Проект
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Оксана Витальевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной группе

"В гости в Арктику"

Конспект разработан и составлен:

воспитателем подготовительной группы № 1

МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок»

Фрунзенского района города Саратова

Николаевой Оксаной Витальевной

Саратов 2016г.

Цель: формировать экологическое сознание, экологической культуры дошкольников и ответственного отношения к природе.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить представление об особенностях географического положения Арктики, продолжать знакомство с ее природными условиями и обитателями;
  • Уточнить и активизировать словарный запас по теме «Арктика» (глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие);

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
  • Развивать экологическое сознание, экологическую культуру дошкольников и ответственное отношение к природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в природе.

 

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, аудиозапись «звук двигателя самолёта», видеофильм «Жизнь в Арктике», презентация «Арктика», глобус, фишка с флажком, игрушка белый медведь, смайлик с лепестками, коробка - подарок.

 

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природном, животном мире, жизни людей в арктических условиях, беседы об экологическом значении Арктики, чтение энциклопедий по теме, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка».

 

Форма проведения НОД: групповая.

Продолжительность НОД: 30 минут.

                                         

Ход НОД:

- Все ребята здесь собрались,

Дружно за работу взялись,

Будем думать, рассуждать,

Правильный ответ давать.

                                                                                                                                     - Здравствуйте, дорогие мои друзья. Вот и собрались мы вновь в нашем дружном круге. Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы всем стало тепло и ясно. Давайте все улыбнемся друг другу (дети улыбаются), глубоко вдохнем свежесть морозного утра, почувствуем красоту и доброту, которые нас окружают, а на выдохе скажем: "Хорошо!" Подарим улыбку нашим гостям, чтобы хорошее настроение на целый день осталось с нами.

 

Стук в двери…

 

- Входите. Наверное, это кто-то из гостей опоздал.

- Ой, кто это? (белый медведь).

Здороваются

- Как ты здесь оказался?

Б. медведь: - Я приехал в гости к родственнику – бурому медведю. Очень долго я его искал, но не нашел. А сейчас мне уже пора домой. Приеду в следующую зиму. Подскажите, как мне домой добраться?

Воспитатель:

- Дети, почему белый медведь не нашел бурого мишку? (потому что, бурый медведь зимой спит).

Воспитатель:

- Поможем, ребята? Где же ты живёшь?

Б. медведь:

- Я живу там, где дуют холодные ветры, лежат огромные толщи снега и льда, а лето столь коротко и незаметно, что кажется, будто его совсем нет.

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете, где живёт белый медведь? А где это?

- Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена? (Материк. Северный полюс. Самая северная точка земли).

- Это макушка Земли, то место, куда надевают шапку.

- Итак, ребята, Арктика – самая северная точка Земли. Давайте проверим, действительно ли это так? Как можно проверить? (на карте, с помощью глобуса).

- Кто может показать Арктику на глобусе?

- А у нас есть фильм об этих местах. Предлагаю детям его посмотреть.

 

Демонстрация фильма - 15 минут.

 

- Что-то после фильма об Арктике  мне стало холодно. Давайте сделаем самомассаж, чтобы не заболеть.

Самомассаж «Неболейка»

 

Чтобы горло не болело,

мы его погладим смело

Поглаживают ладонями шею сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать,

надо носик растирать

Указательным пальцем растирать крылья носа

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком

Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»

«Вилку» пальчиками сделай,

массируй ушки ты и шею.

Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами

Знаем, знаем, мы всегда,

нам простуда не страшна!

Потирают обе ладони

 

 

Воспитатель:

- Вот и потеплело….

- Ну что, отправимся на родину белого медведя?

- Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте нам лучше всего добраться в такую даль?

 - На чём отправимся в путешествие? Имейте в виду, что родина белого медведя находится очень далеко, добираться придётся с пересадкой (на самолёте).

Воспитатель:

- Давайте на самолёте, чтобы быстрее долететь.

- Теперь определим наш маршрут. Назовите, где мы находимся?

Посмотрим на глобусе и отметим нашу конечную точку путешествия.

Отметить фишкой, где находится Арктика.

Занимайте свои посадочные места (садятся).

 

Слайд №1 – карта.

- Посмотрите ещё раз на карте, где находится Россия. А вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра.

- Ну, что ж отправляемся в путешествие…

Пристегнулись, для того, чтобы взлететь посчитали от 1 до 10 .

Звук двигателя самолёта…

Воспитатель:

- Ребята, если мы выглянем в иллюминаторы, то увидим, как под нами проплывают леса, видно много зелени. Это тайга. 

- А сейчас мы пролетаем вдоль берегов Северного Ледовитого океана, здесь на тысячи километров тянется тундра.

- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.

На севере снега, мороз,

Суровая природа.

На небе хороводы звёзд,

А солнца нет полгода.

                             Н. Забила.

 

Воспитатель:

- Самолет идет на посадку. Считаем от 10 до 1.

 

Слайд №2 – Арктика.

- Вот мы и в заполярье.

- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему? (холодный).

- Мишка, там очень холодно?

Б. медведь:

- Да, на севере нашей страны очень холодно. Север – это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь.

Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Снег  очень глубокий, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах. Поверхность  напоминает волны.

Воспитатель:

- Что мы видим вдалеке? (показать картинку «Стадо оленей») А о чем говорит наличие в этих местах оленей? (о том, что здесь можно встреть растения).

-  Они будут высокими или низкими? Почему? (почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать).

-  В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, маленькие деревца, которые называют карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. В июле тундра расцветает – полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками – клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только ладошку, вода не впитывается, а остается на поверхности, и образуются многочисленные болота. Почему вода не просачивается в землю?

(вечная мерзлота).

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту).

Какими же тогда вырастают сами растения?

- А если всё-таки вырастет большое дерево? Что с ним может произойти? (упадёт, сломается от ветра и т.д).

Согревающий массаж.

- Замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом).

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Вот на лыжах проезжаем,

Санки мы не забываем.

Тра-та-та, тра-та-та,

Постучимся в ворота

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!!!

 

Слайд №3 – животные.

- Согрелись? Ребята, какие же животные обитают в тундре? (волки, песцы, полярные зайцы, песцы, полярные совы. Летом прилетает множество перелётных птиц, по берегам рек и озёр гнездятся гуси, утки, лебеди, кулики).

Слайд №4 – птицы. 

- Как они приспосабливаются к этим суровым условиям жизни? Ведь там такое короткое лето  (шерсть толстая, толстый слой жира помогает им сохранять тепло).

- А перья птиц удерживают воздух вокруг тела, сохраняя тепло. У птиц под перьями – пух.

- У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.

- Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

- Наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана. Сможем ли мы туда долететь? Дело в том, что регулярные рейсы в центр Арктики не летают. Но лётчики обещали доставить нашего белого медведя домой.

- Помогли мы тебе Мишка?

Б. медведь: 

- Спасибо вам, ребята. А в благодарность я вам приготовил подарок. (Вручает коробку с сюрпризом)

Воспитатель:

- Давайте мы с ним попрощаемся (до свидания, прилетай к нам ещё).

- Как вы думаете, в Арктике, где живёт белый медведь, есть города? Почему?

(большие дома сложно построить, нет опоры (много снега), трудно жить (очень холодно), нет школ, магазинов, нельзя ничего выращивать (короткое холодное лето).

- И всё же в Арктике живут люди, правда, не постоянно. Они приезжают сюда, чтобы изучать, исследовать землю, климат, воду, воздух. Но человек не может здесь жить долго, очень трудно, очень холодно, очень сильные ветра. Люди в Арктике живут на научно-исследовательских станциях. Это маленькие домики. Их легко разобрать и перевезти с помощью вертолёта в другое место.

Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимое оборудование.

Слайд № 5 - красный домик.

- Давайте посмотрим на один из таких домиков - станцию. Какого он цвета?

Слайд № 6 – люди.

- А люди изучающие грунт и делающие замеры в земле одеты в какого цвета одежду? Почему? (Красный цвет хорошо виден на белом снегу. Если человек потеряется или потеряет дорогу к станции, то издалека его будет лучше видно. Товарищи смогут его найти).

- Давайте посмотрим на транспорт, который работает на Северном полюсе.

Слайд № 7 – ледокол.

- Как называется этот корабль? Правильно, ледокол. Для чего нужен ледокол? Почему обычные корабли не могут плавать в морях Арктики? Ледокол прокладывает путь во льдах Северного Ледовитого океана, а корабли плывут за ним по водной дорожке.

Слайд № 8 – самолёт.

- Какой ещё вид транспорта используется на Северном полюсе? Какого он цвета? Почему? Что у самолёта вместо колёс? Почему?  (ответы и рассуждения детей).

Слайд № 9 – флаги.

- Люди разных стран приезжают изучать Арктику. Они часто оставляют за собой на память отметки о том, что они здесь работали и жили. Это флаги разных государств. Они воткнуты в снег и закреплены между собой (защита от сильных ветров).

Слайд № 10 – столб с указателями.

- На самой макушке Земли установлен столб, на котором учёные прибивают дощечки в виде стрелки. По ним мы можем узнать направления до разных городов на большой земле и сколько тысяч километров до них.

- Я хочу рассказать вам, что в Арктике учёные ведут исследования. Они обеспокоены состоянием Арктики, так как повышение температуры способствует таянию ледников. И от промышленных предприятий загрязняется воздух, а пыль тоже способствует таянию льдов. Изменяется климат земли, и поэтому некоторые государства могут попасть в зону затопления, то есть может произойти катастрофа, что очень опасно для населения этих стран.

Слайд № 11  - торосы.

- В Арктике находиться очень опасно. Как вы думаете, почему? (Можно обморозиться, человека может занести снегом. Ещё бывают снежные непроходимые торосы. Огромные снежно-ледяные глыбы, лежащие на пути и мешающие человеку идти в нужном направлении. Часто, человек преодолевая торосы, может попасть в водяную жижу, намокнуть, обморозиться, а если такая глыба отколется, она может даже завалить и раздавать человека).

- А можно назвать эти места безжизненными для растений, животных и человека? (да).

- Что известно о растительности этих краёв? (ничего не растёт).

Слайд № 12 - северное сияние.

- Посмотрите, какая   красота! Что это, ребята? Это полярное сияние на фоне полярной ночи. А помните, что такое полярная ночь? (Зимой здесь долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота).

- А что такое северное сияние? (это тоже, что и полярное сияние - природное явление, которое возникает от разноцветных волн света).

- Полярное сияние бывает даже полярным днём.

- Знаете, я думаю, что пора возвращаться нам домой. У жителей Арктики  есть свои дела и не станем им мешать. Лучше поблагодарим их за гостеприимство и доставленную нам радость. И отдельное спасибо нашему большому белому мишке за чудесную прогулку по Арктике.                                                                

- Можно ли назвать этот край красивым? В чём его красота? (Да. Снег красивый, переливается, блестит. Очень красивое северное сияние).

 

Слайд № 13 – белый медведь.

- Смотрите, белый медведь уже добрался домой.

- Давайте и мы, сядем в самолет и полетим домой.

Занимаем свои места в самолете, пристегнулись, для того, чтобы взлететь. Посчитали от 1 до 10 .

 

Самолет идет на посадку. Считаем от 10 до 1.

 (звук двигателя самолёта).

- Вот ребята мы снова вернулись в наш детский сад. Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику? Что нового вы узнали, что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о нашем путешествии?

- Арктика – это удивительное место, где обитает множество животных и птиц. Мы – люди, должны беречь природу и заботится о наших братьях меньших.

 

Рефлексия.  

- Ребята, какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия? На столе  лежат лепестки цветка настроения. Возьмите лепесток того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению  и выложите цветок вокруг смайлика.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...