Занятие по оружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Инга Валерьевна

Знакомство  детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_vidy_bumagi.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

История и виды бумаги

Цель. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

Развивать память, внимание, мышление, речь.

Материал. Образцы разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.                                                                      Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

Слайд 1 Тема: История  бумаги

Беседа о бумаге

Бумага! Толстая и тонкая, белая и цветная, газетная и альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день, когда пишем письмо или читаем книгу, в магазине, когда нам упаковывают покупки, в транспорте, когда получаем билет. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, то было время, когда бумаги не было.

Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал, который является одним из величайших изобретений человечества. Наряду с колесом, компасом и компьютером. С момента ее изобретения бумага стала активным средством общения людей.

— Для чего нужна бумага?                                                                                                        — Как вы думаете, бумага была всегда?                                                                                   — На чем писали древние люди? (На камнях.)

Слайд2-3. Первые шаги человека в умении пользоваться письменной речи дошли до нас в виде рисунков на камнях и скалах, где человек оставлял свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или  других событиях происходящих в общине, отражал  все это в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.

Слайд 4. Воспитатель показывает бересту.

Слайд 5. Затем люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета.

Слайд 6. И вот ближе к нашему времени появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — это бумага. Привычная для нас бумага появилась в Китае во II веке.  Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?                                                      Ребята, для чего нужно экономить бумагу? –

  • Слайд 7. Для того чтобы сохранить деревья в наших лесах для окружающего нас мира, поэтому сейчас в наше с вами время существуют современные технологии для переработки макулатуры. Которую мы с вами собираем и сдаем на заводы для переработки, что бы использовать ее вновь.

Из макулатуры делают:

  •  изделия полиграфии;
  • писчую бумагу;
  • туалетной бумагу, салфетки и бумажные полотенца;
  • коробочный и контейнерный картон;
  • крафт-бумагу;
  • одноразовую посуду;
  • газеты;
  • тепло- и звукоизоляционные материалы;
  • ткань для одежды;
  • строительные материалы.

Физкультминутка

Деревья.

Во дворе растет сосна,

к солнцу тянется она.

(Дети поднимают руки и тянутся вверх)

Вырос тополь рядом с ней.

Хочет стать еще длинней.

(стараются подпрыгивать повыше)

Ветер сильный налетал,

враз деревья раскачал.

(наклоняются в разные стороны)

Гнуться ветки взад – вперед.

Их качает ветер, гнет.

(делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Будем с ними приседать —

1, 2, 3, 4, 5.

(приседают)

Отдохнули от души

и за парты мы спешим.

(садятся на свои места).

Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия, и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Мы изучим свойства бумаги с помощью опыта.

ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.

ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами.

ОПЫТ 4 Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Мы сминали бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 5 Легко ли складывать бумагу? Не вся бумага легко складывается. Мы складывали бумагу . Чем толще бумага, тем хуже складывается.

ОПЫТ 6  Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!

ОПЫТ 7 Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает. Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!!! В этом опыте в целях безопасности детей, используем видео ролик о сжигании бумаги. Слайд 8.

Таким образом, можно сделать вывод, что Бумага- тонкий непрозрачный материал, Бумага легко режется и мнется, Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба, Бумага впитывает влагу, Бумага легко воспламеняется и быстро горит. Берегите бумажные предметы от воды и огня!

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, непрочная, намокает, можно резать,

В заключение проводится дидактическая игра

«Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.).

 Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром  «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста...

Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"

Занятие по развиватию  у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

дидактические игры по оружающему миру

дидактические игры по оружающему миру...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

НОД по оружающему миру в подготовительной группе на тему "Дикие животные весной"

Цель: дать представление об изменениях в жизни диких животных веснойЗадачи: закрепить знания о признаках весны;- расширить словарный запас за счёт существительных-названийдетёнышей животных;- учить от...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...