«Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Залукаева Татьяна Викторовна

Образовательная деятельность позволяет обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени с использованием интеллект-карт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ob_oseni_s_intellektom.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты».

Возраст с 6 до 7 лет

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями осенних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

         Материал: картинки явлений природы осенью. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Картинки деревьев, полей осенью, сбора урожая. Ватман, цветные фломастеры, маркеры, клей.

Ход занятия

  1. Водная часть.

— Ребята, вы смотрели вчера новости по телевизору? Ученые обнаружили на земле какие-то круги, как от космического корабля.

Звучит аудио запись (звуковое письмо от инопланетян)

«Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Альфа Центавра, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое то желтое покрывало. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».

— Как выдумаете, что это за желтое покрывало? (опавшие листья)

— Так они ничего не знают об осени?! А где можно взять сведения об осени? (телевизор, радио, интернет и т.д.)

— А мы можем составить рассказ об осени? (да)

— Я предлагаю вам составить умную карту об осени, еще такие карты называют интеллектуальные – от слова интеллект. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту, скажите почему осень сравнивают:

  • С талантливой художницей?
  • С доброй волшебницей?
  • С богатой красавицей?
  • С трудолюбивой хозяйкой?

Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.

— Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ОСЕНЬ)

— О чем мы можем рассказать инопланетянам?

О людях, о явлениях природы осенью, о животном мире, о растительном мире.

Дети рисуют стрелки разноцветными фломастерами

— Что мы можем рассказать о людях?

— Что меняют люди с наступлением холодов?

Одежду

— О чем еще мы можем рассказать?

Люди собирают урожай, готовятся к зиме

Хорошо, дети, мы рассказали, как проводят зиму люди

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем - физкультминутку проведем.

- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

- Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели……………………(машут ладошками)

 Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы... (Весна)

- После весны идёт... (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

 Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа осенью?

— Сколько вы знаете Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа осенью?

Сколько вы знаете осенних месяцев? Назовите их.

Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?

Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.

В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в осенний период.

 Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе)

  1. Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
  2. Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
  3. Лиса: А мы, лисы, шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

 

  1. Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
  2. Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

  1. Составление интеллектуальной карты.

Дети делятся на 3 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:

  • 1 подгруппа – о людях.
  • 2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
  • 3 подгруппа – о животном мире.

С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.

Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе по теме: "Составление рассказа об осени по опорным картинкам".

Конспект содержит  один из вариантов составления рассказа об осени с опорой на предметные картинки, подобранные логопедом....

конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 2 младшей группы тема : "Составление рассказа об игрушке с помощью схемы"

Программное содержание:1. Связная речь. Учить детей составлять короткий рассказ об игрушке (совместно с воспитателем), отвечать на вопросы воспитателя.2. Словарь. Грамматика. Активизировать употреблен...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Составление рассказа по серии картин «Помощь зимующим птицам»

Образовательная область: речевое развитиеЦель: создание условий для составления рассказа по серии картин,обеспечение целостного восприятия картин.Задачи:Образовательные:- расширение и активизация слов...

Презентация "Составление рассказа о Весне с помощью мнемотехники"

презентация для составления рассказа о весне, как времени года с помощью мнемотаблиц. ИИспользовала на занятии в логопедической группе....

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описа­ниями речь—у дошкольников явление очень ред...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе «Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе группе«Составление рассказа об осени с помощью интеллектуальной карты».Возраст с 6 до 7 лет Цель: Обобщить и систематизировать предс...