Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Плуталова Татьяна Владимировна

Знакомство детей с осенними явлениями в природе. Исследование причины изменения цвета листьев деревьев осенью. Показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет  «Почему листья осенью желтеют»

 Автор: Плуталова Татьяна Владимировна

Цель: Знакомство детей с осенними явлениями в природе.

Задачи:

Образовательные:

- исследовать причины изменения цвета листьев деревьев осенью;  

- показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику кистей рук;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

-воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями и листьями; сбор листьев разной окраски и формы; беседы об осени; чтение стихотворений: «Дуб» И. Токмакова, «Октябрь» В. Берестов, «Осенний клад» И. Пивоварова; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, влажные салфетки, ламинированные осенние листья, закрашенные зеленой гуашевой краской,

Полоски тонкой бумаги, окрашенной фломастером на краю; два блюдца с  водой и льдом, ватман с изображением дерева без листьев.  

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети стоят перед воспитателем на ковре усеянным осенними листочками.

Воспитатель: Дети послушайте,  пожалуйста, стихотворение про Осень.

Демонстрируется слайдовая презентация осенней природы.

Ходит осень по дорожке,

Промочила осень ножки.

Льют дожди и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень , бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый

Желто-розовый, кленовый.

2. Перевоплощение в образ «Осени»

Воспитатель: дети вам понравилось стихотворение?  О ком это стихотворение?  (Ответы детей). 

Воспитатель: А хотите сами стать Осенью и походить по лужам, промочив ножки, по шуршать листьями? (ответ детей)

Дети вместе с воспитателем под музыку ходят по бумажным листьям и лужам.

 Воспитатель: Дети, скажите, где лучше гулять осени: по лужам или по листьям? Почему?

Дети: Осени лучше гулять по листочкам, они красивые и ножки не промокнут.

Воспитатель: Дети, а вы знаете почему осенью листья на деревьях становятся желтыми и красными? (Ответы детей).

3.Рассказ воспитателя с экспериментальной деятельностью.

Дети садятся на стульчики, слушают рассказ воспитателя. На экране летние пейзажи.

Летом тепло и много солнечного света, поэтому листочки зеленого цвета.

Показывает листик окрашенный гуашью. На экране осенние пейзажи.

Осенью становится холодно, солнечные дни бывают редко. Такие изменении подсказывают деревьям, что скоро наступит зима. И они начинают готовиться к зимней спячки. Поэтому зеленый цвет листочков превращается в желтый или красный. Воспитатель стирает влажной салфеткой краску с ламинированного листочка, и он становится желтым.

Воспитатель: Дети подойдите к столу и превратите летние, зеленые листочки в осенние.

Дети подходят к столу и также как, и воспитатель  стирают влажными салфетками зеленую краску с листочков, радуются получившимся осенним листочкам.

Воспитатель: Вот и у вас листочки пожелтели, а когда они желтею то, что они делают?

Дети: опадают на землю.

Воспитатель: Давайте переедем к следующему столу, и я вам расскажу о еще одной причине, почему листочки желтеют и опадают.

Дети садятся за другой стол. На экране дерево с корневой системой.

Воспитатель: летом и весной тепло и дерево может легко пить воду, беря ее из земли, а зимой и осенью холодно и дереву сложно взять  воду из промерзшей земли. Давай те посмотрим, как это происходит.

Дети под руководством воспитателя опускают окрашенный фломастером край бумажной полоски в блюдце с водой. Наблюдают, как цвет фломастера поднимается вверх по мокрой бумаге. Так дерево питается летом. Затем такую же полоску  прикладывают к кусочку льда. Наблюдают  за тем, что бумага недостаточно  промокнет и цвет фломастера лишь немного поднимется вверх. Так дерево питается зимой.

Воспитатель: тяжело дереву осенью обеспечивать листочки и веточки водичкой и оно может засохнуть и погибнуть. Поэтому оно сбрасывает листву.

 Воспитатель: Теперь вам понятно, почему осенью листочки желтеют и опадают?

4. Физкультминутка.

Дети под музыку шагают по ковру, в руках желтые, красные листочки.

Мы по улице идем

Листья разные несем,

Ветер дунул посильней-

Желтый листик улетел (отдают желтые листики воспитателю)

Мы по улице идем

Листья разные несем,

Ветер дунул посильней-

Красный листик улетел (отдают красные листики воспитателю).

5 . Рисование в нетрадиционной технике - ладошками.

Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором находиться ватман с изображением дерева без листьев.

Воспитатель: Дети посмотрите на это осеннее дерево, мне кажется, что оно грустит. Почему оно грустит? (ответы детей).

Воспитатель: Дерево грустит по тому, что оно обронило все красивые осенние листочки. Давайте ему поможем и нарисуем новые. А рисовать будем с помощью ладошек.

Воспитатель объясняет и показывает технику рисования- ладошками. Дети приступают к выполнению работы. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»- «Осень».

В конце рисования воспитатель отмечает, что настроение у дерева улучшилось, хвалит детей за красивые листики – ладошки.

6. Рефлексия.

-Дети вам понравился мой рассказ об осенних листьях?

- А что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Скажите, почему же листья осенью желтеют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Конспект НОД по экологическому образованию для детей младшей группы.

Тема: "В гостях у Осени "Возрастная группа: младшаяИнтеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическоеЦель: создание условий для получения новых зна...

Конспект НОД по экологическому образованию для детей средней группы "Путешествие капельки"

Материал предназначен для воспитателей в помощь проведения занятий с детьми среднего дошкольного возраста...