Картотека игр
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Зазимко Татьяна Борисовна

В картотеке игр  представлены игры ТРИЗ - технологий. В играх используются метод маленьких человечков (МЧ), метод матрицы, метод классификации объектов. Игры способствуют развитию аналитического мышления, творческого воображения, речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kakie_ptitsy_letayut.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Игра.  «Какие птицы летают, а какие плавают и летают?»

(5 – 7 лет)

Цель: Учить классифицировать животных, используя имена признаков (место, цвет, размер, форма, количество, части, звуки,  вес, рельеф, структура, действие и др.). Учить выделять существенные признаки птиц, по которым они делятся на летающих, а также на летающих и плавающих. Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.

Материал: карточки с изображением птиц, картина с изображением птиц.

Ход игры:

Мотивация игры:

В гости к детям пришёл Незнайка. Воспитатель рассказывает, что Незнайка очень любит путешествовать и фотографировать.

 Однажды, гуляя в лесу и у пруда, он увидел много красивых птиц. Сфотографировал Незнайка птиц. Вдруг пришёл волшебник «Путаница» и перепутал все фотографии. Забыл Незнайка и не может понять, какие птицы летают, а какие плавают. Дети, помогите Незнайке правильно разобрать фотографии. Как мы ему поможем?

 Дети: сгруппируем  птиц на летающих, летающих и плавающих.

Воспитатель выставляет картину с изображением разных птиц. Дети, вы узнали птиц, изображенных на картине? Назовите их и подумайте, как их можно объединить (сгруппировать)?

Какие имена признаков помогут нам описать птиц? 

Дети перечисляют признаки птиц. Каждая птица имеет свой (Цвет, размер, структуру, расположение частей туловища, у всех объемная форма, имеют свой вес). Птицы издают разные звуки, имеют температуру тела, имеют гладкий, перистый рельеф, выполняют разные действия (плавают, роют, летают, стучат).

Воспитатель: Какое имя признака объединяет животных – глухаря, кукушки, белой куропатки, тетерева, дятла, снегиря, сороки, рябчика?

Дети: (Место обитания – лес, рельеф – перистый)

Воспитатель: какое имя признака объединяет птиц – утку, лебедя?

Дети: (Место обитания – пруд, рельеф – перистый) 

Воспитатель: Как вы думаете, для чего снегирю, сороке, белой куропатке, глухарю, тетереву, кукушке нужны когти на лапках?

Дети: (землю грести, корм искать, сидеть на ветках дерева)

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужен клюв дятлу?

Дети: (стучать по дереву, «лечить» дерево от вредных насекомых.)

Воспитатель: О каком имени признака я спросила? (Действие)

Управляя познавательной деятельностью детей, воспитатель обращает внимание на строение лапок разных птиц. Какие лапки у глухаря, сороки, кукушки, белой куропатки, снегиря, рябчика, дятла, тетерева? (без соединительных перепонок). Значит, это какие птицы?

Дети: летающие.

Воспитатель: а какие – у лебедя, цапли, утки, чайки? (Как ласты, с перепонками, чтобы плавать). Значит, это какие птицы?

Дети: (водоплавающие).

Воспитатель: Каким именем признака мы воспользовались, чтобы определить строение ног водоплавающих птиц? (Структура).

По какому имени признака явно различаются птицы на картине? (По количеству). Сорока, тетерев, снегирь,  кукушка, цапля, рябчик, дятел, белая куропатка, глухарь, чайка – по одному, а лебедь – по два. По каким именам признаков можно определить, что птица летает и плавает? Какое строение туловища имеют эти птицы по (Структуре)?

Дети: они имеют ноги – ласты, чтобы плавать и крылья, чтобы летать. Летающие и плавающие птицы – это цапля, утка, чайка, лебедь.

Воспитатель: справа от лебедя плавает маленький лебедёнок. Какие имена признаков и значения имён признаков я использовала, чтобы рассказать о лебеде и лебедёнке?

Дети: имя признака – (Ориентация в пространстве). Значение имени признака – справа от лебедя. Имя признака – (Действия). Значение имени признака – плавает. Имя признака – (Размер). Значение признака – маленький.

Воспитатель: что произойдёт с лебедёнком, если применить для работы имя признака (Изменение во времени?)

Дети: лебедёнок  

вырастет  и превратится во взрослого лебедя.

Дети группируют картинки с изображением птиц на летающих, летающих и водоплавающих.

Незнайка благодарит детей за помощь, хвалит их.

Результат игры: в ходе игры дети научатся классифицировать животных, используя имена признаков. Самостоятельно выделять признаки у объектов и сравнивать их с признаками других объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...