Проект "Чай пить-здоровым быть"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Минакова Светлана Юрьевна.

Мы пьём чай каждый день. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. 

Проект будет способствовать активному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chay.docx696.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

Проект

«Чай пить- здоровым быть»

C:\Users\ctrd1\Desktop\Без названия.jpg

                                                                       

                           

                                             

Разработали:

                               Воспитатель: 1 кв. категории: Минакова Светлана Юрьевна

                               Воспитатель: 1 кв. категории: Матыцина Ольга Юрьевна

Социальный партнёр МАОУДО                                                                                                                          «ДООЦ «Юность»

Педагог дополнительного образования                          

  Корушова Ирина Александровна

                                                                                   

г. Бердск 2019 г.

  1. Паспорт проекта.

 Тема проекта: «Чай пить- здоровым быть».

 Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.

 Участники проекта: дети подготовительной группы №7 «Затейники»,         родители, воспитатели Минакова Светлана Юрьевна; Матыцина Ольга Юрьевна.

Срок реализации проекта: кратковременный (январь- апрель, 2019год)

  1. Актуальность.

     Мы пьём чай каждый день. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

    Взгляд медицины на чай. Чай положительно воздействует на нервную систему: возбуждает кору головного мозга, расширяет его кровеносные сосуды, гасит неврозы. Этим напитком лечат болезни уха, горла и носа, он положительно действует на пищеварение, улучшает обмен веществ в сердечной мышце, нормализует артериальное давление. Чаепитие укрепляет дружбу. Церемония чаепития является частью культуры народов. Для многих народов он также необходим и не заменим как хлеб.

    При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в доступной форме о пользе чая о сибирских травах и ягодах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, лепят, рисуют, играют, знакомятся с литературными произведениями. Всё это поможет узнать о пользе чая и его целебных свойствах, почувствовать красоту и щедрость родной земли, пробудить интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

    Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, сопереживать, наблюдать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их , уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

3.Цель проекта:

     

     Знакомство с историей появления чая, с его целебными свойствами.

4.Задачи проекта:

      - Создать условия для активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ и в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

- Расширять знания детей и родителей о разнообразии чайных напитков и влиянии их на здоровье.

- Познакомить с историей возникновения чая.

- Познакомить с некоторыми национальными традициями употребления чая (русской, китайской, японской, английской).

- Воспитывать толерантное отношение к традициям и культуре народов другой национальности.

- Формировать у детей умения сервировать чайный стол, воспитывать культуру поведения за столом.

- Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности.

- Развивать творческие способности детей.

5.Планируемые результаты:

Проект будет способствовать активному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

6.Формы и методы работы:

 -занятия;

 -продуктивная деятельность-экспериментирование, рисование, лепка ,    опыты;

 -чтение художественной литературы;

 -театрализованная деятельность и праздник;

 -подвижные игры;

 -разные формы бесед;

 -показ презентаций;

 -разучивание песен и танцев;

 -экскурсии;

 -взаимодействие с семьёй;

 -подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

 -рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;

 -тематическая выставка;

 -создание альбомов для рассматривания.

7.Этапы реализации проекта:


 • Подготовительный
 • Основной
 • Заключительный

    Проект включает в себя такие образовательные области как: социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку, которая осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей.

1 этап – подготовительный. ( январь)

 1. Постановка цели и задач.
 2. Определение методов исследования.

 3. Подбор наглядно-иллюстративного материала. 
 4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, пословицы, поговорки, стихи).
 5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
 6. Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной. (февраль, март)

 Проведение комплекса мероприятий по теме: «Чай пить- здоровым быть».    

 Включает в себя: 
    1. Работа с детьми.
    2. Работа с родителями.

Беседы: (Приложение 1)

 1. «Чайная церемония»

 2. «Конфетки, бараночки - русская чайная церемония».

 3. «Самовар»

 4. «История чая»

 5. «История чаепития в разных странах»

Непосредственная образовательная деятельность:

 1. Показ презентаций:

 - «Чай пьёшь- до ста лет доживёшь»;

 - «Целебные свойства чая»;

 - «Чайные загадки»;

 - «Как растёт чай»;

 - «Чайные церемонии»;

 - «Самовары».

2. Просмотр мультфильмов:

 - Лунтик «Солёный чай»,

 - «Тигрёнок в чайнике»,

 - «Пых, пых самовар». 

3. Опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая. 
     - Опыты с сахаром;

4.Экскурсия в Музей «Русской избы» - дети познакомились с чаепитием на Руси.

5. Чтение художественной литературы:

  - В.Кужелёва «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал»;

  - Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар». 
  - К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

  - К. Чуковский «Федорино горе»

  - М. А. Горький «Самовар»

  - Потешки о чае

  - Стихи о чае.

6. Дидактические игры:

 - «Какой чай любят весёлые человечки?»;

 - «Четвёртый лишний»;

 - «Кто, с чем чай пьёт»;

 - «Что положим в чай?». 

7. Картины для рассматривания и составления рассказов:

 - Константин Коровин «За чайным столом», 1888 год;

 - Константин Маковский «За чаем», 1914 год;

 - Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха

9.Сюжетно-ролевая игра:

 - «Чаепитие», 

 - «В магазин завезли новый сорт чая», 

 - «Сервировка стола»

Творческие работы:

 1. Лепка из бросового материала «Чайный сервиз». 

 2. Рисование с натуры «Чайная пара». 

 3. Рисование «Любимая кружка». 

 4. Лепка «Самовар»

 Работа с родителями:

1.Изготовлены буклеты:

 - «Как правильно заваривать чай»;

 - «Истрия появления чая в России»;

 - «10 чайных рекомендаций»;

2. Альбомы для рассматривания:

 - «Сибирские травы и ягоды»

 - «Где и как растёт чай»;

 - «Традиции русского чаепития»

3. Изготовлены книжки-малышки с рецептами чаёв.

 -«Чай Витаминный»

 -«Чай Зелёный с мятой»

 -«Чай банановый»

 -«Чай с лепестков акации»

 -«Чай брусничный»

 -«Чай таёжный»

4.Показ презентации:

 Социальный партнёр МАОУДО                                                                                                                                  

 - «ДООЦ «Юность» Корушова И.А

 - «Целебные свойства Сибирских растений для чая»;

5.Экскурсия в «Музей Природы»

3 этап – заключительный.(апрель)

 1.Создание «Коллекция гербария из Сибирских трав»
 2.Чаепитие с детьми и родителями.
 3.Создание мини Музея «Чай»

 4. НОД по этикету «Чаепитие разных стран» (Приложение № 2)
 5. Семейный досуг совместный с родителями «Чай пьёшь- до ста лет доживёшь». (Приложение № 3)

 6. Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.


Результаты проекта:

У детей:

 - У детей расширились знания о разнообразии чайных напитков и влиянии их на здоровье.

 - Дети познакомились с историей возникновения чая и национальными традициями употребления чая (русской, китайской, японской, английской культурой)

 - У детей сформированы умения сервировать чайный стол и соблюдать культуру поведения за столом.

У родителей:

 - Благодаря проекту родители стали активными участниками образовательного процесса.

 - Пополнили в группе развивающую среду.

                   

                                                                                         Приложение № 1

                «Беседы»

 

                                           

                                                   

                                                г. Бердск.2019г.

Беседа: «Чайная церемония»

  Чай — древнейший напиток на земле, а чаепитие для россиян — символ гостеприимства.

   В наши дни чаепитие, во время которого происходит дружеское общение, непременный атрибут дня рождения и других праздников.

   Чаепитие — это особый ритуал. Люди не просто пьют ароматный напиток, а придерживаются специально разработанных правил, составляющих род искусства. Чае питие, согласно восточной традиции, приносит духовное и физическое очищение. Если следовать канонам, то чаи делает человека более благодушным, миролюбивым, помогает достичь состояния внутренней гармонии. Японская чайная церемония, полная всевозможных тонкостей, отличается размеренностью, которая позволяет человеку погрузиться в себя. Китайская чайная церемония может быть весьма неожиданной: например, в одной из провинций во время заваривания напитка происходят поединки борцов и настоящие акробатические представления. Иное дело русское чаепитие — его организуют для разговора по душам. Вот поэтому вечеринка у самовара — замечательный способ провести время вместе. Так можно и потолковать о своем, и повеселиться, и узнать много нового, полезного и интересного, в том числе и о чае.

Беседа «Конфетки, бараночки - русская чайная церемония»

  На Руси о чае узнали раньше, чем в Европе. Иван III получал его в дар от восточных купцов, Иван Грозный – от казаков, побывавших в Забайкалье. Но это было поверхностное знакомство, московиты по-прежнему пили морсы, квас, брусничную и вишневую воду и сбитень.

  Первую крупную партию чая – четыре пуда (65 кг) – в столицу привез посол Василий Старков (ее передал Михаилу Федоровичу монгольский хан). Опасаясь государева гнева, Старков просил хана заменить сушеную траву мехами или каменьями, но тот отказался.

  Доставка чая на Русь занимала 16-18 месяцев. Ценный груз укладывали в деревянные ящики, водружали на горбы верблюдов и отправляли через Монголию к Кяхте. Оттуда на лошадях, возах и лодках его доставляли на ярмарки Нижнего Новгорода и Москвы. Заезжие иностранцы называли такой чай караванным и ценили за особый, копченый вкус. Последний чайный караван ушел из Пекина в Россию в 1900 году.

   Много разных вкусностей подавали к чаю в России. Конечно, баранками список чайных закусок не ограничивался. В нем был внушительный набор сладостей – пряники, коврижки, конфеты, крендели, печенья, пирожные, щербеты, леденцы, варенье, мед. Была и еда посерьезнее – блины с икрой, ломтики мяса и сыра, паштеты, кулебяки, расстегаи, пироги. Чай сервировали с фруктами и ягодами. И, наконец, какой чай без лимона?

   Недаром за рубежом чай с лимоном называют русским чаем. Одна из версий рождения этого кулинарного тандема весьма правдоподобна и связана с железной дорогой. После запуска первых поездов Москва-Петербург на станциях одна за другой начали открываться закусочные. Но далеко не у всех буфетчиков были свежие сливки и молоко, которые по традиции добавляли в чай. Чтобы выкрутиться из неприятной ситуации, кто-то из них бросил в чашку дольку лимона и выдал за фирменный напиток. Новинка пришлась по вкусу посетителям, и идея ушла в народ.

Беседа «Самовар»

   Кто изобрел символ русского чаепития – самовар – до сих пор остается загадкой. Устройства, нагревающие жидкость с помощью горячих углей, были в ходу у многих народов. По форме первые самовары больше всего походили на британские агрегаты. Видимо, их-то и доработали в XVIII веке русские мастера. Причем, изготавливать водогрейные сосуды для чая начали на Урале, в Екатеринбурге, а не в Туле, как принято считать.

   В середине XIX века самоварные фабрики выпускали три вида самоваров – для чая, для кофе и самые интересные, три в одном – самовары-кухни. Внутри тулова (корпуса) самовара-кухни были перегородки, которые позволяли одновременно варить кашу, суп и греть воду. У чайных самоваров имелся еще и подвид – самовар дорожный, со съемными ножками. Его брали в путешествия вместе с сундучком, где лежали чайница, заварочный чайник, короба для сахара и бутербродов, ложки, чашки и блюдца.

   Расцвет производства самоваров пришелся на 1912-1913 годы. Одних только форм или, как тогда говорили, фасонов было множество – "банка", "рюмка", "яйцо", "ваза", "дуля", "желудь", "пасхальное яйцо", "репка", "пламя" и т.д. "Чайные машины", так самовары окрестили в Европе, красовались во всех мало-мальски обеспеченных домах, в трактирах и чайных для простого люда. Удивительно, но самовар благополучно пережил революцию, его не уничтожили, как пережиток прошлого. В 1920-1930-х годах самовары вручали в подарок ударникам первых пятилеток.

                                     Беседа: «История чая»

    Чай – китайское слово. Сначала только китайцы выращивали чай. И секрет его тщательно оберегали. Императоры дарили чай своим подчиненным за особые заслуги. Одна из старинных китайских легенд рассказывает: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горох, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи». Пастухи решили испробовать чародейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. А я знаю, что 5 тыс. лет назад, китайский Император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев, Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

    Существует множество легенд и версий происхождения чая. Одна из легенд гласит, что первое чайное дерево выросло из век буддийского монаха Дарума, который путешествовал по Китаю в V веке. Чтобы не заснуть, Дарум вырезал себе веки и выбросил их. На том месте, куда они упали, выросло дерево, подарившее миру напиток, который помогает прогнать сон.

    Другая легенда повествует о том, как в 2737 году до н. э. китайский император Шен Нунг открыл чай, когда листья с чайного дерева случайно упали в кипящую воду. Одно из первых письменных упоминаний о чае встречается в китайском медицинском трактате VII века, где чай рекомендуется для лечения. А также там говориться, что чай «радует сердце и поднимает настроение».

   Предположительно впервые чай начали выращивать и пить в Сычуани, провинции на юго-востоке Китая. Сначала свежие, необработанные чайные листья просто кипятили в воде; в IX веке их начали обрабатывать паром и сжимать в лепешки. Для того чтобы сделать чай, эти лепешки (которые также использовались в качестве денег) толкли и варили в кипящей воде. К 1300 году китайцы стали заливать листья кипящей водой. Именно этот способ заваривания чая они передали путешественникам из Европы и купцам из Голландии и Португалии. За пределами Азии первыми пить чай начали голландцы. Они же первыми наладили торговлю с Китаем. Каждый год в мире производится около 3 миллионов тонн чая. Чай может быть зеленым, черным, травяным и мятным, редким, растущем высоко в горах Китая, коллекционным и даже в пакетиках в форме пирамидок, в общем, чай также разнообразен, как и люди, которые его пьют. С самого появления чай был призван собирать людей вместе.

   Богачи и люди со средним достатком, приходили в чайные сады, открывшиеся в Лондоне в XVIII веке (Англия). Следуя примеру голландцев пить чай на открытом воздухе, можно было прогуливаться, вести беседы, ужинать и наслаждаться новым напитком в небольших летних домиках.

                                                                                                Приложение № 2

                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

\

                                                       Конспект

НОД по этикету в подготовительной группе

«Чаепитие разных стран».

   

 Подготовили и провели:

                              Воспитатель: 1 кв. категории: Минакова Светлана Юрьевна

                               Воспитатель: 1 кв. категории: Матыцина Ольга Юрьевна

                                         

                                                  г. Бердск. 2019г.

Цель:

Научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  • познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

 1.  Фонограмма мелодии «Голубой вагон»

 2.   Иллюстрации на тему: «Сбор чая», «Чайные домики»

 3.   Презентация чайной церемонии.

 4.   Для оформления праздничного стола:
 -   скатерть;
 -  чайная посуда;
 - сладости к чаю;
 -заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5. Карта  мира или глобус.

Методы:

  1. Наглядные (иллюстрации, предметы посуды);
  2. Словесные (беседа);
  3. Игровые (игровые упражнения).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

Воспитатель:

Сегодня мы с  вами  отправимся  в  путешествие,  в  ходе  которого  познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

  3.Рассказ об истории возникновения чая.

   Воспитатель:

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство, а позднее его стали
употреблять как напиток с нежным ароматом и приятным вкусом. Чай запрещалось вывозить за пределы Китая.
О китайском напитке рассказывали мореплаватели и
путешественники. И все же чай проник в Россию. О чае рассказывали много забавных историй.
Я давала вам, дети, домашнее задание, и сейчас давайте вспомним, какие истории знаете вы.

Ответы детей:
1.Английский моряк привез своей маме в подарок  чай. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила по тарелкам вареные листья и приправила их растительным маслом. 
На Руси произошла следующая история:

2.Барин поручил своему слуге приготовить чай, по незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой.

Эти истории пример тому, что раньше люди ничего не знали об этом напитке.

Воспитатель:

Существует такая легенда. Много лет назад китайский император (властитель или начальник, человек, который занимал высокий пост), отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах.  У растения срывают верхушки молодых побегов с двумя-тремя листочками(фото)

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая - Китай, где его начали разводить 2,5 тыс. лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам (это важный, знатный человек. Это звание соответствовало богатым людям) за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний.    

    В Китае любят пить зеленый чай.  Его заваривают в специальном чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

   А сейчас  перенесемся  в  Японию- страну восходящего солнца. Почему её так называют? (Именно эта страна изо дня в день первыми на всем земном шаре встречает рассвет.)

    В  Японии  тоже  очень  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. (фото)

     Следующая  страна,  в  которую  мы  отправимся  это  Англия.  В  этой  стране  очень  часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.    Английский чай полагается пить с молоком и пьют его в основном  в  публичных  местах(т.е. местах где много народа) – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем (это приём пищи в полдень, между завтраком и обедом, или его ещё называют вторым завтраком)  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. Выращивают чай в Краснодарском крае. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя (правит народом)  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах (купец – торговец товаром):  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем.   Русские люди считают себя самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя: не довольствовались простым чайником, как другие народы, а изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает, а для растопки годилось все: и щепки, и шишки. Сейчас делают электрические самовары.
Но на Руси пили чай из обыкновенного самовара. Он был самым главным на столе.

Ответ детей:

 Его ещё называли генералом.

Воспитатель:

Посидеть за  самоваром

Рады все  наверняка

Ярким солнечным  пожаром

У него горят  бока

Самовар поет – гудит

Только  с  виду  он  сердит

К  потолку  пускает  пар

Наш  красавец  самовар.

4. Заваривание чая. 

Воспитатель:    

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята,  что  нужно  для  того  что бы  организовать  чаепитие? 

Как  называется  посуда,  из  которой  мы  пьем  чай? (Чайная)

Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло.

Существует несколько способов как настоять чай в заварочном чайнике. В одном случае на залитый кипятком чайник одевают специальную грелку, в другом случае рекомендуют чайник накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. При заваривании чая мы воспользуемся вторым способом . Очень хочется сохранить приятный аромат чая. (Дети вместе с воспитателем заваривают чай)

  Заварочный чайник промыть, обдать кипятком и слегка подержать закрытым, чтобы он прогрелся.  Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. Накроем салфеткой. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать. Ароматный напиток готов!  По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (идет  пар).  Будьте  предельно  внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен Что  может  произойти?  (можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самостоятельно  не  наливать.  Посмотрите  в  какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочками? 

Ответы детей:

5.Беседа о пользе чая.

Ребёнок:

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет, 
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

Ребёнок:

(Элексир – препарат обладающий лечебным свойством.)

 В чем чудодейственная сила чая?

 (Чай бодрит,придаёт силы прогонит усталость, исцелит от недуга.)

 В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения, роста

“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость

“С” – повышает и укрепляет иммунитет (т.е. повышает сопротивляемость организма к инфекциям, борется с болезнетворными микробами)

Воспитатель:

  Какие  виды  чая  вы  знаете?

Ответы детей:

(травяной, с фруктовыми добавками, чёрный, зелёный, красный, желтый . белый, листовой, гранулированый…)

Воспитатель: (приглашает на дегустацию чая)

Воспитатель:

  Ребята, а  какие  пословицы  вы  знаете  о  чае?

Ответы детей:

Выпей  чайку – забудешь  тоску.

Чай  пьёшь – до  ста  лет  проживёшь.

Чай  не  пьёшь,  откуда  силу  возьмёшь?

Чай  не  пить, так  на  свете не  жить.

Чай  крепче,  если  он  с  добрым  другом  разделён.

Воспитатель:

 Ребята послушайте и отгадайте  загадки:

 1.  Ножек четыре,

     Шляпка одна

     Нужен, коль станет

     Чаёвничать вся  семья. (стол)

2.   Бел, как снег

      В чести  у  всех,

      В рот  попал

      Там  пропал. (сахар)

3.   Цветом  жёлт  и  ароматен

      В  чай  кладут  и  чай  приятен

      Только  очень  кислый  он. (лимон)

4.   Стоит толстячок,  пузатенький бочок,

      Шипит  и  кипит,  всем  чай  пить  велит. (самовар)

5.   На  голове -  пуговица,

      Одна  рука -  и  та  на  спине. (чайник)

6.  Физкультминутка: «Я – чайник  ворчун»

Я – чайник  ворчун,  хлопотун,  сумасброд.

(Шагаем  на  месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

7.  Сервировка стола,  этикет.

Воспитатель:

    Вы уже много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем      вместе  накрыть  стол  к  чаю.

    Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является   скатерть. В особо торжественных случаях стол накрывают белой скатертью и используют белые кружевные или с вышивкой салфетки. Они придают большую торжественность и официальность.

   Я вас сегодня познакомлю со вспомогательной салфеткой. Возьмите её в руки, рассмотрите. Она из ткани. Ею не вытирают рот и руки. Для этого есть бумажные салфетки (в нашем случае). А эта салфетка кладётся на колени и спасает нашу одежду от крошек и капелек. Опять же в особо торжественных случаях для вытирания рта кладутся тканевые салфетки.

  Посуду на праздничный стол надо ставить одинаковую и красивую. Как называются такие наборы? В данном случае нам потребуется какой сервиз? (чайный).

С полки к нам спустился вниз,

Чайный праздничный …(сервиз).

Как вы думаете, дети, что можно поставить в центр стола? ( ставится самовар. Если кипяток подаётся в чайнике, его можно поставить на край стола или на дополнительный столик , который ставится рядом с основным столом. Также в центр стола ставятся  бумажные салфетки, угощение, лимон. Сахарницу с общей сахарной ложечкой и заварочный чайник  можно поставить на небольшой разнос.)  

Перед сидящим  ставим  чашку с блюдцем. Чашка не может жить без блюдца, они всегда вместе. Чашка без блюдца – это уже кружка. Как правильно надо брать чашку? (брать за ручку, а не за ободок. Ставить на блюдечко ручкой вправо.) Двумя руками брать чашку некрасиво; просовывать пальцы под ручку невежливо; оттопыривать мизинец некрасиво; держать чашку надо за ручку, сложив пальчики «щепоточкой».

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Полотняную (спасательную) салфетку  кладём  справа  от  блюдца  с  чашкой.

Ребята, как вы думаете, как правильно и куда положить чайную ложку? (кладётся справа  на салфетку или  в блюдце, параллельно краю стола, за чашкой, ручкой вправо.)

 Если на стол ставят вазочку с вареньем, в неё кладётся общая ложка, которой   гость может положить в свою разеточку столько варенья, сколько ему необходимо. Подаётся разетка под варенье  каждому гостю.

 Сюжетно- ролевая игра: «Сервировка   стола» (дети сервируют стол)

Воспитатель:

Ребята вы большие молодцы! Давайте сфотографируем то, что у вас получилось!

Пальчиковая гимнастика: «Фотограф»

Фотоаппарат вместе со мной

Всегда и в любую погоду,

А вдруг вдохновенье придёт –

Тогда я и фотаю сходу!

Воспитатель:

-  Сейчас я  познакомлю  вас  с  основными  правилами  поведения  за   столом во  время  чаепития:

1.  Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку. Капли с неё попадут в сахарницу, сахар слипнется, а это не красиво; на мокрую ложку налипнет сахар и её неприятно будет брать другим людям.

2.  Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце. Мешать сахар в чашке надо бесшумно, стараясь не разлить.

3.  Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.

4.  Печенье, пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.

5.   Если  подали к чаю торт или пирожное, то  необходимо   поставить  тарелку для сладкого слева от чашки с блюдцем.  Такая тарелка называется десертной.

6.  Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.

7.  После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой.

   Ребёнок:

      Не набивай ты полный рот,

      А то подавишься вот-вот,

      И кушай не спеша всегда,

      Вкусней покажется еда.

   Ребёнок:

       Чтоб со всеми жить в ладу,

        Не брани в гостях еду.

        А за всё благодари

        И «спасибо» говори!

8.Приглашение к столу.

Воспитатель:

Вот стол  и  накрыт.

Ребёнок:

   Люди добрые!  Милости просим!

Ребёнок:

    Если величать, так на пороге встречать!

Ребёнок: 

   Мы гостей встречаем…

Ребёнок: 

   Чаем, чаем, чаем.

Ребёнок:

Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке.

На столе угощенье

И конфеты и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, гости, чаем

Вас сердечно угощаем.

Пейте чай и конфеты берите,

Чаще в гости приходите.

Ребёнок:                    

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

9.Песня-приглашение за стол.

             (Мотив песни “Голубой вагон”.)

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,

    Будем рады чаем угостить.

    Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
   Вкус их всех вас может удивить.

Припев:            Скатертью, скатертью
                          Стол скорей накрывай
                                             И наливай-ка всем ароматный чай

                 

2.Знаем лучше доктора серьезного –

   Лечит чай и скуку и тоску.
  Приглашаем взрослых мы и малышей
  Выпить ароматного чайку!

Припев:            Скатертью, скатертью
                         Стол скорей накрывай

                                               И наливай-ка всем ароматный чай

 

10. Итог.

Воспитатель:

Ребята наше путешествие  подошло  к  концу, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, работали и отвечали. А вам понравилось наше занятие? Что для вас было особенно интересным?

Ответы детей:

Мы узнали, где растёт чай, как его правильно заваривать, познакомились с чайными церемониями разных стран, научились сервировать чайный стол.

Воспитатель:

 Приглашаем  гостей  к  столу.

                                                                                               Приложение № 3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

Семейный досуг совместный с родителями

 «ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ДОЖИВЕШЬ»

Подготовили и провели:

Воспитатель: 1 кв. категории: Минакова Светлана Юрьевна

Воспитатель: 1 кв. категории: Матыцина Ольга Юрьевна

                                           

г.Бердск 2019 г.

Семейный досуг совместный с родителями

 «Чай пьешь – до ста лет доживешь»

Совместное времяпровождение родителей и ребёнка очень ценно. Рядом с родителями дети чувствуют себя защищёнными, раскрепощенными и всегда с большим желанием готовы выступать перед аудиторией, играть и принимать участие в творческих заданиях, викторинах и дискуссиях. А какой восторг и гордость испытывает ребёнок, когда вместе с ним выступают его мама или папа!

Вот и организовали "посиделки" детей и родителей. И поговорили, и поиграли, и чайку попили.

Цель: Знакомство с историей появления чая, с его целебными свойствами. Воспитывать интерес к народной культуре.

Задачи:

1. Расширить представление детей о чае, обогатить словарный запас

2. Приобщить к устному-народному творчеству (частушки, загадки, пословицы)

3. Учить выслушивать собеседника, уважительно относиться к старшим

4. Развивать творческие способности, физические навыки, умения сотрудничать в команде

5. Создать условия увлекательного и познавательного досуга для более тесной эмоциональной связи родителей с детьми.

Предварительная работа: была проведена беседа о зарождении чайной церемонии, о том, что собой представляет чай, беседы о правилах чаепития; родители изготовили альбомы для рассматривания о сибирских ягодах, целебных травах для чая. Заранее родителям было предложено приготовить небольшие рассказы с рецептами чая и оформить в виде книжки или альбома. Детям - разучить частушки, стихи о чае; так же условились организовать настоящее чаепитие в конце мероприятия, принести угощение и чай в заварных чайничках, для дегустации.

Ход мероприятия:

Вход – приглашение. Воспитатели приглашают родителей и детей взявшись за руки проходить в зал.

Ведущая.

 Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.

         

Звучит песня «Иван-чай», дети цепочкой проходят в зал и  рассаживаются на приготовленные места.

Ведущая.

         Будем сегодня чай пить,

         Да о чае говорить.

         Так, что просим не скучать,

         Да, что узнаете, на ус мотать!

Ведущая :

          Гости в сборе, честь по чести,

          Самовар стоит на месте,

          Чашки яркие при нем –

          Чаепитие начнем!

1 ребенок:

Нынче день такой чудесный,

Только б петь и танцевать,

Вот и мы вас приглашаем

Чай попить да поиграть!

2 ребенок:

На Руси – один зарок

Кроме всякой пищи:

Утром – чай, в обед - чаек

Вечером – чаище.

Ведущая : Издавна на Руси существовали свои традиционные напитки из ягод и фруктов, из молока и сливок, сбитень – это горячий напиток из меда и пряностей, квас, травяные и цветочные настои. Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.

1.Просмотр презентации о чае. 

Хоровод: «По Малинку в сад пойдём»

2. Презентация -  загадки

Ведущая : Наши уважаемые гости поделятся своими рецептами чая.

Мамин рассказ о чае.

Ведущая : У нас в России существует своеобразный ритуал чаепития. На столе расставляются чашки с блюдцами, сахарница, пироги, баранки, конфеты.

Ведущая: Пусть наши дети порадуют своих родителей и расскажут стихи о чае.

   3 ребенок:

       С сухарями пили чай,

       С пирогами пили чай,

       С сушками, ватрушками,

       С пирогами, плюшками,

  4 ребенок:

       Чай с лимоном,

       Чай простой,

       Сладкий чай,

        И чай пустой…

 

 5 ребенок:

Пили, пили, напились,

На перинах улеглись,

Сладко спали до зари…

Чай побулькивал внутри.

6 ребенок:

Есть и черный и зеленый,

Желтый есть и красный чай.

А еще есть рассыпные, гранулами, листовые,

Есть прессованный, в брикетах,

Концентрированный чай –

Сам по вкусу выбирай!

7 ребенок:

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нежны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

8 ребенок:

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

9 ребенок:

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Ведущая :

Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.

Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.

И сонливость переборет и с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Но, а к чаю есть медок,

Он поможет нам весь год!

Танец: «Жу- Жу-Жу»

10 ребенок:

Новый чай я заварила

И АНДРЕЯ пригласила.

Чай отличный, ароматный.

И на вкус такой приятный!

11 ребенок:

 Сын попробовал, скривился,

 Аромату удивился:

 Вкус какой-то необычный,

 12 ребенок:

 Он мне очень непривычный…

Я купила лучший сорт:

В чай добавлен бергамот!

Выпил чай сынок АНДРЮЛЯ

И обижено сказал:

Выпил все до дна, но что-то

Нет в стакане бегемота!

Ведущая: Что-то мы засиделись. Приглашаю всех в хоровод.

Хоровод: «Шла Коза По Лугу»

Ведущая: Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая.

Мамин рассказ о чае.

Ведущая: Послушайте внимательно и угадайте.

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд,

Он, как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт.

                               (Самовар)

Ведущая :

Мы привыкли считать самовар предметом очень старинным, на самом деле ему 300 лет. Но самовар долгое время был вещью дорогой. Относились к нему всегда очень бережно, передавали по наследству – от родителей к детям, как ценное имущество. Самовары делали из меди и латуни. Их начищали до блеска. Чай разливала всегда хозяйка дома или старшая дочь. Это был обычай, которого придерживались в каждом доме.

Ведущая: 

Собрались мы здесь недаром

Поиграем с самоваром

Игры есть разные

Для малых детей

И для солидных гостей.

Я приглашаю вас поиграть

Будем баранки сейчас собирать.

Игра-эстафета: «Собери баранки»

(Дети делятся на две команды. Капитан команды мама)

Задание: Каждая команда должна на скорость нанизать бублики на веревочку, которую держит мама. После последнего нанизанного бублика, мама верёвочку завязывает и веночек с бубликами вешает на самовар. Чья команда быстрее справится, та и победила.

Ведущая: Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая

                                                     Мамин рассказ о чае.

Ведущая: Ой, что-то мы засиделись, не пора ли нам по веселиться

Музыкальная игра: « Опаньки»

Ведущая: Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая

                                                     Мамин рассказ о чае.

Девочка.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждет.

Мальчик.

Все для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь.

Сладким чаем забавляйтесь!

Ведущая:

Быстро времечко бежит,

Самовар уже кипит,

Славно мы играли, пели,

Пироги уже поспели.

И на пир честной народ,

Взявшись за руки, идет.

Ведущая:

Всех гостей приглашаем к столу на дегустацию чая и варенья.

                                     

                                                                                             

                                                                                                Приложение № 4

                                         

Фотоколлажи

Экскурсия в «Музей Русской избы»

Художественно – эстетическая деятельность: «Творческие работы»

Создание мини-музея «Чай»

                              Мастер- класс от родителей:

         «Целебные свойства Сибирских растений для чая»

Семейный досуг совместный с родителями

 «Чай пьешь – до ста лет доживешь»

                             Список используемой литературы:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Издательство «Мозаика – синтез», 2015.

2. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез». 2014.

3. «Хрестоматия для детского сада». 2017.

4.«Чайные традиции и церемонии разных стран» Авт. Колесникова Л.В.        

    Изд. АСТ, Сталкер 2006г.

5.«Русская чайная церемония»Шумаков Д. А. Москва 2011г.

6.«Школа этикета» Сост. Лихачёва Л.С. Екатеринбург 1996г.

7. Для подготовки НОД были использованы материалы с сайта:

    http://365mag.ru/culture/o-chae-i-tseremoniyah 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Тема проекта: «Правильно питайся – здоровья набирайся!      Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о    правилах здорового пит...

Конспект ООД "Чай пить - здоровым быть "с ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ по познавательному развитию Обогащение знаний детей о целебных свойствах чая и традиций русского чаепития.

    Конспект ООД С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ по познавательному развитиюОбогащение знаний  детей о целебных свойствах чая и традиций русского чаепития. 1.Поддержать у детей интерес к о...

Проект "Чай пить - здоровым быть!"

Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитателиСрок реализации проекта: кратковременный (декабрь 2019год)Актуальность....

Проект " Чай пить здоровым быть"

Информационно-исследовательский    проект по  теме "Чай пить здоровым быть "...

Конспект НОД "Чай пить -здоровым быть".

Создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность в процессе реализации детского проекта....

презентация образовательного проекта подготовительной к школе группы "Чай пить-здоровым быть"

Создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность в процессе реализации детского проекта....