Картотека игр
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Зазимко Татьяна Борисовна

В картотеке игр  представлены игры ТРИЗ - технологий. В играх используются метод маленьких человечков (МЧ), метод матрицы, метод классификации объектов. Игры способствуют развитию аналитического мышления, творческого воображения, речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_teremok.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

"Теремок" (с 4-х лет).

Программные задачи:

Способствовать у  детей умения выделять общие признаки путем сравнения, развивать аналитическое мышление, речь. Воспитывать познавательный интерес к игре.

Материал и оборудование:

Стульчики для «теремка», игрушки или карточки с изображением объектов.
Ход  игры:
 
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". 
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности. 

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры. 
1 вариант: 
Ведущий - ребенок выбрал машину. 
Ребенок: Тук-тук. Кто в теремке живет? 
Ведущий: Это я, машина. 
Ребенок: А я стол. Пусти меня к себе жить? 
Ведущий: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. 
Ребенок: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 
2 вариант: 
Ведущий: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. 
Ребенок: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. 
Живая природа и неживая природа. 
Похожести у объектов живого мира. 
Ребенок: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
Ведущий: Это я, снегирь. А ты кто? 
Ребенок: А я воробей. Пусти меня к себе! 
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. 
Ребенок: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики. 
Различия у объектов живого мира. 
Ребенок: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! 
Ведущий: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. 
Ребенок: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками). 
Ребенок: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе. 
Ведущий: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки. 
Ребенок: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают. 
Математика 
(при закреплении геометрических фигур). 
Ребенок: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. 
Ведущий: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. 
Ребенок: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. 
Ребенок: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. 
Ведущий: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). 
Ребенок: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. 
Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. 
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. 
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...