Перспективный план кружка
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Распопова Юлия Викторовна

Перспективный план кружка "Хочу все знать". Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_kruzhka.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 264»

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

                                                                                    Воспитатель:

Распопова Ю.В.

гр. Капитошка

2016 г.

Расписание работы: Кружок работает в течение 2016-2017 учебного года (сентябрь – май), 3-4 раза в месяц  (вторая половина дня).

Количество детей посещающих кружок: 8-15 человек.

Возраст детей: 6-7лет.

Пояснительная записка:

   Кружок «Хочу все знать» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

   Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.

   Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель работы кружка: формирование  у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Развитие у детей представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному

окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы: целевые прогулки, наблюдения, опыты и эксперименты, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, проведение дидактических игр.

Словесные методы: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к

природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка

 на 2016-2017 учебный год

Сроки

Тема

Задачи

Наглядный материал

сентябрь

«Песок и

глина»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины.

Образцы речного,

морского и других видов песка, лупы. Глина сухая и влажная. Карточки с

предметами живой и

неживой природы.

Сравнение

свойств песка и глины.

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины. Учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

Глина и песок.

«Животные и

песок»

Дать детям представление о

взаимосвязях, существующих

в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Карточки с предметами живой и неживой природы. Иллюстрация пустыни. Карточки с изображением животных пустыни. Песок и глина.

октябрь

Знакомство с камнями. Какие бывают камни.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или

гладкий, тяжелый, блестящий,

красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве

зданий, мостов, дорог.

Образцы разных видов камней.

«Живые

камни»

Познакомить с камнями,

происхождение которых связано с живыми организмами, с древними

ископаемыми.

Мел, известняк, каменный уголь, разные ракушки.

«Знакомство

со

свойствами

почвы»

Подвести детей к пониманию

того, что почва имеет неоднородный состав. Имеет разный состав

( глинистая, песчаная, чернозем)

Образец почвы.

ноябрь

«Вода в

природе и в

быту».

Уточнить знания детей о

местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь.

Вода, сахар, шипучие таблетки.

«Вода –

помощница»

 

Обобщить, уточнить знания

детей о воде: течет, без цвета,

без запаха. Используя модели,

закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных.

Карточки с изображением морских животных.

 «Вода –

источник

жизни»

 

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем

попадает в наши дома.

Карточки круговорота воды в природе.

 «Вода -

растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель.

Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке.

декабрь

«Откуда

радуга

берется?»

Познакомить детей с солнечной

энергией и особенностями ее

проявления. Воспитывать интерес к познанию.

Пульверизатор,

фонарик, лист белой

бумаги, хрустальный стакан.

 «Свет вокруг

нас».

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или

рукотворному миру, их назначение. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.

Картинки с

изображением

источников света

(солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Фонарик

и несколько предметов, которые не дают света.

 «Из каких

цветов

состоит

солнечный

луч»

Узнать, из каких цветов

действительно состоит

солнечный луч.

Противень, плоское

карманное зеркальце,

лист белой бумаги.

январь

 «Наши

руки»

Дать понятия о важности

человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание)

Дидактическая игра

«Поговорим без

слов».

«Что можно

почувствовать

кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной

чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей

оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.

Лупы, предметы из

разных материалов,

карточки на развитие тактильных ощущений, чудесный

мешочек с набором

предметов, стакан с

холодной, теплой и

горячей водой.

«Наши

помощники»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со

строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные.

Схема человеческого

уха, картинки

животных (слона,

зайца, волка), д/и

«Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон,

песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д

февраль

«Как увидеть

и услышать

электричество»

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при

взаимодействии с электричеством.

Воздушный шарик,

ножницы, салфетки,

линейка, расчески,

пластилин, большая

металлическая

скрепка, шерстяная

ткань, прозрачная

пластмассовая

салфетка, зеркало,

вода,антистатик. Опыты: «Чудо

прическа», «Волшебные

шары», «Вертушка»

«Электропри

боры»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными

электрическими приборами.

Формировать представление о

материалах, проводящих

электрический ток. Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать

опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам,

вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность

Электроприборы

«Установление

способности

растения к

поиску

света»

Установить, как растение

ищет свет.

«Как мы чувствуем

запахи?»

Познакомить детей с

особенностями работы органа

обоняния – носа, органа

позволяющего определить

запахи, сравнить с

особенностями восприятия

запахов некоторыми

животными.

Продукты с явно

выраженными

характерными

запахами (чеснок, лук, перец и т.д.),

туалетное мыло,

флакончик из-под

духов, картинки

животных (утконоса,

лисы).

март

«Знакомство

со

свойствами

воздуха»

Продолжить знакомство

детей со свойствами воздуха,

и ролью в жизни человека,

растений, животных. Дать

знания о неживой природе и о

том, что воздух – условие

жизни всех существ на земле.

Опытническим путем

закрепить знания детей о

воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на

каждого ребенка,

банка с водой,

стаканчики и

соломинки, свистки,

бутылки, небольшие

листочки бумаги,

духовые

инструменты.

«Неизвестное–

рядом»

Расширять знания детей о

жизни древнего человека, об

открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара.

При горении образовывается

пепел, зола, угарный газ.

Соблюдение правил

безопасности при проведении

опытов.

Камни, свеча, банка,

бутылка с отрезанным

дном, спички,

зажигалка

 «Воздух

занимает

место.»

Показать, что воздух занимает место.

Двухлитровая миска,

пробка натуральная,

прозрачный стакан.

апрель

 «Солнце,

Земля и

другие

планеты»

Дать детям представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

Развивать любознательность.

Дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

 Схема и макеты

Солнечной системы.

«Этот

загадочный космос»

Познакомить детей с

символикой созвездий.

Вызвать интерес к

космическому пространству.

Расширять представления о

профессии космонавта.

Активизировать словарный

запас: космос, космонавт,

космическая невесомость.

Фотографии космоса,

Солнечной системы,

Ю.Гагарина,

космических

кораблей.

«Звезды

светят

постоянно»

Показать, что звезды светят

постоянно.

Дырокол, лист

картона 10х15, белый

конверт, фонарик.

май

 «Магнит –

фокусник»

Познакомить детей с

магнитом. Выявить его

свойства, взаимодействия

магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие

кусочки бумаги,

пластмасса, ткань,

стакан с водой,

емкость с песком,

скрепки, мелкие

проволочки, Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники»,

«Притягиваются – не

притягиваются»

«Стальной

барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его

свойства, взаимодействия

магнита с разными

материалами (алюминий и

сталь).

4 металлические

скрепки, алюминиевая

фольга,

прямоугольный

магнит, стальной

шпатель.

«Волшебная

монета»

Познакомить детей с таким

свойством металла, как

теплопроводность.

Шесть медных монет.

«Как

работает

термометр»

Посмотреть, как работает

термометр.

Уличный термометр

или термометр для

ванной, кубик льда,

чашка.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Перспективный план кружка "Солнышко"

Пользуясь этим планом воспитываем в детях грацию,пластичность,умение красиво двигаться....