Чудеса Хабаровского края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дампилова Баира Утанасановна

Видео о чудесах Хабаровского края...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чудеса хаб.края28.7 КБ
Файл 4._konspekt_chudesa.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудеса Хабаровского края».

Конспект НОД для детей подготовительной группы

Цель:   Ознакомление  детей с чудесами Хабаровского края

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о Хабаровском крае.
  2. Познакомить детей с чудесами Хабаровского края (река Амур, Амурский мост, Амурский тигр, лотос Комарова, петроглифы Сикачи Аляна)
  3.  Формировать навыки экспериментальной деятельности, способствовать умению делать выводы.
  4.  Развивать творческие способности детей нетрадиционным способом рисования.

 

Активизация словаря: лотос Комарова, петроглифы, амурский тигр, Красная книга и др.

Методы:

  1. Практические: Офтальмологическая гимнастика, физкультминутка «Мы-тигрята»,  экспериментирование с бумажными цветами лотоса, рисование на камнях.
  2. Наглядные: карта Хабаровского края, использование презентации «Чудеса Хабаровского края»,  схемы – символы петроглифы Сикачи Аляна.
  3. Словесные: художественное слово, загадки, вопросы, беседа, объяснение, ситуативный разговор.
  4. Материалы:     имитация «Озеро лотосов», бумажные лотосы, маркеры, камни.
  5. Технические средства: аудио - записи, презентация, анимированные картинки.

Ход

Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня к вам в садик пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Давайте встанем в круг и с вами  познакомимся. Как вас зовут? Меня зовут Светлана Валерьевна  

Сколько в мире чудес! Пирамиды и храмы,
Ледники и сады, замки и города…
Я тебе расскажу о Хабаровском крае,
Кто здесь раз побывал – полюбил навсегда!
Есть у нас чудеса: и рисунки на скалах,

Что древней пирамид,  и Шаманка-гора,

Водопады и айсберги (это Шантары),

Собирайся скорее в дорогу - пора!

В каком крае мы с вами живем? (ответы детей)
А вы знаете чем прекрасен и чудесен наш край? (ответы детей)

 

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его чудесами. Вы готовы?

- Предлагаю вам подойти к карте Хабаровский край. (Дети рассматривают карту). 

Давайте с вами рассмотрим карту: что это за голубые ленты и голубые пятна?(ответы детей) 

- Какая самая широкая река протекает по нашему краю?(ответ детей)

Тогда в путь!

В лево в право повернись на реке Амур очутись

Основная часть

Древние жители считали, что Амур- это огромный дракон, заснувший на песке. Прибрежные ивы- его чешуя, поэтому местные жители  делали из ивовых веток свои украшения. Амур- и в самом деле особенная река, не похожая ни на какую другую. Он постоянно чуть- чуть меняет русло, как будто дракон поворачивается во сне. Дракон дарит несметные богатства- уникальные виды рыб.

 Здесь водится 108 видов рыб.

Какая рыба водится в водах Амура?(ответы детей) 

-Амур - это первое чудо Хабаровского края, которое нуждается в нашей защите. А как мы можем защитить реку Амур. (ответы детей)

Ребята послушайте и отгадайте, какое второе чудо нашего края?

Он перекинут через реку.

Удобно стало человеку

Перебираться через воду,

Совсем забыв про непогоду.

На сваях закреплён помост.

Назвали это чудо - … (Мост).

В лево в право повернись на Амурском мосту очутись

-Это Амурский мост.  Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года.  Но мост устарел и его  разобрали для того, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь – самый крупный в мире экспонат музея.

Вопрос: А кто ездил из вас по мосту с родителями? А на чем вы ездили, на машине или поезде?

Мы знаем: в мире много и других замечательных мостов, но в Хабаровском крае такой один. Мост поражает своими размерами, это совмещённый мост: железнодорожный и автомобильный. А ночью он зажигает свои фонари и выглядит сказочно. Почему же его назвали чудом? (ответы детей)

-Отгадайте еще одну загадку, и вы узнаете следующее чудо Хабаровского края:

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются

Священным цветком,

Его называют,

В прудах и озёрах,

Он обитает!             (Лотос)

Правильно это загадочный и прекрасный цветок, растущий на озерах Хабаровского края. (Показывает слайд презентации) 

В лево в право повернись,  на озере лотосов очутись.

 

Считается: кто увидел цветущий лотос, будет счастлив весь год. А вы хотите увидеть лотосы и быть счастливыми?  (ответы детей)

Предлагаю вам провести небольшой эксперимент. (дети запускают в таз с водой цветок из бумаги и наблюдают как он раскрывается). Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

  Пока лотос раскрывается, воспитатель рассказывает легенду.

 А что вы знаете об этом цветке? ( ответы детей)

- Лотос - одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад, когда были еще динозавры. Лотос приспособился к похолоданию (во время мороза, когда корешки вымерзают, семена цветка впадают в спячку и способны так жить сотни лет). Цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере. Таких озер в мире осталось   мало. Это самый крупный и красивый вид лотоса на планете, он занесен сразу в три Красные книги – края, России и мира.   Это древнейшее растение следует охранять.

Как мы можем сохранить наше дальневосточное чудо, лотос. ( ответы детей)     

-Чтобы узнать какое следующее чудо Хабаровского края,  закройте глаза и послушайте:

Рык тигра

Это действительно – Амурский тигр  

Влево, вправо, повернись, в гостях у тигра очутись.

 

Нас встречает Амурский тигр. А что вы знаете о тигре?(ответы детей)

-На самом деле, удивительно, что эта гигантская кошка  живёт в нашей тайге: климат здесь суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к местным холодным зимам. Но его численность сокращается: растёт он медленно, лесные пожары, снежные зимы, браконьеры…всё это влияет на численность популяции амурского тигра.   У амурского тигра короткие лапы, но широкая подушка лап, чтобы не проваливаться в глубокий снег. Много внимания амурскому тигру приходится уделять охоте на косуль, оленей и кабанов.  Охотятся тигры в одиночку. Чтобы спасти это красивое животное от исчезновения его занесли в Красную книгу. Этот красавец должен жить, а человек ему помогать.

Физкультминутка «Мы — тигрята»

- Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

- Следующее чудо нашего края – посмотрите на экран, вы знаете что это.

это Петроглифы Сикачи-Аляна

Влево, вправо повернись,  на Сикачи – Аляне очутись

- Следующее чудо нашего края –  это Петроглифы Сикачи-Аляна, памятники древнейшей цивилизации, ровесники Египетских пирамид. Не далеко, не близко, не высоко, не низко, а в 70 км от Хабаровска, на правом берегу Амура, у сел Сикачи-Аляна и Малышево, стоят валуны из базальта. На них – петроглифы, которые представляют собой изображения личин, зверей, птиц, змей, лодок.

музыка

Нанайская легенда гласит: когда-то вся Земля была очень горячая, и камни на ней плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник спас Землю от нестерпимого жара, а рисунки богов так и остались.  

Рассмотреть схемы – символы петроглифов Сикачи - Аляна. (пояснения схем)

 - Вы хотите попробовать себя в роли древних людей, рисующих петроглифы? (ответы детей)

- Подойдите к столам, что вы на них видите? (ответы детей)

-  Предлагаю вам присесть за столы и на камнях попытаться изобразить зверей, птиц, людей, может быть сценки охоты или рыбалки древних людей. (Дети на камнях рисуют петроглифы и звучит мызыка)

Дети подойдите ко мне и расскажите, что вы изобразили на камнях. (дети рассказывают)

Влево, вправо повернись, в детском саде очутись.  

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Давайте еще раз вспомним о чудесах Хабаровского края.

 - Река Амур, Амурский мост, Амурский тигр, лотос Комарова. петроглифы Сикачи - Аляна (Воспитатель еще раз показывает слады презентации )

Дети прикрепляют на карту Хабаровского края условные обозначения

Вот и подошло к концу наше путешествие по родному Хабаровскому краю, и вы теперь можете ответить на вопрос, чем интересен и богат Хабаровский край

- Что понравилось? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

- А чтобы вы ничего не забыли и смогли рассказать родителям о нашем путешествии по Хабаровскому краю, предлагаю вам забрать на память  свои работы.

До свидания!

   уходят из музыкального зала под музыку  



Предварительный просмотр:

«Чудеса Хабаровского края».

Конспект НОД для детей подготовительной группы

Цель:   Ознакомление  детей с чудесами Хабаровского края

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о Хабаровском крае.
  2. Познакомить детей с чудесами Хабаровского края (река Амур, Амурский мост, Амурский тигр, лотос Комарова, петроглифы Сикачи Аляна)
  3.  Формировать навыки экспериментальной деятельности, способствовать умению делать выводы.
  4.  Развивать творческие способности детей нетрадиционным способом рисования.

 

Активизация словаря: лотос Комарова, петроглифы, амурский тигр, Красная книга и др.

Методы:

  1. Практические: Офтальмологическая гимнастика, физкультминутка «Мы-тигрята»,  экспериментирование с бумажными цветами лотоса, рисование на камнях.
  2. Наглядные: карта Хабаровского края, использование презентации «Чудеса Хабаровского края»,  схемы – символы петроглифы Сикачи Аляна.
  3. Словесные: художественное слово, загадки, вопросы, беседа, объяснение, ситуативный разговор.
  4. Материалы:     имитация «Озеро лотосов», бумажные лотосы, маркеры, камни.
  5. Технические средства: аудио - записи, презентация, анимированные картинки.

Ход

Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня к вам в садик пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Давайте встанем в круг и с вами  познакомимся. Как вас зовут? Меня зовут Светлана Валерьевна  

Сколько в мире чудес! Пирамиды и храмы,
Ледники и сады, замки и города…
Я тебе расскажу о Хабаровском крае,
Кто здесь раз побывал – полюбил навсегда!
Есть у нас чудеса: и рисунки на скалах,

Что древней пирамид,  и Шаманка-гора,

Водопады и айсберги (это Шантары),

Собирайся скорее в дорогу - пора!

В каком крае мы с вами живем? (ответы детей)
А вы знаете чем прекрасен и чудесен наш край? (ответы детей)

 

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его чудесами. Вы готовы?

- Предлагаю вам подойти к карте Хабаровский край. (Дети рассматривают карту). 

Давайте с вами рассмотрим карту: что это за голубые ленты и голубые пятна?(ответы детей) 

- Какая самая широкая река протекает по нашему краю?(ответ детей)

Тогда в путь!

В лево в право повернись на реке Амур очутись

Основная часть

Древние жители считали, что Амур- это огромный дракон, заснувший на песке. Прибрежные ивы- его чешуя, поэтому местные жители  делали из ивовых веток свои украшения. Амур- и в самом деле особенная река, не похожая ни на какую другую. Он постоянно чуть- чуть меняет русло, как будто дракон поворачивается во сне. Дракон дарит несметные богатства- уникальные виды рыб.

 Здесь водится 108 видов рыб.

Какая рыба водится в водах Амура?(ответы детей) 

-Амур - это первое чудо Хабаровского края, которое нуждается в нашей защите. А как мы можем защитить реку Амур. (ответы детей)

Ребята послушайте и отгадайте, какое второе чудо нашего края?

Он перекинут через реку.

Удобно стало человеку

Перебираться через воду,

Совсем забыв про непогоду.

На сваях закреплён помост.

Назвали это чудо - … (Мост).

В лево в право повернись на Амурском мосту очутись

-Это Амурский мост.  Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года.  Но мост устарел и его  разобрали для того, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь – самый крупный в мире экспонат музея.

Вопрос: А кто ездил из вас по мосту с родителями? А на чем вы ездили, на машине или поезде?

Мы знаем: в мире много и других замечательных мостов, но в Хабаровском крае такой один. Мост поражает своими размерами, это совмещённый мост: железнодорожный и автомобильный. А ночью он зажигает свои фонари и выглядит сказочно. Почему же его назвали чудом? (ответы детей)

-Отгадайте еще одну загадку, и вы узнаете следующее чудо Хабаровского края:

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются

Священным цветком,

Его называют,

В прудах и озёрах,

Он обитает!             (Лотос)

Правильно это загадочный и прекрасный цветок, растущий на озерах Хабаровского края. (Показывает слайд презентации) 

В лево в право повернись,  на озере лотосов очутись.

 

Считается: кто увидел цветущий лотос, будет счастлив весь год. А вы хотите увидеть лотосы и быть счастливыми?  (ответы детей)

Предлагаю вам провести небольшой эксперимент. (дети запускают в таз с водой цветок из бумаги и наблюдают как он раскрывается). Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

  Пока лотос раскрывается, воспитатель рассказывает легенду.

 А что вы знаете об этом цветке? ( ответы детей)

- Лотос - одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад, когда были еще динозавры. Лотос приспособился к похолоданию (во время мороза, когда корешки вымерзают, семена цветка впадают в спячку и способны так жить сотни лет). Цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере. Таких озер в мире осталось   мало. Это самый крупный и красивый вид лотоса на планете, он занесен сразу в три Красные книги – края, России и мира.   Это древнейшее растение следует охранять.

Как мы можем сохранить наше дальневосточное чудо, лотос. ( ответы детей)     

-Чтобы узнать какое следующее чудо Хабаровского края,  закройте глаза и послушайте:

Рык тигра

Это действительно – Амурский тигр  

Влево, вправо, повернись, в гостях у тигра очутись.

 

Нас встречает Амурский тигр. А что вы знаете о тигре?(ответы детей)

-На самом деле, удивительно, что эта гигантская кошка  живёт в нашей тайге: климат здесь суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к местным холодным зимам. Но его численность сокращается: растёт он медленно, лесные пожары, снежные зимы, браконьеры…всё это влияет на численность популяции амурского тигра.   У амурского тигра короткие лапы, но широкая подушка лап, чтобы не проваливаться в глубокий снег. Много внимания амурскому тигру приходится уделять охоте на косуль, оленей и кабанов.  Охотятся тигры в одиночку. Чтобы спасти это красивое животное от исчезновения его занесли в Красную книгу. Этот красавец должен жить, а человек ему помогать.

Физкультминутка «Мы — тигрята»

- Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

- Следующее чудо нашего края – посмотрите на экран, вы знаете что это.

это Петроглифы Сикачи-Аляна

Влево, вправо повернись,  на Сикачи – Аляне очутись

- Следующее чудо нашего края –  это Петроглифы Сикачи-Аляна, памятники древнейшей цивилизации, ровесники Египетских пирамид. Не далеко, не близко, не высоко, не низко, а в 70 км от Хабаровска, на правом берегу Амура, у сел Сикачи-Аляна и Малышево, стоят валуны из базальта. На них – петроглифы, которые представляют собой изображения личин, зверей, птиц, змей, лодок.

музыка

Нанайская легенда гласит: когда-то вся Земля была очень горячая, и камни на ней плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник спас Землю от нестерпимого жара, а рисунки богов так и остались.  

Рассмотреть схемы – символы петроглифов Сикачи - Аляна. (пояснения схем)

 - Вы хотите попробовать себя в роли древних людей, рисующих петроглифы? (ответы детей)

- Подойдите к столам, что вы на них видите? (ответы детей)

-  Предлагаю вам присесть за столы и на камнях попытаться изобразить зверей, птиц, людей, может быть сценки охоты или рыбалки древних людей. (Дети на камнях рисуют петроглифы и звучит мызыка)

Дети подойдите ко мне и расскажите, что вы изобразили на камнях. (дети рассказывают)

Влево, вправо повернись, в детском саде очутись.  

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Давайте еще раз вспомним о чудесах Хабаровского края.

 - Река Амур, Амурский мост, Амурский тигр, лотос Комарова. петроглифы Сикачи - Аляна (Воспитатель еще раз показывает слады презентации )

Дети прикрепляют на карту Хабаровского края условные обозначения

Вот и подошло к концу наше путешествие по родному Хабаровскому краю, и вы теперь можете ответить на вопрос, чем интересен и богат Хабаровский край

- Что понравилось? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

- А чтобы вы ничего не забыли и смогли рассказать родителям о нашем путешествии по Хабаровскому краю, предлагаю вам забрать на память  свои работы.

До свидания!

   уходят из музыкального зала под музыку  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины «Мой Хабаровский край»

Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Хабаровского края, обобщить знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края, воспитывать патриотизм, любовь к родному краю,...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Проект "Хабаровск - столица Хабаровского края!"

Проект "Хабаровск - столица Хабаровского края!"...

Развлечение-презентация проекта «Семь чудес Хабаровского края»

Реализованное развлечение по одноименному проекту "Семь чудес Хабаровского края" было проведено в подготовительной группе в мае 2019 года...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "КАРУСЕЛЬ" С. ВОСТОЧНОЕ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Рабочая программа Второй младшей группы "Карапузики" (от 3 до 4 лет) на 2021-2022гг.

Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы общеразвивающей направленности с учетом примерной основной образовательной программы...

презентация "Семь чудес хабаровского края"

Среднесрочный позновательный проект с детьми средней группы "Семь чудес хабаровского края"Благодаря этому проекту дети познакомились с красивешими местами Хабаровского края. Данная деятельно...