пойдем, через лужи перейдем (ходьба на пятках через лужи из бумаги).

 3. Этап актуализации знаний детей.

Логопед:  - Вот мы с вами и в весеннем парке. Посмотрите, какие деревья тут растут?

Дети:(Здесь растет сосна, ель, береза, клен, рябина, дуб, осина, тополь).

- Как вы их узнали?

Ребенок: (Узнали по листьям, по цвету стволов)

- Сегодня мы с вами понаблюдаем за птицами и поговорим о них.

 4. Работа с предлогами:  Отгадывание загадок и размещение птиц на панно «Весенний парк».

Употребление винительного падежа единственного числа с предлогом «на». На столе разложены предметные картинки с изображением птиц. Ребенок дает ответ, находит нужную картинку и помещает ее на дерево.

Логопед: Вещунья белобока, а зовут ее…

Ребенок: Сорока. Сороку посажу на ель.

Логопед: Черная как вар, кричит: «Карр»!

Ребенок: Ворона. Ворону помещаю на березу.

Логопед: Желтое брюшко у маленькой птички.

                 А зовут ее…

Ребенок: Синичка. Синичку – на осину.

Логопед: Все время стучит, деревья долбит.

                 Но их не калечит, а лечит.

Ребенок:  Дятел. Дятла помещаю на сосну.

Логопед: Всю ночь летает, мышей добывает.

 А станет светло – спать ляжет в дупло.

Ребенок: Сова. Сову посажу на дуб.

Логопед: На дереве висит дворец,

                 Во дворце сидит певец.

                А зовут его? …

Ребенок: Скворец. Скворца помещаю на рябину.

Логопед: К зернышкам прыг!

                 Клюй, не робей!

                 Кто это?

Ребенок: Воробей. Воробья помещаю на тополь.

Логопед: Гнездо не строит никогда.

                 Соседкам яйца оставляет.

                 И о птенцах не вспоминает.

Ребенок: Кукушка. Кукушку посажу на клен.

Логопед: Черный, проворный, кричит: «Крак!»,

                  червякам враг.

Ребенок: Грач. Грача помещаю на березу.

5. Массаж пальцев рук «Грачи».

Мы лепили куличи («лепить пирожки»),

Прилетели к нам грачи (помахать крыльями – ладошками).

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого пальца).

Третий грач накрыл на стол.

А четвертый вымыл пол.

Пятый долго не зевал,

И пирог у них склевал (постучать пальцами по коленям).

Раз-два-три-четыре-пять (поочередно загибать пальчики).

Выходи грачей считать!

                       (Т. Коти)

6. Согласование числительных с существительными.

Логопед:  На березу прилетела целая стайка грачей. Давайте их сосчитаем.

Дети: (Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей).

Логопед: Сколько всего прилетело грачей?

Дети:  (пять грачей)

- Дети, как называется жилище, которое птицы строят себе, возвращаясь из теплых краев?

Дети: (гнездо)

- Кто знает,  зачем птицам нужны гнезда?

Дети: (чтобы отложить яйца и вывести птенцов)

- Когда птенцы только вывелись, как их называют?

Дети: (птенчики)

- Как вы думаете, какие бывают птенчики?

Дети: (маленькие, крошечные, пушистые, беспомощные, голодные, любопытные)

7. Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде».

Птичка крылышками машет и летит в свое гнездо.

(Переплести пальцы левой и правой руки и шевелить ими)

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

(обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими)

Открывает птенчик рот – маму, маму он зовет!  (В. Цвынтарный)

8. Игра «Собери и назови». 

Детям предлагается собрать разрезные картинки с изображением птиц и назвать их.

Логопед: Молодцы, ребята, все справились с заданием.Как мы назовем всех этих птиц?

Дети: (перелетные)

9. Подвижное упражнение «Гуси возвращаются». Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями)

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.

(Меняют направление движения)

Выше! Ниже!

Вижу! Вижу!

(На бегу поднимаются на носочки, вновь опускаются)

Вот знакомая река!

(Бегут на носочках)

Над просторами долин

Развернись, гусиный клин!

(Меняют направление движения)

- Мы вернулись! Мы вернулись!

(Останавливаются, встают лицом в круг, машут воображаемыми крыльями)

Мы родной земли коснулись!

(Приседают)

                   (А. Матутис)

10. Упражнение «Освободи птицу». Развитие дыхания, формирование направленной  воздушной струи..

Логопед сообщает, что под одним из листьев на дереве спряталась птичка. Чтобы ее освободить, нужно подуть на листья.Каждый должен назвать свою освобожденную птицу.

Логопед: Дети, давайте вспомним, как надо правильно дуть на листок.

Дети: Плечи не поднимаем,

Щеки не надуваем.

Носиком вдохнуть,

Трубочкой подуть.

11. Упражнение «Размести птиц на деревьях». Совершенствование навыков слогового анализа слов.

Детям предлагается определить, из скольких слогов состоит название освобожденных ими птиц и поместить картинки на деревья следующим образом: на березу поместить птиц, в названиях которых по одному слогу, на клен – по два слога, на дуб – по три слога. Дети контролируют, все ли птицы заняли нужное место.

Логопед. - Ребята, кто из вас обратил внимание, с какого звука начинается название большинства птиц, о которых мы сегодня говорили? Давайте мы еще раз их назовем.

Дети: (Со звука [с]).

Логопед. Молодцы.  Какой это звук?

Дети: (согласный твердый)

Логопед: А знаете ли вы  птиц, названия которых начинаются с гласного звука?

Дети: (аист, иволга, утка)

Логопед: (овсянка, ибис, ястреб, ельник). Детям предлагается повторить названия вместе, а затем по – очереди.

12. «Узнай и раскрась птицу»

Логопед раздает каждому ребенку листок с тенью птицы и просит определить, какая птица изображена на картинке. На обратной стороне листа – контур птицы. Ребенку предлагается раскрасить картинку. (В случае затруднения, можно воспользоваться цветным изображением птицы).

Логопед: Дети, пришло время возвращаться в детский сад.

Раз, два, три, четыре, пять – в детский сад пора опять!

(обычная ходьба на месте).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем

(ходьба змейкой по нарисованной мелом линии, взявшись за руки),

Настроение хорошее с собою принесем.

На носочки дети встали, по дорожке побежали

(бег на носках на месте).

Мы на пяточках пойдем, через лужи перейдем

(ходьба на пятках через лужи из бумаги).

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Мы снова в своей группе.

Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов НОД.

Логопед:- Дети, понравилось вам наша прогулка?

- Чем мы с вами занимались?

- Чему научились?

- Что понравилось больше всего?

- Какое задание оказалось самым сложным?

Логопед: Вы молодцы! Все активно выполняли задания, были внимательными, дружными, друг другу помогали и весело отдыхали!

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки"

Коспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки" (старшая группа)...

конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Буратино"

Вашему вниманию представлен конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) "В гостях у Буратино".Совместно с музыкальным руководителем,мы проводим логоритмику в группе для детей ...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности «В ГОСТИ К БАБУШКЕ»

   Задачи:     1.Обучающие:   Связная речь: Учить детей совместно с взрослым пересказывать русскую народную сказку «Репка».   Словарь и г...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "В гости к Солнышку"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "В гости к Солнышку", для первой младшей группы. Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Социализация", "Музыка", "Художественное тв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Птицы – наши друзья!»

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид деятельности воспитателя: образовательная.Возраст, количество детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет, количество 11 человек. Длительность 3...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству "Друзья для ежа"

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубной щёткой; Закреплять умение работать в технике тычка (ватными палочками) Развивать навыки рисования; Развивать творческие способнос...