Экологический проект
проект по окружающему миру (средняя группа)

Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна

Реализация данного проекта учит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобретают новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривают увядание березы, отмечают ее роль как лекарственного сырья; изучают чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования приходят к выводу: о необходимости сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 22 «Павушка»

__________________________________________________________________________

143988 Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

                                                        тел. 8-498-785-75-75

                                        E-mail nadya.bobyleva.72@mail.ru

                                            План

      Экологический проект: «Люблю берёзу белую»

                      Подготовили: Нарзыкулова Э. А.

                                                       Кожухова Л.В.

                                           Балашиха

                                               2019г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 1.04.2017г. по 30.07.2019г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физкультуре.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Цель :

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: 

 

  1. Развивать чувства патриотизма и любви к Родине.

          2. Расширять знания детей о русской березе, как символе России;

          3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

         4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Актуальность: Расширение представлений детей об экологической культуры, как средство патриотического воспитания.

Реализация проекта:

«Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она,

Что , быть может, в столетья иные

От березы - вся Русь рождена»

Формы работы:

Через наблюдения, чтение художественной литературы, опыты, художественное и музыкальное творчество, подвижные и дидактические игры, консультация для родителей, досуги и развлечения, природоохранные мероприятия, городские акции.

Первый этап:

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Беседы с детьми

Подбор литературы.

Рассматривание картин.

Береза в разное время года

Осенью в золотом убранстве

Зимой – сверкающая в ажурном инее.

Весной - ослепительно белая на фоне зеленой травы

Летом – длиннокосая, кудрявая

Загадывание загадок по данному объекту.

Дар берёзки, необходимые в доме.

Знакомство детей с русским ремеслом.

Опыт: «Тонет, не тонет».

Мастер класс наших дедушек.

Необходимость берёзовой древесины для постройки домов.

Ручной труд: Плетение из бересты различных предметов.

Знакомство с новым предметом в древней Руси. «Лучина»

Знакомство с полезными и лечебными свойствами берёзы.

Знакомство с приметами, народными праздниками и традициями с привлечением русской красавицы. Стихи и песни посвящённые берёзке.

Знакомство с художниками писавших картин с изображением берёз.

В завершение будет проведён досуг посвященный русской красавицы.

Основной этап:

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Аппликация «Березовая роща» (оригами, из конуса) .

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки  на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Исследование бересты под лупой.

6. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия  окружающей среды…».

Образовательной область   «Чтение художественной литературы»

1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И.  Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…»  В.А. Злоказова; « Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три  Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

 

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

 

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Лепка: «Березовый пенек» .

Цель: Учить детей лепить цилиндр, отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, скатывать маленькие шарики большим и указательным пальцем.

2. Создание панно «Березка» .

Цель: Учить детей создавать композицию разными нетрадиционными методами.

3. Рисование: «Белая береза» (использование различных   техник).

Цель: Продолжать учить детей правильно держать кисточку и пользоваться красками, учить детей изображать берёзку.

4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)

Цель: Продолжать учить детей пользоваться ножницами, разрезать тонкие полоски.

4. Оформление уголка «Береза – символ России».

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Беседа с детьми: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
  2. Консультация для родителей на тему: «Берегите природу»
  3. Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание к своей Родине»
  4. Консультация для родителей на тему: «Очистим наш город от мусора»
  5. Природоохранное мероприятия: «Раздельный мусор»
  6. Проведение совместного фольклорного развлечения «Русская березка» .

 

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательной область «Труд»

1. Акция «Посади дерево» совместно с родителями  

2. Акция «Лес победы» совместно с родителями.

Завершающий этап: 

Рефлексивный этап

1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.  

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Конкурс «Читаем стихи о березке».

5. Просмотр  презентации «Люблю берёзу русскую»

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и другие деревья, почему они необходимы.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

5. Развитие у детей   бережное отношение к природе.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

                                                                                                                                           Приложение

Фольклорный досуг для детей среднего дошкольного возраста                  

                                 «Русская берёзка».

БЕРЕЗКА РУССКАЯ - Людмила Павловна Путилина

                                                                 Подготовила и провела:

                                            Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна

                                                          Кожухова Лилия Витальевна

                                                      «Русская берёзка»

             Фольклорный досуг для детей среднего дошкольного возраста.

Цели:

Воспитание детей к бережному отношению к родной природе.

Задачи:

  • Формировать знания о народном творчестве;
  •  Продолжать знакомить детей с хороводными песнями, произведениями устного народного творчества и русскими народными играми;
  • Формировать представление о времени года – весна;
  • Развивать речь, внимание, память детей, музыкальный слух;
  • Доставить детям радость;

Предварительная работа:

Заучивание потешек, закличек, песен;

Знакомство с русскими народными играми;

Беседы о медведе, о перелётных птицах;

Наблюдения за берёзкой, за солнцем, за погодой;

Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

Действующие лица:

Ручеёк;

Берёзка;

Солнышко;

Медведь;

Алёна;

Ход досуга:

Дети входят в зал, в центре зала сидит Берёзка: в белом платье, лицо укрыто фатой. Берёзка спит. Детей встречает Алёна в русском народном костюме.

Алёна:

Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться: я – Алёна, платок зелёный, русая коса, весенняя краса. Приглашаю вас на прогулку в весенний лес. А по дороге послушайте мою сказку. В некотором царстве, в некотором государстве, жила была берёзовая роща. Каждый год, когда наступала весна, все берёзы покрывались зелёными листочками. Но нынешней весной – всё иначе. Солнышко светит, пригревает, а берёзы всё не просыпаются. Пришли в рощу дети – а берёзы спят… Надо нам пробудить берёзку ото сна. Давайте скажем ласковые слова. Может быть от них берёзка проснётся.

Дети:

Хорошая берёзка, белоствольная.

Алёна:

Нет, не просыпается берёзка, сладко спит. Как же её разбудить?

Ребёнок:

Нужно закличку рассказать:

Иди с нами берёзка гулять,

Иди с нами песни запевать!

Хоровод « Берёзка ».

стихотворения

Алёна:

Нет, не просыпается берёзка. Позовём её тихо и ласково.

Дети:

Берёзка!

Алёна:

Не просыпается… Позовём погромче!

Дети:

Берёзка!

Алёна:

Не услышала нас берёзка. Ребята, посмотрите, какой сугроб! Подойдём поближе!

Музыкальная игра «Большие ноги»:

Большие ноги идут по дороге (дети идут большими шагами).

Маленькие ножки семенят по дорожке (дети идут маленькими шагами) .

Дети подходят к сугробу.

Алёна:

И на горке снег,

И под горкой снег,

А под горкой спит медведь –

Тише, дети, не шуметь!

Ребята, вместе с весной пришла пора и медведю просыпаться. Похлопаем в ладоши – разбудим медведя!

Дети хлопают в ладоши. Медведь просыпается и рычит. Дети убегают.

Алёна:

Медведь, не пугай нас! Ведь мы за помощью к тебе пришли. Помоги нам берёзку разбудить!

Медведь:

Помочь я рад, да боюсь – один не справлюсь. Давайте позовём Солнышко Красное.

Дети:

Солнышко Красное,

Взойди поскорей!

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

Дети:

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Дети:

Солнышко – колоколнышко!

Ты пораньше взойди.

Нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

Дети:

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Появляется Солнышко.

Игра «Солнышко»:

Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнышко, ярче!

Лето будет жарче!

А зима – теплее!

А весна – милее!

Дети подходят к Солнышку, протягивают к нему руки.

Солнышко говорит: «Горячо! »

Дети убегают, Солнышко догоняет детей.

Алёна:

Ребята, мы так весело играли, что разбудили ручеёк.

Игра «Ручеёк».

Медведь и Солнышко делают ворота. Дети берутся за руки и друг за другом проходят в ворота. Ручеёк ведёт детей за собой.

Алёна:

Люди добрые! Птицы, звери лесные! Помогите берёзку разбудить!

Солнышко:

Я помогу!

Пальчиковая игра «Жаворонок»:

В небе жаворонок пел,

(ладони скрещены, имитация взмахов крыльев)

Колокольчиком звенел.

(пальцы сложены «щепотью», покачивают кистями рук)

Порезвился в тишине,

(ладони скрещены, имитация взмахов крыльев)

Спрятал песенку в траве.

(складывают ладони лодочкой)

Тот, кто песенку найдёт,

(указательными пальцами обеих рук показывают друг на друга)

Будет весел целый год!

(хлопают в ладоши)

Алёна:

Не просыпается берёзка. Кто же нам поможет? Позовём на помощь перелётных птиц!

Уж ты пташечка,

Ты залётная,

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Ты замкни Зиму,

Зиму холодную.

Отомкни Лето,

Лето тёплое.

Детям раздают колокольчики, одевают  медальоны с изображением жаворонков.

Алёна:

Жаворонки – жавороночки!

Прилетите к нам.

Принесите нам

Весну тёплую!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Детки – жавороночки! Полетайте, позвените! И берёзку разбудите!

Игра «Жаворонок».

Дети – жаворонки «летают» по залу и звенят колокольчиками.

Алёна:

Посмотрите – ка, ребята, от звона колокольчиков просыпается берёзка!

Берёзка:

Спасибо вам за то, что нас, берёзок, разбудили! Угощу вас за это вкусным и сладким берёзовым соком!

Берёзка выносит поднос со стаканчиками и угощает детей берёзовым соком (можно заменить подслащённой водой) .

Алёна:

Спасибо и тебе, Берёзка! Встретимся мы с тобою ещё не раз! А всех вас, ребята, приглашаю в группу отведать угощения весеннего!

Детям предлагают корзинку с печеньями – «жаворонками»



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 22 «Павушка»

__________________________________________________________________________

143988 Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1

                                                                       тел. 8-498-785-75-75

                                                           E-mail nadya.bobyleva.72@mail.ru

                                 

                                    Тема: «Берёзовые пеньки»
                        Конспект НОД по лепке в средней группе

                         Детский торт "Ушастый зайка на березовом пеньке" - Доска объявлений

             Подготовила Нарзыкулова Эльзара Абдуллаевна

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Задачи: учить детей лепить пеньки из двух цветов пластелина (белый и чёрный), уточнить представление детей о строении пенька для более точной передачи пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности.
Программное содержание: развивать творческие способности; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать колбаску, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; соединение деталей.


Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, картинки с пеньками.
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и пеньков.

Чтение стихотворения

На вырубке, в таёжном мелколесье,
Открыто недоступный топору,
Могучий кедр, качаясь в поднебесье,
Смолистой хвоей свищет на ветру.
В рубцах-надрубах, в трещинах замшелых,
В броню коры тяжёлую одет,
Среди берёз и ёлок обгорелых
Зовёт друзей, которых больше нет...

I. Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель загадывает загадки:

Вот любимица Руси -

Всех и каждого спроси.

Белоствольная краса

Украшает нам леса. (Береза) 

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

Прискакал бельчонок, рад:

Два гриба принес на склад.

В этой комнатке, в тепле,

Он зимует на стволе. (Дупло)


Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу.
Воспитатель: ребята, а ещё в лесу есть пеньки, когда-то они были высокими деревьями, но человек срубил их. Деревья рубят для того чтобы делать мебель, бумагу или отапливать свой дом. А бывает их рубят когда они высыхают. Очень жаль деревья, ведь они человеку дают кислород, а ещё жильё для птиц и белок. Но мы можем спасти леса, сажая новые деревья, как и мы с вами посадив берёзку.

Воспитатель:
-Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
-Раз, два, три, четыре, пять!!! (считаем пальчики, загибая),
-Будем листья собирать,        
(сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листья березы, листья рябины,  
(загибаем пальчики),
-Листики тополя, листья осины,  
(сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листики дуба мы соберем,      
(сгибаем, разгибаем пальцы),
-Маме осенний букет соберем!!  
(разводим в стороны руками).

Практическая работа:

Для начала берём кусок белого пластилина, скатываем в шар, сплющиваем две противоположные стороны, получаем предмет формы цилиндра. Затем берём чёрный пластилин, двумя пальцами  скатываем маленькие колбаски и приклеиваем к цилиндру по горизонту в разных местах. Получаем берёзовый пенёк. Детям можно дополнить композицию разными предметами (насекомыми, листочками, грибами)  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....