Проект "Осень золотая!".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Корхова Надежда Геннадьевна

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Осень золотая!»

Вид проекта:познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Автор проекта: Корхова Надежда Геннадьевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад п. Уемский» МБОУ «Уемская СШ»

Проблема:

Дети не имеют достаточного представления о явлениях окружающей природы, а также о том, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.

Актуальность:

Осень – унылая пора… Так называют многие поэты прекрасное время года. Однако, в каждом времени года есть своё неповторимое очарование. Сколько стихов, поговорок, пословиц и загадок придумано на осеннюю тематику. Осенью золотыми становятсядеревья, кустарники, травы. Дни становятся короче и холоднее, а ночи длиннее, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Все чаще моросит мелкий дождик, а утром появляются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

Мы взрослые, наверное,  уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети. Мы не замечаем всей этой красоты. А для детей осень приносит столько всего чудесного и необычного. Поэтому необходимо им предоставить возможность общаться с живой природой, наблюдать за животными и растениями. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, кустарники, птицы, насекомые. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам, но и через прямой контакт ребёнка с природой.

В своей работе с детьми я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них познавательного интереса к изучению природы.

Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • воспитывать умения передавать свои впечатления от окружающей действительности в различных видах деятельности;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе; пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы

Формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Наблюдения
  • Игровая деятельность (Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, подвижные игры)
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, составление рассказов
  • Рассматривание иллюстраций, картин
  • Выставки детских работ, поделок из природного материала
  • Трудовая деятельность
  • Развлечение

Предполагаемый результат:

  • знание детьми осенних изменений в природе, характерных сезонных явлениях, дарах природы;
  •  познавательный  интерес детей к окружающей их природе;
  • отражение знаний, впечатлений накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности;
  • бережное отношение к природе.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

-Определение уровня знаний детей  о сезонных причинно-следственных

связях в осеннее время года (через диагностику см. Приложение № 1)

- Выбор темы проекта.

- Определение цели и задач проекта.

- Составление плана работы.

- Изучение методической литературы.

- Предварительная работа с родителями.

2. Основной

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

ООД «Осенняя прогулка»

ООД «Деревья в нашем саду…»

ООД «Дары природы»

Беседы:

 «Золотая осень», «Деревья»,  «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Почему деревья сбрасывают листья?»

Наблюдения:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, дождём)

- за перелётными птицами

- за деревьями, растущими на территории детского сада, листопадом

- за насекомыми

- за красотой осенних красок

Экскурсия «В парке детского сада»

Экспериментирование: опыты с глиной и песком

 

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Чтение и заучивание стихотворений об осени:

Е.Трутнева «Листопад», М.Ивенсен «Падают, падают листья», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..», «Унылая пора!», А.Плещеев «Скучная картина», И.Бунин «Лес точно терем расписной»…

Чтение художественной литературы:

И.Соколов – Микитов «Листопадничек», Г.Скребицкий «Как белочка зимует», К.Ушинский «Спор деревьев», Л.Толстой «Дуб и орешник»…

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Словесные игры:

«Осенние приметы», «Какой сок? Какое варенье?», «Доскажи словечко», «С какой ветки детки?», «Один – много», «Какая бывает осень?»…

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Магазин фрукты и овощи», «Магазин семян»

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек», «Целое и часть», «Две корзинки», «Запасы зверей», «Кто? Где живёт?», «Вершки и корешки», «Чьи листья и плоды?», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Времена года»…

Игры – драматизации: «Под грибом», «Репка»

Трудовая деятельность:

- сбор природного материала на прогулке;

- уборка опавшей листвы на участке;

- укрывание корней деревьев опавшей листвою;

- рассматривание иллюстраций на тему: «Труд людей осенью».

Беседы:

«Труд человека осенью», «Сколько красок у осени», «Будь осторожен в лесу!»…

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукции картин:

И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Осень»,

Рисование:

«Золотая осень», «Ветка рябины», «Грибы и ягоды в корзинке», «Осенний ковёр», «Во что может превратиться осенний лист».

Аппликация:

«Грибок», «Ёжик с грибом», коллективная работа «Осенняя пора»

Лепка:

«За грибами в лес осенний»

 Ручной труд из природного материала

«Бабочка» (из листьев), «Лесовичок» (из шишек, жёлудей)

Самостоятельная художественная деятельность

Конструирование

Прослушивание музыкальных произведений:

П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года»,

Разучивание песен об осени:«Осень, осень в гости просим», «Осень невидимка», «Осень милая шуршит»

Разучивание танца «Улетают журавли»

Музыкальные игры:

«Собираем урожай»,  «Горошина», «Что ты осень принесла?»

Физическое развитие

Физкультминутки:

«Листопад», «Грибы», «Клён», «В лес осенний мы пойдём»..

Пальчиковые игры:

«За ягодами», «Осенний букет»

Подвижные игры:

«Раз, два, три - к дереву беги», «Осень», «Съедобное – несъедобное», «У медведя во бору», «Совушка».

Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»

- Рекомендации родителям о прочтении детям дома художественной литературы по теме, беседах с детьми «О сезонных изменениях в природе»

- Сбор природного материала

- Участие в выставке поделок из природного материала «Сосновые дочки, еловые сыночки»

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка поделок из природного материала «Сосновые дочки, еловые сыночки».
  • Оформление гербария «Деревья и листья».
  • Интеллектуальный досуг «Осенняя викторина»
  • Развлечение «Праздник осени»

Ресурсы и условия реализации проекта:

Временные

Срок проведения: 3 недели

Информационные

Использование методической литературы, ресурсов сети интернет, энциклопедий о природе. Дидактические игры по экологическому воспитанию.

Кадровые

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Организационные

Изготовление гербария «Деревья и листья», организация родителей в изготовлении поделок из природного материала.

Материально-технические

Изобразительные материалы, бумага, природный материал.

Возможные риски:

Возможные риски

Пути устранения

1. Неблагоприятные природные условия (дождь)

Организация наблюдения природных явлений из окна детского сада, внесение природных объектов в группу для рассматривания детьми

2. Нежелание родителей делать поделку из природных материалов

Совместное изготовление поделки воспитателя и ребёнка, проведение совместного с родителями мастер-класса

Результаты проектной деятельности:

В результате реализации данного проекта у детей расширились и систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о сезонных явлениях. Дети с интересом наблюдали за происходящими  изменениями в природе, задавали вопросы, ответы на которыечасто искали сами путём рассуждений и размышлений. А так же с радостью делились своими впечатлениями, которые передавали в своём творчестве. Проведённая диагностика развития детей показала положительную динамику в освоении ими сезонных причинно-следственных связях в осеннее время года (см. Приложение № 1)

Литература:

  1. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
  3. Комарова Т.С.Развитие художественных способностей дошкольников

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с
  2. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Подготовительная к школе группа.

                                                                             Приложение №1

                                                 

C:\Users\ДНС\Desktop\Рисунок2.png 

Рис.1.  Результаты  диагностики знаний у детей  о сезонных причинно-следственных связях в осеннее время года

(до начала проекта и после реализации проекта)

Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о сезонах, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного сезона (осень), изменения в живой и не живой природе в это время года, о труде взрослых и деятельности детей в осенний период.

 

Система вопросов:

1. Какие знаешь времена года? Разложи картинки с изображением времён года последовательно.

2. Назови  характерные признаки времён года?

3. Как ты узнаешь, что наступила осень?

4. Какие растения на участке детского сада ты знаешь?

5. Что происходит с растениями осенью?

6. Какие изменения происходят у животных, птиц?

7. Расскажи о труде взрослых осенью.

8. Как одеваются люди осенью?

9. Какое твоё любимое время года и почему?

   10. Какие правила поведения в природе ты знаешь?

   Анализ выявления уровня сформированности экологических знаний отдельного сезона (осень), позволил сгруппировать детей на три группы.

Высокий уровень – 2 детей показали достаточно полные и систематизированные знания. Объяснили последовательность сезонов, отметили характерные признаки и  изменения каждого сезона.  Конкретные обобщающие знания о деревьях, животных, птицах, о труде взрослых осенью. Называют правила поведения в природе и как надо себя вести.

Средний уровень - у 7 детей разрозненные и обрывочные знания, называют отдельные яркие явления того или иного сезона, но не устанавливают причины явлений и связи между ними. Редко прибегают к обобщениям, не называют причинно-следственные связи, например, не связывают поведение птиц с изменениями состояния погоды с и т.д. Называют  не все растения своего участка, перечисляют основные виды деревьев. Анализируют явления природы с помощью подсказки воспитателя.

Низкий уровень – 9 детей, у них разрозненные, небольшие по объему знания, дают характеристику того или иного сезона, но не устанавливают последовательности сезонов и явлений. Редко устанавливают связи между явлениями, знания неточны, расплывчаты. Редко отмечают отношения последовательности протекания сезонных явлений.

 В результате реализации данного проекта у детей расширились и систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о сезонных явлениях. Проведённая диагностика развития детей показала положительную динамику в освоении ими сезонных причинно-следственных связях в осеннее время года  (детей с высоким уровнем стало – 7, средним – 9, низким – 2).

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"

Конспект  образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопиейЦель: формирование смысловой стороны речи.Программное содержан...

|Конспект НОД На тему "Золотая рыбка" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"

Конспект интегрированной НОД на тему «Золотая рыбка»по сказке А,С,Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (аппликация)....

"Осень золотая" презентация, "Осень золотая" - сценарий

«Золотая осень»художественно-эстетическая гостиная для педагогов, детей, родителей...

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...