Проект "Удивительные нити"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Голубева Светлана Николаевна

Знакомство детей со свойствами тканей и материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnye_niti_1.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________________________________________

 детско-родительский проект

«Удивительные нити»

Составили:  воспитатели Голубева Светлана Николаевна

                                            Карташова Маргарита Андреевна

г. Санкт-Петербург

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

Причины возникновения проекта        3

Актуальность темы проекта……………………………………………………...3

Цели и задачи проекта……………………………………………………………5

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        5

Маршрут выходного дня.        5

Пословицы и поговорки о труде.        5

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»        5

Подвижные игры        5

Сказка про лен.        5

Сценарий музыкального праздника «Ситцевая Россия».        Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы:        5

Введение

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

А. С. Пушкин.

     Знакомясь с произведением А. С. Пушкиным «Сказка о царе Салтане…» и  у детей возник вопрос: «Что обозначает слово – прясть?». Детский вопрос нуждался в ответе. Так возникла тема проекта «Удивительные нити».

Актуальность проекта.

     Нити и ткани, изготовленные из них – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной  одежды, без тканей создающих уют в доме. С раннего возраста ребенка окружают современные материалы, в основном синтетические. Современные бабушки редко вяжут своим внучатам носки и варежки из натуральной, овечьей шерсти, и уж вовсе никто не ткет дома холсты, для того, чтобы сшить одежду. Все это ушло в прошлое. Любые вещи можно купить в магазине.

      В своем проекте мы хотим  дать ребенку знания о том, что все предметы, окружающие и его с раннего возраста, возникают не сами по себе. Их придумал человек много – много лет тому назад. До наших дней дошли великолепные образцы тканых изделий, одежда расшитая мастерицами прошлых лет. Великие художники прошлого века, запечатлели на своих полотнах красоту русского костюма, его самобытность. Через художественную литературу мы продолжаем знакомиться  с трудом и бытом русских людей.

Цели:

  • Развивать познавательский интерес у детей через ознакомление с разнообразным миром нитей
  • Формировать у детей первичные представления о труде взрослых в области производства нитей и тканей; о значении этого труда
  • Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности через привлечение потенциала семьи, социокультурного пространства Санкт-Петербурга.  

Задачи:

  • Познакомить ребенка с разнообразным миром  нитей, с историей возникновения самой нити.
  • Сформировать представление детей об этапах создания нити, дать первичные представления о современном  текстильном производстве через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Познакомить детей с профессиями  людей работающих в легкой промышленности.
  • Способствовать обогащению словаря (натуральные нити и ткани: льняная, шерстяная, холст, ситец, шелк;  искусственные нити и ткани: вискоза, капрон, плащевая, синтепон и т.д.)
  • Приобщить детей и их родителей к посещению музеев и выставок.
  • Развивать у детей творческое воображение.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Подготовительного этапа работы по проекту: «Удивительные нити»

                                             

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Ожидаемый результат

Развивающая среда

Педагогов, детей и родителей

Педагогов и родителей

Родителей и детей

Организованная воспитателем

свободная

  1. знакомство с окружающим миром (мир растений)
  2. словотворчество: «Сказка про лен»; «История о шелковой ниточке »;
  3. формирование положительной мотивации через оформление альбома «Русский народный костюм» «Волшебные нити»
  4.   систематизация

материала о нитях и тканях

  1. знакомство с коллекцией нитей и тканей
  2. подборка иллюстраций из серии «Русский народный костюм

  1. консультация для родителей о том ,как организовать маршрут выходного дня.
  2. информация по проекту в папках передвижках
  3. создание условий для реализации проекта «Удивительные нити»
  1. подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы о труде и быте русского народа.
  2. маршруты выходного дня

  1. творческая мастерская: «Изготовление работ сделанных детьми совместно с воспитателем»
  2. оформление тематических работ в виде книг
  3. изготовление атрибутов к сюж.-рол. играм: «Магазин», «Ателье»
  1. создание коллекций «Ткани»

2.сочинить и оформить книгу

«Сказка про лен»

3.изготовление дидактических игр: «Модный сундучок» изготовление мягкой игрушки

  1. выявить интерес детей к энциклопедиям
  2. развить способность к познанию, стремление знать о том, как люди научились обрабатывать пряжу, ткань, полотно.
  3. привлечь родителей к исследовательской деятельности

(сбор информации о народно костюме)

  1. создание необходимых условий для реализации проекта

Перспективное планирование основного этапа по проекту «Удивительные нити».

Месяц

Совместная деятельность

Педагогов, детей и родителей

Педагога (педагогов) и

родителей

Родителя (родителей) и ребенка

октябрь

Подготовка и участие в конкурсе «Чудесный клубок»

Оформить подборку книг, сюжетных картинок о том, как на Руси  пряли, ткали, расшивали одежду.

Индивидуальная консультация по домашнему  чтению.

Маршрут выходного дня

Оформление выставки «Чудесный клубок»

Домашнее чтение.

Посещение Этнографического музея, Русского музея,

Эрмитажа

Ноябрь

Участие в презентации проекта «Удивительные нити»»

Изготовление украшений для праздника.

Подготовка к презентации «Удивительные нити»

Изготовление костюмов для детей

Музыкальный праздник «Ситцевая Россия»

месяц

Самостоятельная деятельность  детей

Организация развивающей среды

Свободная деятельность

октябрь

Сюжетно–рол. игра «Магазин» изготовление коллекций: «Волшебные нити» «Волшебный мир тканей»

1 этап. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций о жизни и быте русского народа

2 этап Оформление тематической выставки «От прялки до наших дней»

Сюж.-рол. игра «Магазин» с использованием в игре предметов для отдела «Мир шитья»

1эап. Создание коллекции «Волшебный мир тканей» д. и.

«Рисуем ткань»

2этап. Детские поделки из нитей, коллаж из нитей и ткани.

ноябрь

Сюжетно – ролевая игра «Ателье»

1этап. Предметный мир.

Знакомство детей с профессиями ткачей, портного, модельера.

2этап. Знакомство с элементами вышивки русского  народного костюма.

1этап. Организация выставки детского рисунка «Марья  Искусница». создание детьми дидактической игры «Модный сундучок»

2этап. Художественная аппликация из ткани сделанная детьми для «Скатерти- самобранки».

3этап. Подготовка к муз. празднику

«Ситцевая Россия»

Направление развития

Образовательная область

Совместная деятельность (педагога) и ребенка (детей)

1-й месяц(2 недели) рекомендуется октябрь

физическое

физкультура

Подв. игра «Веревочка» «Клубочки»

здоровье

Беседа : «Зачем людям нужна теплая одежда?» «Волшебная прялица»

Социально-

личностное

социализация

Игровое занятие: «Откуда лен ты к нам пришел?»(научные знания об этом растении и изделиях из него)

труд

Работа на ткацком станке «Тканое полотно»

безопасность

Рассматривание сюжетных. картинок о том, как на Руси пряли нити, ткали полотно

Познавательно-

речевое

познание

Рассматривание коллекций: «Сырье» «Нити»

коммуникация

Викторина: «Какие бывают нити?» «Как на Руси пряли нити?»

Чтение худ. литературы

Ш. Перро «Спящая красавица» Л. Кон рассказ «Лен»

Н. Носов «Заплатка»

Художественно-

эстетическое

Художественное

творчество

Изготовление мягкой игрушки

Рисование-  «Рисуем ткань»

музыка

Слушание муз. произвед.

Направление развития

Образовательная область

Совместная деятельность (педагога) и ребенка (детей)

2-й месяц(2недели) рекомендуется ноябрь месяц

физическое

физкультура

«Ткач и челнок» « Кто быстрее смотает нить»

здоровье

Беседа: «История возникновения одежды»

Социально- личностное

социализация

Беседа: «Профессия – модельер»

труд

Игровая ситуация:

«Учимся прясть нить.»

безопасность

Беседа: «Полезная шкатулка»

Познавательно-речевое

познание

Рассматривание энциклопедии (раздел: «Народные промыслы»)

коммуникация

Чтение худ. литературы

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане

Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Художественно- эстетическое

Художественное творчество

Украшение « Скатерти – самобранки»

Рисование « Роспись русского народного костюма»

Лепка «Марья Искусница»

музыка

Музыкальный праздник « Ситцевая Россия»

Маршрут выходного дня.

  • Этнографический музей.
  • Кунсткамера
  • Русский музей
  • Эрмитаж

Наши рекомендации:

   Советуем посетить залы посвященные культуре и быту древних людей. Идя в музей или на выставку, родители сами должны подготовиться  к возможным вопросам со стороны ребенка. Исчерпывающий ответ родителя вызовет у ребенок гордость за то, что его папа или мама так много знают.

   Проходя по залам музея, обратите внимание ребенка на одежду, ткани окружающие людей много лет назад. Предложите ребенку самому догадаться из каких материалов были изготовлены одежда, обувь, ковры и т. д. Помогая ребенку наводящими вопросами подвести его к верному ответу. Учите ребенка быть внимательным, наблюдательным, не торопиться переходить от одного экспоната к другому.

                     

Пословицы и поговорки о труде.

Делу время - потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

         На протяжении многих лет сюжетно-ролевая игра остается наиболее эффективной  формой знакомства ребенка с жизненными ситуациями. Прогресс вторгся в нашу  жизнь стремительно. Каждая профессия претерпевает  изменения. Меняются  инструменты, появляются более современные. Атрибуты любой сюжетно-ролевой игры требуют обновления или дополнения. Работая над проектом «Удивительные нити»,  возникла необходимость пополнить сюжетно-ролевую игру новыми атрибутами и дидактическими  играми.

     

Дидактические игры:

  • «Модный сундучок»
  • «Рисуем ткань»
  • «Юный модельер»

   

Задачи:

  • Развивать творческое воображение
  • Поощрять любознательность
  • расширять знания детей о работе людей связанных с изготовлением одежды
  • Учить видеть во всем прекрасное
  • Воспитывать любовь к истории русского народа, традициям, предметам сделанных руками мастеров.

Подвижные игры

 

«Ткач и челнок»

 

Задачи:

  • развивать навыки бега ,быстроту реакции
  • умения ориентироваться в пространстве
  • тренировка ловкости при различных движениях

Правила игры:

      Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает сновать, т. е.  под одну «арку» вбегать, под  другую выбегать. Пропустив «челнок» на две  «арки» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара. Как только «ткач» или «челнок ошибутся, например пропустят какую-нибудь «арку», следующая  «арка» опускается и задерживает виновного. Заметивший ошибку сменяет того, кто ошибся, - становится «ткачом» или «челноком». Игра продолжается 3-5 раз.

«Веревочка».

Задачи:

  • развивать ловкость
  • быстроту реакции
  • умение играть в команде

Правила игры:

Дети встают в круг. Внутри круга на полу лежит шнур в виде кольца. Играющие берутся двумя руками за шнур. Внутри круга стоит водящий. Его задача неожиданно дотронуться до любого игрока. Тот игрок, до которого дотронулся водящий, встает в круг. Игра продолжается.

«Клубочки»

Задачи:

  • развивать ловкость
  • умение быстро наматывать нить на клубок
  • воспитывать выдержку, настойчивость

Правила игры:

На полу лежат клубочки, у которых отмотана нить на определенное расстояние. Задача игроков как можно быстрее смотать нить в клубок. Играющих можно разделить на команды.

Сказка про лен.

       Жила – была девочка. Звали ее Машей. Вот однажды летом поехала Маша к своей бабушке в гости.

       Домик бабушки стоял около луга. Чудесные цветы росли на лугу. Внучка с бабушкой часто гуляли на том лугу, собирали цветы. Девочка собрала цветы. принесла их домой и поставила в вазу. Маша знала название цветов, но один показался незнакомым. Она спросила у бабушки: «Как называются эти голубенькие цветочек?

-Это лен. Из этих чудесных цветов шьют одежду, делают масло- ответила бабушка.

- Как можно шить одежду из цветов? - удивилась Маша.

-Я расскажу тебе одну волшебную историю. Слушай.

   На большом лугу росли замечательные цветы. И вот как-то раз заспорили луговые цветы: «Кто самый красивый?»

-Я самый красивый и полезный – сообщил колокольчик.

-Своим прекрасным звоном я бужу наш замечательный луг.

-Нет, я самый красивый – сообщил клевер. Моя шапочка самая яркая и нарядная.

-Самый красивый – это я – сказал колокольчик. Весной я, как солнышко, а в середине лета наряжаюсь в пушистое, воздушное платье, мои зонтики разлетаются далеко, далеко.

Все цветы спорили, только один цветок молчал. Это был лен.

-Почему ты молчишь? - спросили цветы.

-Я не такой красивый как вы, но польза от меня велика

       Маша слушала эту историю и уснула. Ей  приснилась история про  лен. Маша оказалась на лугу среди цветов. Летний ветерок нашептал поучительную историю про то, как из стебельков получается одежда. Маша увидела весь процесс изготовления нитей, увидела ткацкий станок и девушек вышивающих сказочные узоры на холщевых рубахах и платьях. Примеряла расшитые сарафаны, водила хороводы, пела русские народные песни.

      Так Маша узнала о том, какой полезный цветок лен.

Список литературы:

1.Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (ЦГЛ г. Москва 2004г.)

2.Л. Кон. «Книга о растениях» рассказ «Лен».

3.В. Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей».

4. «Великие полотна» (Белый город. г. Москва 2002 г.)

5. «Государственный эрмитаж, Ленинград . Картинная галерея. Путеводитель» («Аврора» г. Ленинград, 1991г.

6. «Русский музей» (г. Санкт – Петербург 1998 г.)

7. А. С.Пушкин. Избранные произведения (г. Минск 1978 г.)

8. «Русский народный костюм» (Санкт – Петербург 2009 г.)

Конспект беседы с детьми

подготовительной группы

на тему: «Волшебный клубочек»

Цель:

  • познакомить детей с видами тканей;
  • закреплять знания о происхождении тканей, их изготовлении;
  • познакомить детей с трудом работников швейной промышленности;

Оборудование:  

  1. набор с лоскутками тканей (лен, хлопок, шелк, шерстяная ткань, джинсовая ткань, ситец, бархат, вельвет и т.д.)
  2. демонстрационная картина «На ткацкой фабрике»
  3. картинки с изображение одежды
  4. демонстрационный «ткацкий станок»
  5. растение Лен
  6. вата
  7. изображение овцы

Ход беседы:

Дети сидят полукругом перед столом, на  котором лежат картинки с изображениями одежды и лоскуты ткани.

В: Ребята посмотрите на картинке и скажите что на них изображено? (Ответы детей). Верно это одежда. А скажите, как вы думаете, из чего делают одежду? (Ответы детей).  А из чего же тогда делают ткань?  (Предположения детей).

В: Посмотрите, ребята, вот это ткань называется лен. Как вы думаете из чего, делают лен?  (Предположения детей) Воспитатель показывает растение лен. Из этого растения и делают льняную ткань. Но чтобы создать ткань растение лен проходит долгую обработку. Сначала его собирают комбайнами и вяжут в снопы, затем везут на фабрику, где его обрабатывают на специальных машинах, его трепят, прочесывают и делают льняную нить.

В: Ребята, посмотрите, а вот что это за такая «коробочка» растет в поле? Как вы думаете, она мягкая?  (Ответы детей.) Эта «коробочка» растения, которое  называется Хлопок. Он растет на полях и из него, как и изо льна тоже делают ткань и не только. Его тоже собирают с полей комбайном и доставляют на фабрику, где его обрабатывают. Сначала очищают, и получают чистый мягкий хлопок (демонстрация очищенного хлопка). Затем прочесывают и делают «ровницу», из которой делают нити и пряжу (демонстрация ровницы, нитей и пряжи из хлопка).  Но из хлопка делают не только пряжу, нитки, но и еще из хлопка делают вату (демонстрация ). Из хлопка делают еще много разных тканей такие как: джинсовую ткань, ситец, бязь, вельвет (воспитатель раздает детям лоскутки ткани.)

В: (воспитатель показывает картинку с изображением овцы) Ребята как вы думаете, а из шерсти овцы можно изготовить ткань или нити? (предположения детей). Из шерсти овцы, мы с вами носим разные кофты теплые, шарфы и шапки, варежки. Шерсть с овцы состригают машинкой и отправляют в прядильную машину, из которой уже получают пряжу. А затем отправляют пряжу на фабрики, где вяжут одежду.

В: кто работает на фабриках? (ответы детей) На ткацких фабриках работают ткачихи, на вязальных фабриках - вязальщицы. Они работают на машинках вязальных, и у ткацких станков (демонстрация картины «На ткацкой фабрике»).

В: (воспитатель показывает ткацкий станок) посмотрите , ребята,это маленький ткацкий станок на таком станке в старину ткали ткань наши бабушки. Сейчас на фабриках стоят огромные ткацкие станки, которые в день ткут много метров ткани. Эти станки переплетают нити между собой вот так:

C:\Users\MI\Desktop\pl_pol.gif

В: Так вот ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о тканях и их производстве. Узнали, что на фабриках работают ткачихи, вязальщицы, швеи. А еще узнали, что много тканей производят из растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект "Связующая нить"

Воспитание патриотизма у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны....

Тренинг для педагогов ДОУ "Нити счастья"

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам....

ВЫСТАВКА русского народного декоративно-прикладного искусства "Времён связующая нить"

Цель: Познакомить детей с историей русского народного художественного промысла. Вызвать у детей интерес в целом к русской народной культуре, любовь к Родине и гордость за родную страну.Ос...

Картотека игр для родительских собраний "Связующая нить"

В картотеке предложены игры, которые педагоги могут использовать при организации активных форм работы с родителями (клубы, практикумы. роди...

педагогический проект "Живая нить памяти"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

педагогический проект "Живая нить памяти"

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

"Чудо нить"

Сценарий НОД по познавательно - речевому развитию с детьми 4-5 лет...