Конспект по экологическому образованию на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУРАВЬЕВ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Филатова Ольга Вячеславовна

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологическому образованию  

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Удивительный мир муравьев»

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни в лесу.

Образовательные задачи:

- расширить и закрепить знания детей о насекомых – муравьях;

- дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья;

- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Развивающие задачи:

- развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

- формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдение за муравейником во время прогулки;

- чтение художественной литературы о жизни муравьев;

- беседы о насекомых;

- просмотр картин, иллюстраций, мультфильмов;

- заучивание стихотворений, пословиц о муравьях;

- загадки по теме;

- дидактические игры;

- проведен краткосрочный проект «Удивительный мир муравьёв»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/26/proekt-udivitelnyy-mir-muravev-podgotovitelnaya-gruppa

Материал:

- аудиозапись «Звуки леса»;

- разрезные картинки муравья и бабочки;

- модель муравейника из природного материала;

- иллюстрации насекомых, презентация на интерактивную доску;

- картина «Муравьи – санитары леса»;

- макет формикария.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: ребята, что вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель: как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (ответы детей).

 Воспитатель: правильно, мы с вами отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его обитателями.

Ребята, представьте себе, что мы с вами оказались на лесной полянке. Всё вокруг нас радует: светит солнышко, цветут разные травы, вокруг летают бабочки, гудят жуки, снуют муравьи. Как назвать их всех одним словом? Насекомые.

Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:

Кто работает с утра:                                                    

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,                                                                    

Мало ест, не пьет воды,                                  

У него полно друзей.

Тот работник – … (ответы детей)

Правильно, муравей – защитник леса. Там, где много муравьёв, лес здоровый и чистый. Они защищают лес от вредных насекомых, таких как листоеды, короеды. С весны до осени трудятся муравьи, стаскивая в муравейник личинок, гусениц, жуков, мушек. 

Я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно сложить разрезанную на 6 частей картинку с изображением муравья и бабочки. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.  Подходите к столам. Готовы? Начали!

Воспитатель: у всех получилось собрать картинку с изображением муравья и бабочки? Здорово! С заданием все справились. Давайте подумаем, как мы можем назвать этих представителей живой природы одним словом? (Насекомые).  Верно. А какие признаки их объединяют? Действительно, только у насекомых можно увидеть наличие усиков и шести лапок, при этом одни летают, как наша бабочка, а другие ползают, как муравей. Перечислите, пожалуйста, названия насекомых, которые вы знаете. (ответы детей).

Воспитатель: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» – от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.

Предлагаю послушать загадку, отгадав которую, вы еще раз встретитесь с хорошо знакомым для нас насекомым:

Стоит под ёлкой городок.

К нему 100 тропок, 100 дорог,

По тем дорожкам взад – вперед

Народец крохотный снуёт.

Что за городок, что за народ? (ответы ребят)

А где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник? (ответы ребят)

Физкультминутка «Муравей» 

От друзей муравьишка отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем  

                                                           головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал,     
бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал,      
прижимаем ладони к щекам, качаем                                             
Ой-ой-ой!                                          
головой
Ну а солнце за лес уж зашло,         
присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно, 
обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,         
берёмся за руки, раскачиваем их вверх –

Да-да-да!                                            вниз.  
Муравьишку домой  привели, 
Да-да-да!

Воспитатель: отдохнули?  (ответы ребят)

Воспитатель: Муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёй, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с хорошей вентиляцией. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерно. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинками). Все ходы и выходы устроены так, чтобы свежий воздух свободно проникал вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Воспитатель: ребята, всё у муравьишек складно, да ладно получается, так как они очень дружный и трудолюбивый народ. Но бывает, случается, что и в их спокойной и размеренной жизни, происходят неприятные события.  Посмотрите, что я держу в руках. (Воспитатель показывает макет частично разрушенного муравейника, разложенного на столе). На что это похоже? (Ответы детей). Да, действительно – это муравейник, но, к сожалению, частично разрушенный.  

 Дети видят на столе разбросанные палочки, веточки, сухие листья.

Воспитатель: кто же это сделал? (ответы ребят)

Воспитатель: давайте, скорее, поможем дружной семьи муравьёв, построим им новый домик.

Дети складывают палочки, строят домик.

Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей семьи – вредных насекомых.   Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, поэтому у них очень хорошо развит слух.  Всё, что встречается им на пути, они ощупывают при помощи усиков, по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, они всегда друг другу помогают.

Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, селятся в старой древесине или старых пнях, разрушают отмершую древесину, после чего она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. А как она называется, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется – муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней!

  Я хочу, поиграть с вами еще в одну интересую игру, которая называется «Угадай, чей звук?» – она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем?  А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми. Я вам показываю картинку, а вы воспроизведите тот звук, который произносит это насекомое» (комар, жук, пчела, оса, муха…).

Для того чтобы закрепить полученные знания о насекомых, давайте поиграем.

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, трудолюбивый, красная спинка, улей, стрекочет, паутина, вредитель, «летающий цветок», жужжит.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).

Мне понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными, и очень старались справиться со всеми заданиями. Ребята, вы молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому образованию на тему: "Отходы в доходы!"

        Цели и задачи проекта.          Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хоз...

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".

Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март).            Тема  проекта. «Огород на окне»....

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"...

Конспект по экологическому образованию "Волшебница- вода"

Задачи:Образовательные: ознакомить детей со  свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;уточнить знания  де...

Конструкт непрерывной образовательной деятельности (НОД) экологического образования на тему: «Кто остается в наших краях зимовать?» в подготовительной группе

Тема: «Кто остается в наших краях зимовать?» Вид НОД: Экологическое образование Возрастная группа: дети 7-го года жизни Форма организации: групповая Программно-методический комплект: примерная о...

Краткосрочный проект по экологическому образованию на тему «Что мы знаешь о зиме?»

Вид проекта:  познавательно – исследовательский, творческий.Участники: дети средней группы, родители, воспитатели и музыкальный руководитель.Продолжительность: 18.12.202...